Подводно-технические работы на носовой части танкера "Волгонефть-139", затонувшем 11 ноября в Керченском проливе, завершены. Как передает РБК со ссылкой на пресс-службу Министерства транспорта РФ (Минтранс), подъем и транспортировка носовой части танкера будет производится в благоприятных погодных условиях в течение нескольких суток. В настоящее время она находится на грунте, угрозы окружающей среде не представляет, судоходству не препятствует - 10 декабря из танков NN1 и 2 носовой части выкачано 1,2 тыс. т мазута и нефтеводяной эмульсии на танкер "Механик Ражев".
Кроме того, в соответствии с решением межведомственной комиссии по ликвидации последствий чрезвычайной ситуации, сложившейся 11 ноября в Керченском проливе, в течение трех месяцев будет проведено гидрографическое исследование южной части пролива с целью определения подводных объектов, препятствующих безопасности мореплавания. После получения официальных рекомендаций будет приниматься решение о подъеме затонувших судов.
На косе Чушка силами и средствами МЧС и Минобороны РФ продолжаются работы по вывозу и переработке нефтесодержащего мусора, сбору мазута с прибрежной полосы и водной поверхности у береговой линии. Поиск четверых членов экипажа сухогруза "Нахичевань", которые до сих пор числятся пропавшими без вести, проводится проходящими судами.
11 ноября 2007 года в результате сильнейшего шторма в Керченском проливе потерпели бедствие и затонули сухогруз "Ковель", танкер "Волгонефть-139", сухогруз "Вольногорск", сухогруз "Нахичевань", а также несколько других судов. Сначала в результате шторма разломился на две части танкер "Волгонефть-139", на борту которого находилось более 4,7 тыс. т мазута, 1,3 тыс. т из которых вылились в море. Затем затонул сухогруз "Вольногорск", на его борту находилось более 2,6 тыс. т серы. Позднее затонул сухогруз "Нахичевань" с 2 тыс. т серы. Натолкнувшись на "Вольногорск", получил пробоину и затонул сухогруз "Ковель", также груженый серой.
В результате водную среду попало около 7 тыс. т серы и до 2 тыс. т нефтепродуктов. Размер ущерба, причиненного штормом в Керченском проливе 11 ноября 2007 года., оценен Южной транспортной прокуратурой в 30 млрд руб. Ранее Министерство природных ресурсов (МПР) РФ оценило экологический ущерб в 6 млрд 382 млн руб. Общественные экологические организации обвиняют официальные органы в том, что работы по ликвидации загрязнения неадекватны масштабам катастрофы и ведутся не на всех участках зараженного побережья.
Основными причинами чрезвычайной ситуации Южная транспортная прокуратура называет халатность капитанов морского порта Кавказ и речного порта Ростов-на-Дону, сотрудников служб портового контроля, которые не соблюли установленный порядок захода и пребывания судов в районе Керченского пролива; противоправное непринятие капитаном порта Кавказ решения по отходу судов в безопасный район, в том числе не имеющих права и возможности для плавания в морской акватории, при изменении гидрометеорологической обстановки. Возбуждено 5 уголовных дел.