Правительство Кемеровской области просит федеральные власти вмешаться в ситуацию с вывозом угля по сети РЖД
С начала года не перевезено около на 1,5 млн тонн груза
Правительство Кемеровской области обратилось к первому вице-премьеру Андрею Белоусову с просьбой вмешаться в ситуацию с вывозом угля из региона по сети железных дорог, говорится в письме и. о. губернатора региона Вячеслава Телегина (имеется в распоряжении «ПортНьюс»).
Заторы на РЖД, отставленные поезда, и как следствие недовоз груза в порты позволили выполнить только 39,9% (2,19 млн тонн) от плана перевозки угля в январе 2022 года, хотя изначально заявлялось о перевозке 5,5 млн тонн груза, отмечается в обращении.
В декабре на полигоне Западно-Сибирской железной дороги было отставлено от движения 146 грузовых поездов, в том числе 61 угольный маршрут на экспорт в восточном направлении (152 тыс. тонн груза), на Красноярской железной дороге — 81 поезд, из них 37 в направлении восточных портов (186 тыс. тонн груза). Количество «брошенных» угольных маршрутов по сравнению с сентябрем выросло на Западно-Сибирской железной дороге в девять раз, на Красноярской железной дороге — более чем в два раза, что фактически привело почти к 100% занятости железнодорожной инфраструктуры. Это, заключают в письме власти Кузбасса, не позволит выполнить план перевозок января.
Срыв планов перевозки в январе 2022 года влечет невыполнение поручений президента РФ о наращивании вывоза угля из Кузбасса на экспорт не менее чем на 30% к 2024 году по сравнению с уровнем 2020 года.
Кроме этого, утверждает Вячеслав Телегин, правительство Кузбасса не согласовало ОАО «РЖД» план вывоза угля на 2022-2024, из-за того что монополия сконцентрировала погрузку в I и IV кв., в частности в зимний период, что несет в себе риски, связанные с нарушением ритмичности работы морских терминалов, затруднениями перевалки по причине смерзаемости угля. В связи с чем правительство Кузбасса просит Белый дом пересмотреть план РЖД для обеспечения вывоза 58 млн тонн угля из региона в 2022 году. Ситуация характерна как для восточного направления, так и в портах Северо-Запада. О проблемах с пропускной способностью железной дороги на пути к портам сообщал ранее «ПортНьюс».
Перевалка угля и кокса по итогам года увеличилась на 7,6% – до 202,7 млн тонн. Росту перевалки способствовал благоприятный уровень мировых цен. Однако в четвертом квартале их перевалка сократилась на 4,3%. Одной из причин стал высокий уровень грузовой базы конца 2020 года, так как мировые цены на твёрдое топливо начали увеличиваться ещё во второй половине 2020 года. Кроме того, отрицательное влияние оказали неблагоприятные погодные условия и ограничения со стороны железнодорожной инфраструктуры, прежде всего в направлении портов Дальнего Востока. Так, перевозки угля с территории Хакасии, Бурятии и Тывы в направлении Дальнего Востока в 2021 году по сравнению с 2020 годом сократились на 40–60% (-10,4 млн тонн). С учетом этого, в начале 2022 года стало обсуждаться квотирование перевозок из Хакасии, Бурятии и Тывы с целью восстановления прежних объемов отгрузки угля на экспорт.
Погрузка экспортных грузов на сети ОАО «РЖД» в 2021 году составила 351,1 млн тонн (+5,8%), что является рекордным показателем. Погрузка увеличилась в направлении всех морских бассейнов страны. Наиболее существенный рост наблюдается в порты Юга (+17,1%). Вследствие этого в Азово-Черноморском бассейне в 2021 году перевалка угля выросла на 66%.