• 19 января 2022 13:35

    Порты России по итогам 2021 года: инфографика и аналитика

    «ПортНьюс» и Институт проблем естественных монополий представляют инфографику и аналитику по итогам работы морских портов России за IV квартал и 12 месяцев 2021 года

    По итогам 2021 года перевалка грузов в портах увеличилась на 1,7% до 835,2 млн тонн. В четвертом квартале также наблюдается рост перевалки (до 213 млн тонн, т. е. +1,7% к 4-м кварталу 2020 года). Росту перевалки способствовала благоприятная конъюнктура мирового рынка на фоне восстановления экономик после развития пандемии COVID-19 и предпринятых мер по ограничению её распространения.

    Прирост перевалки по итогам года наблюдается по многим грузам, однако в ряде случаев имеется отрицательная динамика. Например, перевалка зерна в 2021 году сократилась на 15,8% - до 42,4 млн тонн, а снижение в четвертом квартале превысило 33% (к аналогичному периоду 2020 года). Сокращение перевалки было связано как с пониженным сбором зерновых под влиянием неблагоприятных погодных условий, так и с вводом экспортных пошлин для обеспечения продовольственной безопасности страны, в результате чего произошло перераспределение отгрузки между экспортным и внутренним рынками.

    Положительную динамику продемонстрировал экспорт нефтеналивных грузов. Если в 2020 году из-за жестких локдаунов и соглашений ОПЕК+ спрос на нефть и ее добыча в мире резко сократились, а Россия снизила экспорт нефти и нефтепродуктов на 41% и 32% соответственно (в стоимостном выражении), то в 2021 году мы наблюдали столь же резкий восстановительный рост, обеспеченный отложенным спросом. Это, в свою очередь, привело и к соответствующему росту поставок нефтеналивных грузов через морские порты: объем перевалки нефти вырос на 1,3%, нефтепродуктов – на 2,7%.


    Перевалка угля и кокса по итогам года увеличилась на 7,6% – до 202,7 млн тонн. Росту перевалки способствовал благоприятный уровень мировых цен. Однако в четвертом квартале их перевалка сократилась на 4,3%. Одной из причин стал высокий уровень грузовой базы конца 2020 года, так как мировые цены на твёрдое топливо начали увеличиваться ещё во второй половине 2020 года. Кроме того, отрицательное влияние оказали неблагоприятные погодные условия и ограничения со стороны железнодорожной инфраструктуры, прежде всего в направлении портов Дальнего Востока. Так, перевозки угля с территории Хакасии, Бурятии и Тывы в направлении Дальнего Востока в 2021 году по сравнению с 2020 годом сократились на 40–60% (-10,4 млн тонн). С учетом этого, в начале 2022 года стало обсуждаться квотирование перевозок из Хакасии, Бурятии и Тывы с целью восстановления прежних объемов отгрузки угля на экспорт.

    Стоит отметить, что погрузка экспортных грузов на сети ОАО «РЖД» в 2021 году составила 351,1 млн тонн (+5,8%), что является рекордным показателем. Погрузка увеличилась в направлении всех морских бассейнов страны. Наиболее существенный рост наблюдается в порты Юга (+17,1%). Вследствие этого в Азово-Черноморском бассейне в 2021 году перевалка угля выросла на 66%.

    Также стоит отметить устойчивый рост перевалки химических и минеральных удобрений. По итогам 2021 года объем их отгрузки вырос на 0,4%, а в четвертом квартале наблюдался рост на 7,7%. Увеличение перевалки происходит на фоне роста спроса и, как следствие, мировых цен на удобрения. Росту перевалки также способствовало строительство и ввод в эксплуатацию терминала ООО «Ультрамар» (Усть-Луга), где приступили к перевалке удобрений в конце 2021 года.


    Рост перевалки грузов в контейнерах за 2021 год составил 6,1%. При этом прирост перевалки контейнеров в портах оказался ниже прироста объёма перевозки контейнеров железнодорожным транспортом. По итогам 2021 года перевозки контейнеров на сети ОАО «РЖД» превысили 6,5 млн ДФЭ, что на 12,1% выше уровня 2020 года. К уровню 2016 года рост контейнерных отправок составил практически два раза.

    На увеличение перевозки контейнеров положительное влияние оказала пандемия COVID-19 и предпринятые меры по ограничению её распространения: железнодорожный транспорт был наименее подвержен ограничениям, в то время как карантинные ограничения привели к существенному нарушению работы портов и морского транспорта. Переориентация с морского на железнодорожный транспорт также связана с существенным ростом ставок фрахта, в том числе по маршруту «Китай – Европа». При этом одним из популярных маршрутов перевозки контейнеров из Китая стал транзит через дальневосточные порты России, далее железной дорогой до портов Южного бассейна, либо напрямую в Европу, что во многих случаях оказалось выгоднее традиционного морского маршрута через Суэцкий канал. Это привело к существенному росту контейнерооборота портов Дальневосточного и Южного бассейнов и его стагнации в портах Балтийского бассейна.

    В 2022 году, при условии сохранения благоприятной конъюнктуры рынка и отсутствия жестких карантинных ограничений, можно ожидать дальнейшего увеличения объёма перевалки грузов в портах. Росту перевалки будут способствовать реализуемые масштабные проекты по вводу новых и развитию существующих перевалочных мощностей, а также проекты по модернизации и расширению железнодорожной инфраструктуры.


24 апреля 2024

19:00 Подводная лодка проекта 636.3 «Магадан» выполнила глубоководное погружение на 240 м
18:52 В порту Кавказ изменят пределы пункта пропуска через госграницу РФ
18:34 Судовладельцы нарушили техрегламент речных пассажирских и грузовых перевозок в Великом Устюге
18:12 «СовЭкон»: Экспорт российской пшеницы в апреле 2024 года может достичь рекордных 4,6 млн тонн
17:53 AD Ports подписала концессию на развитие и эксплуатацию терминала в порту Анголы
17:37 ГУМРФ проведет последние перед приемной кампанией дни открытых дверей 19 мая и 1 июня
17:20 Резиденты ОЭЗ ППТ «Лотос» вложили более 5 млрд рублей инвестиций
16:58 На внутренних водных путях Московского бассейна открылась навигация 2024 года
16:34 Посольство: Российский моряк сможет покинуть захваченное Ираном судно MSC Aries при смене экипажа
16:18 TotalEnergies (Франция) и OQ (Оман) планируют построить СПГ-завод для бункеровок в порту Сохар
15:56 Росморпорт установит российское программное обеспечение на всех 25 СУДС к концу 2024 года
15:27 Александр Казакевич возглавил АО «Усть-Луга Ойл»
15:12 Чистая прибыль НМТП в первом квартале 2024 года выросла в 1,9 раза — до 4,8 млрд рублей
14:53 Рост количества судозаходов круизных теплоходов в Москве в 2024 году ожидается на 25%
14:35 В Астраханской области обнаружено загрязнение акватории у причалов ПК «Эко+» и «Красных Баррикад»
14:14 «НОВАТЭК» приступил к добыче газа на Северо-Часельском месторождении в ЯНАО
13:56 На морском терминале КТК с начала 2024 года к концу апреля отгружено 21,1 млн тонн нефти
13:33 Строительство 20-ти речных понтонов проекта РВНЦ.05/21 ведется под техническим наблюдением РКО
13:12 В строительство второго этапа кластера «Геленджик Марина» вложат более 100 млрд рублей
12:53 Морские перевозки железной руды в I квартале 2024 года выросли на 3,8%
12:34 Реконструкция Волховского шлюза в Ленобласти выполнена на 70%
12:15 Губернатор Магаданской области поручил до июля 2024 года избавить бухту Нагаева от затонувшей плавбазы «Нева»
11:56 Паромное сообщение в речном пункте пропуска Покровка — Жаохэ (Китай) возобновляется с 25 апреля
11:37 Для комплекса минеральных удобрений МБТ приобретен новый фронтальный погрузчик
11:22 Выручка FESCO за 2023 год увеличилась на 6% — до 172 млрд рублей
11:08 Активы резидентов специального административного района на острове Русском достигли 5,5 трлн рублей
10:49 Яхтенный причал в центре Владивостока открылся после модернизации
10:30 Паром «Адмирал Невельской» выведен с линии Корсаков — Курилы из-за необходимости ремонта
10:11 Маршруты круизных теплоходов из Москвы в навигацию 2024 года пройдут через 50 городов
09:52 Два теплохода ЛОРП готовятся встать под загрузку к началу весеннего паводка в верховьях Лены
09:29 Александр Коновалов назначен генеральным директором Балтийского завода
09:07 Ледоколы «Иван Крузенштерн» и «Семен Дежнев» должны пройти ремонт до 15 сентября 2024 года
08:44 Владимир Путин: Провозная способность БАМа составит в 2024 году почти 42 млн тонн
08:21 ГК «Дело» планирует построить контейнерный терминал в порту Хамбантота (Шри-Ланка)
08:00 Летняя речная навигация 2024 года в Подмосковье стартует 1 мая

23 апреля 2024

19:00 Замглавы РЖД призвал использовать все возможности для вывоза экспортных грузов
18:26 Для международного морского терминала в Пионерском построят перехватывающую стоянку для накатной техники
17:48 Россия рассматривает возможность создания порта в одной из стран Африки
17:08 Росморпорт планирует ремонт буксира «Ирбис» в объеме очередного освидетельствования РС
16:19 WinGD завершила испытания нового короткоходного двигателя серии X-S
16:00 Компания «Водолет» развивает собственную причальную инфраструктуру на Волге
15:48 Эксперт: Необходимо строительство камеры шлюза 16А на Городце и ликвидация мелководья на Каме
15:31 Второй центр оценки качества зерна введен на терминале КСК в Новороссийске
15:12 ООО «Водолет» (Нижний Новгород) в навигацию 2024 года планирует перевезти 130 тыс. пассажиров
14:53 Компания «Волга-Флот» призвала обеспечить утилизационный грант под постройку речных грузовых судов в 25%
14:35 Эксперт: Существует риск остановки судоходства на Городецком участке в навигацию 2024 года
14:16 «Волга-Флот» предлагает дотировать речные перевозки строительных и социально значимых грузов
13:57 Голландская верфь Thecla Bodewes Shipyards спустила на воду пятый сухогруз серии LABRAX
13:44 Сотрудники ММТП эвакуированы из-за обнаружения бомбы времен ВОВ на территории порта
13:35 Создание ПОЭЗ в Нижнем Новгороде позволит увеличить к 2030 году контейнерные перевозки на 240 тыс. TEU в год
13:18 НКХП увеличил перевалку экспортного зерна в марте 2024 года на 2,5% — до 737,2 тыс. тонн
12:59 Пермский край планирует построить 9 новых причалов к 2026 году
12:43 Сухогруз греческой компании Carras первым в отрасли получил нотацию класса Biofuel-1 от общества ABS
12:21 Астраханская область предложила продлить МТК «Север ‒ Юг» до Африки
11:56 Теплоходы компании «Водоходъ» выполнят 176 круизов из 14 городов России в майские праздники
11:37 Росморпорт ищет исполнителя работ по обслуживанию земснаряда при дноуглублении ВКМСК
11:19 Профсоюзы США предлагают ввести отдельную плату для судов, построенных в Китае
10:58 Капитана на Ямале осудили за небрежность при управлении буксирным составом
10:42 Катерное сообщение от причала Михайловской батареи (Севастополь) нарушено из-за шторма
10:21 Пассажирский теплоход «Мустай Карим» отправился в первый в 2024 году круиз
10:10 Губернатор Сахалина назвал субдсидируемую доставку грузов по Севморпути козырной картой в развитии региона
09:39 Бразилия, Иран, Алжир и Нигерия станут приоритетными направлениями экспорта российской рыбопродукции
09:17 РЖД введет скидку 50% на перевозку черных металлов по восточной ветке МТК «Север ‒ Юг»
08:56 Юрий Трутнев: Верфь на Камчатке стала хорошим примером сокращения расходов на строительство рыболовных судов
08:31 Строительство и обновление причалов вошло в перечень мероприятий по сохранению и развитию Соловецкого архипелага
08:12 Владимир Путин: МТК «Север – Юг» должен стать примером самой широкой международной кооперации
08:00 Ульяновск прогнозирует рост количество круизных туристов в навигацию 2024 года на 7,5%

22 апреля 2024

19:00 Российская палата судоходства отмечает 30-летие деятельности
18:34 Швейцарская MSС примет участие в создании плавучего госпиталя для медицинской помощи жителям африканских стран
18:13 Предшвартовый этап постройки океанографического судна «Алмаз» на ПСЗ «Янтарь» планируется в конце 2024 года