• 19 января 2022 13:35

    Порты России по итогам 2021 года: инфографика и аналитика

    «ПортНьюс» и Институт проблем естественных монополий представляют инфографику и аналитику по итогам работы морских портов России за IV квартал и 12 месяцев 2021 года

    По итогам 2021 года перевалка грузов в портах увеличилась на 1,7% до 835,2 млн тонн. В четвертом квартале также наблюдается рост перевалки (до 213 млн тонн, т. е. +1,7% к 4-м кварталу 2020 года). Росту перевалки способствовала благоприятная конъюнктура мирового рынка на фоне восстановления экономик после развития пандемии COVID-19 и предпринятых мер по ограничению её распространения.

    Прирост перевалки по итогам года наблюдается по многим грузам, однако в ряде случаев имеется отрицательная динамика. Например, перевалка зерна в 2021 году сократилась на 15,8% - до 42,4 млн тонн, а снижение в четвертом квартале превысило 33% (к аналогичному периоду 2020 года). Сокращение перевалки было связано как с пониженным сбором зерновых под влиянием неблагоприятных погодных условий, так и с вводом экспортных пошлин для обеспечения продовольственной безопасности страны, в результате чего произошло перераспределение отгрузки между экспортным и внутренним рынками.

    Положительную динамику продемонстрировал экспорт нефтеналивных грузов. Если в 2020 году из-за жестких локдаунов и соглашений ОПЕК+ спрос на нефть и ее добыча в мире резко сократились, а Россия снизила экспорт нефти и нефтепродуктов на 41% и 32% соответственно (в стоимостном выражении), то в 2021 году мы наблюдали столь же резкий восстановительный рост, обеспеченный отложенным спросом. Это, в свою очередь, привело и к соответствующему росту поставок нефтеналивных грузов через морские порты: объем перевалки нефти вырос на 1,3%, нефтепродуктов – на 2,7%.


    Перевалка угля и кокса по итогам года увеличилась на 7,6% – до 202,7 млн тонн. Росту перевалки способствовал благоприятный уровень мировых цен. Однако в четвертом квартале их перевалка сократилась на 4,3%. Одной из причин стал высокий уровень грузовой базы конца 2020 года, так как мировые цены на твёрдое топливо начали увеличиваться ещё во второй половине 2020 года. Кроме того, отрицательное влияние оказали неблагоприятные погодные условия и ограничения со стороны железнодорожной инфраструктуры, прежде всего в направлении портов Дальнего Востока. Так, перевозки угля с территории Хакасии, Бурятии и Тывы в направлении Дальнего Востока в 2021 году по сравнению с 2020 годом сократились на 40–60% (-10,4 млн тонн). С учетом этого, в начале 2022 года стало обсуждаться квотирование перевозок из Хакасии, Бурятии и Тывы с целью восстановления прежних объемов отгрузки угля на экспорт.

    Стоит отметить, что погрузка экспортных грузов на сети ОАО «РЖД» в 2021 году составила 351,1 млн тонн (+5,8%), что является рекордным показателем. Погрузка увеличилась в направлении всех морских бассейнов страны. Наиболее существенный рост наблюдается в порты Юга (+17,1%). Вследствие этого в Азово-Черноморском бассейне в 2021 году перевалка угля выросла на 66%.

    Также стоит отметить устойчивый рост перевалки химических и минеральных удобрений. По итогам 2021 года объем их отгрузки вырос на 0,4%, а в четвертом квартале наблюдался рост на 7,7%. Увеличение перевалки происходит на фоне роста спроса и, как следствие, мировых цен на удобрения. Росту перевалки также способствовало строительство и ввод в эксплуатацию терминала ООО «Ультрамар» (Усть-Луга), где приступили к перевалке удобрений в конце 2021 года.


    Рост перевалки грузов в контейнерах за 2021 год составил 6,1%. При этом прирост перевалки контейнеров в портах оказался ниже прироста объёма перевозки контейнеров железнодорожным транспортом. По итогам 2021 года перевозки контейнеров на сети ОАО «РЖД» превысили 6,5 млн ДФЭ, что на 12,1% выше уровня 2020 года. К уровню 2016 года рост контейнерных отправок составил практически два раза.

    На увеличение перевозки контейнеров положительное влияние оказала пандемия COVID-19 и предпринятые меры по ограничению её распространения: железнодорожный транспорт был наименее подвержен ограничениям, в то время как карантинные ограничения привели к существенному нарушению работы портов и морского транспорта. Переориентация с морского на железнодорожный транспорт также связана с существенным ростом ставок фрахта, в том числе по маршруту «Китай – Европа». При этом одним из популярных маршрутов перевозки контейнеров из Китая стал транзит через дальневосточные порты России, далее железной дорогой до портов Южного бассейна, либо напрямую в Европу, что во многих случаях оказалось выгоднее традиционного морского маршрута через Суэцкий канал. Это привело к существенному росту контейнерооборота портов Дальневосточного и Южного бассейнов и его стагнации в портах Балтийского бассейна.

    В 2022 году, при условии сохранения благоприятной конъюнктуры рынка и отсутствия жестких карантинных ограничений, можно ожидать дальнейшего увеличения объёма перевалки грузов в портах. Росту перевалки будут способствовать реализуемые масштабные проекты по вводу новых и развитию существующих перевалочных мощностей, а также проекты по модернизации и расширению железнодорожной инфраструктуры.


21 мая 2022

08:20 Проектированием ремонтных дноуглубительных работ в бухте Бечевинская (Камчатка) займется «ПИ Петрохим-технология»
08:00 Дефицита судового топлива в России не ожидается - эксперт

20 мая 2022

19:00 Токийский меморандум подвел итоги 2021 года
18:36 Владимир Путин поручил пересмотреть тарифы РЖД на перевозку металла
18:21 Объявлен повторный конкурс на модернизацию ремонтно-отстойного пункта «Рыбное» на р. Ангара
17:56 Итоги недели с «ПортНьюс»
17:35 На строящемся ледоколе «Урал» запустили реактор — Вячеслав Рукша
17:19 Объявлен новый конкурс по модернизации Симоновских ремонтно-механических мастерских в Енисейске
17:00 На Бурейской ГЭС началось наполнение водохранилища
16:38 Землесос проекта 4395 «Московский-703» заложен на территории АО «Порт Коломна»
16:16 «Газпромнефть Марин Бункер» пролонгировал контракт на эксплуатацию терминала в порту Санкт-Петербург до 2027 года
15:52 Объявлен конкурс на модернизацию исследовательского судна «Петр Котцов»
15:33 Правительство РФ планирует субсидировать перевозку промышленной продукции через РЭЦ
15:11 На Волге у Казани снят с мели теплоход с грузом металла
14:48 «Красное Сормово» присвоит имя Николая Орлова сухогрузу проекта RSD59
14:33 Глубина в границах Азово-Донского ФБУ с 21 по 31 мая 2022 года прогнозируется на уровне от 200 до 390 см
14:17 В морском порту Николаевск-на-Амуре начала работу паромная переправа
13:50 В состав ВМФ в 2022 году планируется принять 20 кораблей — вице-премьер Юрий Борисов
13:29 Северная верфь объявит третий конкурс на завершение работ по модернизации завода в конце мая
13:15 На заседании Морской коллегии рассмотрена концепция развития водолазного дела до 2035 года
12:58 Прокуратура выявила нарушения при проведении работ по капремонту пассажирских причалов речного вокзала Перми
12:31 ОСК ведет переговоры с потенциальными заказчиками контейнеровозов
12:22 В ЯНАО на маршрут Салехард-Лабытнанги выйдут шесть паромов
12:18 Траулеры по программе «квоты под киль» необходимо перепроектировать под российское оборудование — глава ОСК
11:54 В Магадане организуют подъем пяти затонувших судов из бухты Нагаева
11:33 ОСК намерена запустить серийное производство двигательных элементов для судов в 2024-2025 годах
11:16 FESCO запустила регулярную морскую линию из России во Вьетнам
10:52 ОСК планирует подписать до пяти соглашений в рамках ПМЭФ-2022
10:34 АО «Транснефть – Север» завершило подготовку водного транспорта к навигации
10:11 На мировом бункерном рынке 20 мая будут преобладать разнонаправленные колебания — аналитики MABUX
09:53 Росморпорт проведет аукцион на дноуглубление в порту Усть-Луга
09:31 На Нижней Волге завершается специальный весенний попуск
09:12 Нефть дешеевет на возможном увеличении поставок в Китай
08:50 Сухогруз проекта RSD59 «Геннадий Егоров» вышел на ходовые испытания
08:26 Морские спасательные силы РФ приняли участие в международных учениях по связи
08:00 Запад сможет заместить российскую нефть на уровне не более 2 млн барр. в сутки - эксперт

19 мая 2022

19:00 В порту Коккола (Финляндия) испытали удаленную лоцманскую проводку судна при прохождении фарватера
18:37 Глава ОСК прогнозирует увеличение количества заказов для оборонно-промышленного комплекса
18:19 Законопроект о введении электронного промыслового журнала подготовлен ко второму чтению
18:02 Отказ ЕС от российской нефти приведёт лишь к перераспределению на рынке - Александр Новак
17:37 ФАС одобрила с предписанием ходатайство «Лукойла» о приобретении ООО «Шелл Нефть»
17:17 Авторскую систему автоматизированного проектирования судовых конструкций планируется разработать в СПбГМТУ
16:59 Свод правил противопожарной безопасности при бункеровке судов СПГ разработает ВНИИ противопожарной обороны
16:38 Риски пиратства у восточного побережья Африки значительно снизились
16:18 Открытие доступа к портам Украины необходимо увязывать с возможностью снятия санкций против России - МИД РФ
16:00 Неизвестные попытались высадиться на судно в Красном море
15:38 Внесены изменения в Обязательные постановления порта Архангельск
15:17 Опубликован приказ об открытии пункта пропуска на терминале «Ультрамар» в Усть-Луге
15:12 «Ушаковские верфи» построили речное судно с модернизированным автомобильным двигателем
14:58 Частично затонувший Буксир «Малик» находится на плаву и приступит к работе в ближайшее время – судовладелец
14:41 Wartsila поставила комплекты систем подачи СНГ для танкеров оператора BW LPG
14:20 ОТЭКО впервые подтвердила соответствие услуг по организации перевалки навалочных грузов требованиям стандарта ISO 9001
13:57 Долгосрочные ставки на рефконтейнеры на сервисе Западное побережье США-Дальний Восток выросли на 60% – Xeneta
13:34 Судно «Иван Фомин» приступило к таможенному контролю в акватории Финского залива
13:17 «Транснефть – Прикамье» подготовила флот к навигации
12:54 На Москве-реке начнет работать «Водный патруль»
12:33 В Татарстане суд оштрафовал на 60 тыс. руб. организатора опасного отдыха на воде
12:16 Чистая прибыль ZIM в I квартале 2022 года выросла на 190% и составила более $1,7 млн
11:57 На всех участках водных путей Северо-Двинского бассейна открыта судоходная навигация
11:35 В порту Антверпен-Брюгге ждут первое буксирное судно на водороде