• 19 января 2022 13:35

    Порты России по итогам 2021 года: инфографика и аналитика

    «ПортНьюс» и Институт проблем естественных монополий представляют инфографику и аналитику по итогам работы морских портов России за IV квартал и 12 месяцев 2021 года

    По итогам 2021 года перевалка грузов в портах увеличилась на 1,7% до 835,2 млн тонн. В четвертом квартале также наблюдается рост перевалки (до 213 млн тонн, т. е. +1,7% к 4-м кварталу 2020 года). Росту перевалки способствовала благоприятная конъюнктура мирового рынка на фоне восстановления экономик после развития пандемии COVID-19 и предпринятых мер по ограничению её распространения.

    Прирост перевалки по итогам года наблюдается по многим грузам, однако в ряде случаев имеется отрицательная динамика. Например, перевалка зерна в 2021 году сократилась на 15,8% - до 42,4 млн тонн, а снижение в четвертом квартале превысило 33% (к аналогичному периоду 2020 года). Сокращение перевалки было связано как с пониженным сбором зерновых под влиянием неблагоприятных погодных условий, так и с вводом экспортных пошлин для обеспечения продовольственной безопасности страны, в результате чего произошло перераспределение отгрузки между экспортным и внутренним рынками.

    Положительную динамику продемонстрировал экспорт нефтеналивных грузов. Если в 2020 году из-за жестких локдаунов и соглашений ОПЕК+ спрос на нефть и ее добыча в мире резко сократились, а Россия снизила экспорт нефти и нефтепродуктов на 41% и 32% соответственно (в стоимостном выражении), то в 2021 году мы наблюдали столь же резкий восстановительный рост, обеспеченный отложенным спросом. Это, в свою очередь, привело и к соответствующему росту поставок нефтеналивных грузов через морские порты: объем перевалки нефти вырос на 1,3%, нефтепродуктов – на 2,7%.


    Перевалка угля и кокса по итогам года увеличилась на 7,6% – до 202,7 млн тонн. Росту перевалки способствовал благоприятный уровень мировых цен. Однако в четвертом квартале их перевалка сократилась на 4,3%. Одной из причин стал высокий уровень грузовой базы конца 2020 года, так как мировые цены на твёрдое топливо начали увеличиваться ещё во второй половине 2020 года. Кроме того, отрицательное влияние оказали неблагоприятные погодные условия и ограничения со стороны железнодорожной инфраструктуры, прежде всего в направлении портов Дальнего Востока. Так, перевозки угля с территории Хакасии, Бурятии и Тывы в направлении Дальнего Востока в 2021 году по сравнению с 2020 годом сократились на 40–60% (-10,4 млн тонн). С учетом этого, в начале 2022 года стало обсуждаться квотирование перевозок из Хакасии, Бурятии и Тывы с целью восстановления прежних объемов отгрузки угля на экспорт.

    Стоит отметить, что погрузка экспортных грузов на сети ОАО «РЖД» в 2021 году составила 351,1 млн тонн (+5,8%), что является рекордным показателем. Погрузка увеличилась в направлении всех морских бассейнов страны. Наиболее существенный рост наблюдается в порты Юга (+17,1%). Вследствие этого в Азово-Черноморском бассейне в 2021 году перевалка угля выросла на 66%.

    Также стоит отметить устойчивый рост перевалки химических и минеральных удобрений. По итогам 2021 года объем их отгрузки вырос на 0,4%, а в четвертом квартале наблюдался рост на 7,7%. Увеличение перевалки происходит на фоне роста спроса и, как следствие, мировых цен на удобрения. Росту перевалки также способствовало строительство и ввод в эксплуатацию терминала ООО «Ультрамар» (Усть-Луга), где приступили к перевалке удобрений в конце 2021 года.


    Рост перевалки грузов в контейнерах за 2021 год составил 6,1%. При этом прирост перевалки контейнеров в портах оказался ниже прироста объёма перевозки контейнеров железнодорожным транспортом. По итогам 2021 года перевозки контейнеров на сети ОАО «РЖД» превысили 6,5 млн ДФЭ, что на 12,1% выше уровня 2020 года. К уровню 2016 года рост контейнерных отправок составил практически два раза.

    На увеличение перевозки контейнеров положительное влияние оказала пандемия COVID-19 и предпринятые меры по ограничению её распространения: железнодорожный транспорт был наименее подвержен ограничениям, в то время как карантинные ограничения привели к существенному нарушению работы портов и морского транспорта. Переориентация с морского на железнодорожный транспорт также связана с существенным ростом ставок фрахта, в том числе по маршруту «Китай – Европа». При этом одним из популярных маршрутов перевозки контейнеров из Китая стал транзит через дальневосточные порты России, далее железной дорогой до портов Южного бассейна, либо напрямую в Европу, что во многих случаях оказалось выгоднее традиционного морского маршрута через Суэцкий канал. Это привело к существенному росту контейнерооборота портов Дальневосточного и Южного бассейнов и его стагнации в портах Балтийского бассейна.

    В 2022 году, при условии сохранения благоприятной конъюнктуры рынка и отсутствия жестких карантинных ограничений, можно ожидать дальнейшего увеличения объёма перевалки грузов в портах. Росту перевалки будут способствовать реализуемые масштабные проекты по вводу новых и развитию существующих перевалочных мощностей, а также проекты по модернизации и расширению железнодорожной инфраструктуры.




5 ноября 2024

19:00 Общая стоимость российских проектов техсуверенитета достигла 978 млрд рублей
18:28 Суд обязал Росимущество убрать два списанных судна из акватории реки Полуй в Салехарде
18:06 Ставки морских перевозок рыбопродукции в ноябре 2024 года выросли в рублевом выражении, но снизились в долларовом
17:44 Первое военно-морское учение ВМФ России и ВМС Индонезии открылось в порту Сурабая
17:23 Экспорт зерна из Астраханской области в январе‒октябре 2024 года вырос в 1,5 раза — до 3,4 млн тонн
17:02 Танкер-химовоз проекта 00216М «Азимут-1» вышел на ходовые испытания в Каспийское море
16:47 Намечены первоочередные работы по совершенствованию технического состояния ВВП трех районов канала имени Москвы
16:16 Сорванный сильным ветром дебаркадер повредил причал яхт-клуба в Санкт-Петербурге
15:58 Грузоперевозки паромами на линии Усть-Луга — Балтийск в октябре 2024 года выросли до 120 тыс. тонн
15:47 Архангельская РЭБ флота к 2028 году модернизирует 60% производственных мощностей
15:05 РС провел ежегодное освидетельствование атомного ледокола «Ленин»
14:42 Готовность объектов первого пускового комплекса Багаевского гидроузла достигла 80%
14:26 Переходный период техрегламента ЕЭС на нефть продлен до 2027 года
13:59 МПКС «Гавриил Романович Державин» пришвартовалось на речном вокзале в Самаре
13:39 Адмиралтейские верфи обеспечены заказами на ближайшие 10 лет
13:26 Водным транспортом из Татарстана за январь‒октябрь 2024 года на экспорт отправлено 410 тыс. тонн зерна
12:32 Работу шлюзов №№ 1‒19 Беломорканала в навигацию 2024 года продлили до 11 ноября
11:58 В рамках реконструкции Городецкого гидроузла демонтирована надводная часть нижней причальной стенки шлюза № 15
11:46 Краболов проекта CCa5712LS «Капитан Фирсов» отправлен в Санкт-Петербург для достройки
11:27 Мнение: МАНС станут особенно эффективны при реализации «умных» портов
10:59 Из порта Новороссийск в Египет доставили оборудование для АЭС «Эль-Дабаа»
10:43 Субсидии на строительство краболовов на дальневосточных верфях в 2024 году сокращены до 1,9 млрд рублей
10:31 Погрузка на ДВЖД в январе-октябре 2024 года выросла на 2,4% — до 63,2 млн тонн
10:13 Контейнерооборот ВМТП в октябре 2024 года увеличился на 18,5% ‒ до 83,6 тыс. TEU
09:47 Китайская Hudong-Zhonghua Shipbuilding получила заказы на строительство 12 контейнеровозов вместимостью 13,6 тыс. TEU
09:25 Окская судоверфь отправила на ходовые испытания краболов-процессор проекта ССа 5712P «Капитан Сковпен»
09:03 Нефтепорт Козьмино (Приморье) провел плановое пожарное учение на объекте береговых и причальных сооружений
08:36 ASCO в 2024–2027 годах выведет из эксплуатации 65 устаревших и неэффективных судов общим дедвейтом 26 595 тонн
08:08 «Малый порт» (Находка) в октябре 2024 года обработал 23 судна класса Panamax
08:00 Речным транспортом в мягких контейнерах производства НТП за навигацию-2024 перевезут около 140 тыс. тонн цемента

4 ноября 2024

15:51 США смягчили санкции для ряда российских банков
15:36 Стартовала 22-я Спартакиада имени Л.А. Бочкова в Находке
13:10 ОПЕК+ продлила действие добровольных сокращений добычи нефти до конца декабря 2024 года
12:40 Прокуратура организовала проверку по факту намотки сетей на винт у танкера в Беринговом море
12:16 В США заявили о строительстве в Китае необычного авианосца
12:04 Транспортная прокуратура потребовала устранить нарушения при эксплуатации причала в Ивановской области

3 ноября 2024

13:50 Завешается 33-я Международная Геленджикская регата
10:30 Теплоход «Патриа» вернется на маршрут Санкт-Петербург — Калининград 5 ноября
09:56 Из Санкт-Петербурга стартовала 70-я Российская антарктическая экспедиция
09:34 В порту Корсаков началась разгрузка судна «САСКО Алдан»
09:18 Правительство освободило от экспортных пошлин филе минтая и мороженную иваси

2 ноября 2024

17:00 Итоги рабочей недели с ПортНьюс: 28 октября - 2 ноября 2024 года
16:27 Навигация 2024 года в пункте пропуска Покровка (РФ) — Жаохэ (КНР) завершится 10 ноября
16:06 Находкинский МТП для более эффективной работы с контейнерами произвел рокировку кранов
15:43 Погрузка на СКЖД в январе‒октябре 2024 года сократилась на 9,6% — до 44,5 млн тонн
15:24 Сценарий развития завода «Красное Сормово» предусматривает выход на постройку до 20 сухогрузов в год
15:12 Фрегат «Адмирал Головко» вышел из Североморска в первый дальний поход
14:51 Настенная карта судоремонтной отрасли уже отправлена в 12 регионов России
14:30 Малое пассажирское круизное судно «Гавриил Романович Державин» отправилось к месту приписки в Самару
14:08 Навигация-2024 на морском терминале Беломорск порта Онега (Архангельская область) закроется 15 ноября
13:46 Рабочая группа ЕЭК приняла проект поправок к Европейскому соглашению о важнейших внутренних водных путях
13:19 Maersk: Риски для судоходства в Красном море сохранятся и в следующем году
13:05 Приморский Россельхознадзор за 10 месяцев 2024 года обследовал 228 морских судов для включения в реестр экспортеров
12:44 Беспилотник промониторил работы по утилизации сухогруза Xing Yuan на Сахалине
12:26 Обстановочные суда проекта 3050.1А «Стерх» и «Чибис» передадут заказчику в конце ноября 2024 года
12:07 В рамках развития Мурманского транспортного узла завершен первый этап реконструкции станции Кандалакша
11:48 Минтранс Пермского края оценивает грузовую базу для создания перегрузочного комплекса в речном порту
11:31 Администрация «Амурводпуть» в межнавигационный период 2024‒2025 годов отремонтирует 14 судов технического флота
11:12 Компания «Экоторг М» оптимизировала маршрут доставки шпунтов из КНР в Россию
10:53 Объявлены сведения о глубинах и проходных осадках судов в порту Анадырь (Чукотка)
10:37 Аукцион на нефтегазовый участок Тосси-море (Охотское море) состоится до конца 2024 года
10:15 Юрий Саввин возглавил дирекцию по логистике и управлению коммерческой цепочкой поставок ОТЭКО
10:08 Нижегородская область подала заявку на включение в ОЭЗ «Кулибин» участка в городе Бор на берегу Волги
09:28 Число рейсов пассажирских судов на Волго-Балте в навигацию 2024 года выросло на 4,7% — до 3044
09:04 Николай Патрушев оценил оснащение Черноморского флота
08:42 ДВЖД увеличили отправки контейнеров с припортовых станций и терминалов Дальнего Востока до 120,1 тыс. TEU в октябре 2024 года
08:21 Енисейское речное пароходство завершило навигацию 2024 года на Таймыре
08:00 Навигация-2024 в морском порту Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край) завершится 15 ноября

1 ноября 2024

19:00 Водный транспорт в навигацию 2024 года увеличил количество судозаходов в Санкт-Петербург на 97%
18:22 Группа «Норебо» запустила первую очередь терминала «Ударник» в Мурманской области