Порты России по итогам 2021 года: инфографика и аналитика
«ПортНьюс» и Институт проблем естественных монополий представляют инфографику и аналитику по итогам работы морских портов России за IV квартал и 12 месяцев 2021 года
По итогам 2021 года перевалка грузов в портах увеличилась на 1,7% до 835,2 млн тонн. В четвертом квартале также наблюдается рост перевалки (до 213 млн тонн, т. е. +1,7% к 4-м кварталу 2020 года). Росту перевалки способствовала благоприятная конъюнктура мирового рынка на фоне восстановления экономик после развития пандемии COVID-19 и предпринятых мер по ограничению её распространения.
Прирост перевалки по итогам года наблюдается по многим грузам, однако в ряде случаев имеется отрицательная динамика. Например, перевалка зерна в 2021 году сократилась на 15,8% - до 42,4 млн тонн, а снижение в четвертом квартале превысило 33% (к аналогичному периоду 2020 года). Сокращение перевалки было связано как с пониженным сбором зерновых под влиянием неблагоприятных погодных условий, так и с вводом экспортных пошлин для обеспечения продовольственной безопасности страны, в результате чего произошло перераспределение отгрузки между экспортным и внутренним рынками.
Положительную динамику продемонстрировал экспорт нефтеналивных грузов. Если в 2020 году из-за жестких локдаунов и соглашений ОПЕК+ спрос на нефть и ее добыча в мире резко сократились, а Россия снизила экспорт нефти и нефтепродуктов на 41% и 32% соответственно (в стоимостном выражении), то в 2021 году мы наблюдали столь же резкий восстановительный рост, обеспеченный отложенным спросом. Это, в свою очередь, привело и к соответствующему росту поставок нефтеналивных грузов через морские порты: объем перевалки нефти вырос на 1,3%, нефтепродуктов – на 2,7%.
Перевалка угля и кокса по итогам года увеличилась на 7,6% – до 202,7 млн тонн. Росту перевалки способствовал благоприятный уровень мировых цен. Однако в четвертом квартале их перевалка сократилась на 4,3%. Одной из причин стал высокий уровень грузовой базы конца 2020 года, так как мировые цены на твёрдое топливо начали увеличиваться ещё во второй половине 2020 года. Кроме того, отрицательное влияние оказали неблагоприятные погодные условия и ограничения со стороны железнодорожной инфраструктуры, прежде всего в направлении портов Дальнего Востока. Так, перевозки угля с территории Хакасии, Бурятии и Тывы в направлении Дальнего Востока в 2021 году по сравнению с 2020 годом сократились на 40–60% (-10,4 млн тонн). С учетом этого, в начале 2022 года стало обсуждаться квотирование перевозок из Хакасии, Бурятии и Тывы с целью восстановления прежних объемов отгрузки угля на экспорт.
Стоит отметить, что погрузка экспортных грузов на сети ОАО «РЖД» в 2021 году составила 351,1 млн тонн (+5,8%), что является рекордным показателем. Погрузка увеличилась в направлении всех морских бассейнов страны. Наиболее существенный рост наблюдается в порты Юга (+17,1%). Вследствие этого в Азово-Черноморском бассейне в 2021 году перевалка угля выросла на 66%.
Также стоит отметить устойчивый рост перевалки химических и минеральных удобрений. По итогам 2021 года объем их отгрузки вырос на 0,4%, а в четвертом квартале наблюдался рост на 7,7%. Увеличение перевалки происходит на фоне роста спроса и, как следствие, мировых цен на удобрения. Росту перевалки также способствовало строительство и ввод в эксплуатацию терминала ООО «Ультрамар» (Усть-Луга), где приступили к перевалке удобрений в конце 2021 года.
Рост перевалки грузов в контейнерах за 2021 год составил 6,1%. При этом прирост перевалки контейнеров в портах оказался ниже прироста объёма перевозки контейнеров железнодорожным транспортом. По итогам 2021 года перевозки контейнеров на сети ОАО «РЖД» превысили 6,5 млн ДФЭ, что на 12,1% выше уровня 2020 года. К уровню 2016 года рост контейнерных отправок составил практически два раза.
На увеличение перевозки контейнеров положительное влияние оказала пандемия COVID-19 и предпринятые меры по ограничению её распространения: железнодорожный транспорт был наименее подвержен ограничениям, в то время как карантинные ограничения привели к существенному нарушению работы портов и морского транспорта. Переориентация с морского на железнодорожный транспорт также связана с существенным ростом ставок фрахта, в том числе по маршруту «Китай – Европа». При этом одним из популярных маршрутов перевозки контейнеров из Китая стал транзит через дальневосточные порты России, далее железной дорогой до портов Южного бассейна, либо напрямую в Европу, что во многих случаях оказалось выгоднее традиционного морского маршрута через Суэцкий канал. Это привело к существенному росту контейнерооборота портов Дальневосточного и Южного бассейнов и его стагнации в портах Балтийского бассейна.
В 2022 году, при условии сохранения благоприятной конъюнктуры рынка и отсутствия жестких карантинных ограничений, можно ожидать дальнейшего увеличения объёма перевалки грузов в портах. Росту перевалки будут способствовать реализуемые масштабные проекты по вводу новых и развитию существующих перевалочных мощностей, а также проекты по модернизации и расширению железнодорожной инфраструктуры.