• 28 мая 2021 08:41

    Россия и Финляндия намерены сотрудничать в сфере строительства ледоколов и освоения Арктики

    В современных условиях наиболее перспективными формами международного сотрудничества являются производственная кооперация, обмен наилучшими технологиями и локализация финских компаний на российском рынке, особенно в свете повышения требований по локализации строительства судов со стороны правительства Российской Федерации. Как было указано в ходе международной онлайн-конференции «Россия – Финляндия: перспективы развития международного сотрудничества в области судостроения».

    Взаимный интерес России и Финляндии вызывают вопросы освоения Арктики и развития ледокольного судостроения. У обеих стран в этой сфере очень сильные компетенции и ценный опыт. Развивается сотрудничество в рамках Арктического совета.

    «Наши страны являются стратегическими партнерами со значительным потенциалом для наращивания сотрудничества в области строительства ледоколов, специализированных ледокольных судов, экологически чистых судов, работающих на природном газе, а также производства систем очистки выбросов и проведения НИОКР в сфере арктического судостроения», – отметил торговый представитель Российской Федерации в Финляндии Сергей Синельников. В качестве примера плодотворного сотрудничества он привел проекты, реализуемые при участии судостроительной компании Helsinki Shipyard, которая специализируется на строительстве судов ледового класса различного назначения – ледоколов, судов снабжения, танкеров и пр. В разные годы успешно выполнены проекты для «Норильского никеля», «Совкомфлота» и других российских заказчиков. В 2016 году был спущен на воду инновационный ледокол на СПГ мощностью 21 МВт. В 2019 году было завершено строительство танкера для перевозки газового конденсата для проекта «Ямал-СПГ». В 2019-2020 гг. финская верфь получила заказ на три экспедиционных судна ледового класса, завершить их строительство планируется в 2021-2022 гг.

    Особую роль в двустороннем сотрудничестве играет компания Aker Arctic, инжиниринговый центр по разработке и моделированию перспективных арктических судов. С 2006 года по заказу российских энергетических компаний по проектам Aker Arctic построено более 40 судов различного назначения.

    Региональный менеджер (Россия) Aker Arctic Алексей Дудаль рассказал о наиболее крупных реализованных проектах. Совместно с «Новатэк» и DMSE был разработан арктический газовоз второго поколения для круглогодичной эксплуатации по Северному морскому пути. Он отличается повышенной скоростью во льдах и возможностью работы в узких каналах совместно с ледоколами, что достигнуто за счет особой формы корпуса.

    Совместно с «Атомэнерго» для «Атомэнергомаша» было предложено два концепта тяжелого полупогружного арктического судна класса Arc5 и Arc7 грузоподъемностью 70 тыс. тонн. Разработанная форма корпуса позволяет работать в узких каналах с ледоколами ЛК60. Отдельно была рассмотрена возможность работы судна на СПГ. Особое внимание было уделено балластной системе для обеспечения безопасной работы судна.

    В свете широкого обсуждения перспектив перевозки контейнеров по Севморпути специалисты Aker Arctic разработали концепт судна-контейнеровоза вместимостью 8000 TEUs со сниженным потреблением топлива и с учетом всех требований по охране окружающей среды.
    В 2020 году был представлен проект съемной самоходной носовой оконечности для работы в озере Сайма. Ее отличие от других оконечностей, которые применялись на внутренних водных путях РФ и США, в том, что она самоходная. Спроектировала ее финская компания ILS, а Aker Arctic поставила два валопровода по 600 МВт для оконечности и ледовые бронзовые винты для буксира-толкача.

    Также Aker Arctic большое внимание уделяет повышению энергоэффективности судов, особенно с учетом повышения требований к экологичности мореплавания. Для этого производятся системы очистки выбросов, применяются новейшие технологии СЭУ, оптимизируется форма корпуса, испытываются разные виды топлива: атомная энергия, СПГ, метанол, аммиак, водород, аккумуляторные батареи – выбор зависит от инфраструктуры бассейна и условий будущей эксплуатации судов.  

    Кроме того, компания занимается оптимизацией пути во льдах, разрабатывает специальное программное обеспечение, которое позволит в режиме реального времени анализировать ледовые карты и сопоставлять их с параметрами ледопроходимости судна для повышения эффективности работы в Арктике.

    «В области разработки технологий для оптимизации маршрута судна в ледовых условиях финские исследователи занимают лидирующие позиции, – подчеркнул заведующий лабораторией фундаментальных основ ледотехнических исследований Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Петр Звягин. – Финские коллеги перешли к практической реализации созданной модели, которая прокладывает маршрут с учетом многокритериальной оптимизации. Учитываются самые разные критерии: затраты времени, расстояние, расход топлива, а также риски повреждения судна и зажатия льдами. Российские ученые в 2016 году применили эту концепцию к маршрутизации в ледовых условиях. Новейшая разработка выполнена в Политехническом университете. Она основана на принципе пространственно-временного представления доступной части акватории при помощи трехмерного графа. В результате строятся парето-оптимальные маршруты. Таким образом, финские и российские исследователи получили значительный задел для плавания в ледовых условиях. В будущем модели также должны будут учитывать динамику ледовых объектов. Прототип такой модели был разработан российскими учеными».

    Заведующий кафедрой конструкции судов СПбГМТУ профессор Владимир Тряскин добавил, что при совершенствовании модели важно учитывать прочность конструкции судна.

    Профессор морских технологий университета Аaлто Пентти Куяла подтвердил значимость совместных исследований и добавил, что спутниковых данных по льду недостаточно, а значит, динамические инструменты будут все более востребованы. Сам университет Аaлто образован в 2010 году путем слияние трех вузов, активно занимается изучением арктических условий судоходства, развивает международное сотрудничество, к примеру, имеет хорошие наработки с Канадой и Германией, а сейчас рассчитывает на налаживание партнерства с российскими коллегами.

    Заинтересованность в кооперации с российскими верфями выразил и председатель Finnish Maritime Association Микко Ниини. Он сделал обзор судостроения в Финляндии, рассказал о крупных проектах строительства судов ледового класса, танкеров, атомных ледоколов. Более подробно остановился на инновационных решениях, помогающих судам продвигаться в арктических водах, а также опыте применения новых видов топлива, аккумуляторах нового типа, гибридных установок с использованием электричества и природного газа. Ассоциация с интересом относится к российским разработкам и готова расширять деловые контакты.  
     
    Директор Департамента маркетинга и продаж Объединенной судостроительной корпорации Валентин Находкин тоже высказался за укрепление сотрудничества с финскими предприятиями. ОСК является крупнейшей судостроительной компанией России. В нее входит около 40 предприятий и организаций отрасли: основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро. В настоящее время на базе ОСК консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса, и корпорация открыта к работе над новыми проектами, в том числе в кооперации с финскими коллегами.

    На сессии, посвященной возможностям экспортно-импортного сотрудничества, выступили: член правления Turku Repair Yard Евгений Белянин, вице-президент по продажам Rauma Marine Constructions Мика Лаурилехто, директор по продажам Craftmer Веса Клен, генеральный директор «Регент Балтика» Дмитрий Роотси, генеральный директор «Нониус Инжиниринг» Александр Троицкий, коммерческий директор ООО «Судовые движительные комплексы» Евгений Дубинцов-Вейсман.

    На последней сессии обсуждалось российско-финское сотрудничество в области яхтинга и маломерного судостроения. Руководитель центра маломерного и малотоннажного судостроения RUSBOAT Анастасия Кобзева призвала финских партнеров обратить пристальное внимание на возможности локализации производства в России с учетом стратегии импортозамещения. Среди экспортно-ориентированной российской продукции она выделила суда на воздушной подушке, на подводных крыльях, а также малые суда алюминиевых и стальных конструкций.
     
    Руководитель финской ассоциации производителей яхт и катеров FINNBOAT Яркко Паюсало отметил, что Россия входит в топ-10 стран, куда Финляндия экспортирует катера. Первая пятерка – Мексика, Польша, Великобритания, США и Швеция. В Россию в 2020 году было экспортировано 853 катера стоимостью 11 млн евро, импортировано – 78  катеров на 800 тыс. евро. Ассоциация рассчитывает на дальнейший рост торгового оборота.

    Подводя итоги конференции, модератор – директор Департамента международного сотрудничества, профессор Кирилл Рождественский дал высокую оценку состоявшейся дискуссии. Получился очень интересный диалог, который позволил укрепить деловые связи и наметить пути расширения дальнейшего сотрудничества между Россией и Финляндией в сфере гражданского судостроения.

    Прошедшее мероприятие включено в программу международных морских онлайн-конференций, которые с ноября 2020 года по май 2021 года проводит ООО «НЕВА-Интернэшнл», организатор выставки и конференции «НЕВА», в сотрудничестве с отраслевыми союзами и ассоциациями при поддержке Минпромторга.




16 июля 2024

18:18 В Енисейском заливе найден затонувший в 1943 году сухогруз «Тбилиси»
17:59 10-я юбилейная конференция «ТрансЛогистика Санкт-Петербург 2024» откроется 1 октября
17:36 Южнокорейская STX Heavy Industries изменит название на HD Hyundai Marine Engine
17:14 Ряд морских контейнерных перевозчиков впервые за долгое время стал снижать спотовые ставки
16:47 Земснаряд «Кадош» Росморпорта отправится в доковый ремонт
16:25 В Сербии планируется реконструкция дунайского порта Прахово за счет госбюджета
16:04 Пакет акций «Логин Дело» Сергея Шишкарева в АО «Корсаковский морской торговый порт» составил 64,26%
15:46 В бункерном топливе региона Амстердам-Роттердам-Антверпен обнаружено высокое содержание абразивных частиц
15:28 Губернатор: Площадку для белорусского порта в Приморье выберут в 2024 году
15:11 Череповецкий судозавод передал ГТЛК третью баржу проекта RBD4608
14:57 Трехпалубный теплоход «Сергей Есенин» выполнил первую швартовку к новому причалу в Великом Новгороде
14:39 РКО начало техническое наблюдение за строительством третьего земснаряда проекта 93.159А
14:02 Китайская Yangzijiang Shipbuilding планирует расширить свои судостроительные мощности
13:38 Генеральным директором завода «Красное Сормово» назначен Станислав Кругляшов
13:20 Новороссийский зерновой терминал в сезон 2023/2024 отгрузил 168 судов
13:01 СНСЗ заложил тринадцатый морской тральщик проекта 12700 «Виктор Корнер»
12:39 Премьер-министр Дагестана: Товарооборот с Ираном пока реализован на 10-15%
12:21 Завершено совместное российско-китайское морское патрулирование в Южно-Китайском море
12:02 Первый в России водородный полигон запущен в Южно-Сахалинске
11:46 В Ростове-на-Дону спущен на воду плавучий причал для швартовки пассажирских судов
11:17 Танкеры ASCO в январе-июне 2024 года снизили грузоперевозки на 20% — до 2 млн тонн
10:56 Спуск к причалу и зал ожидания для пассажиров теплоходов обустроят в Хопылеве (Ярославская область)
10:35 Контейнерные перевозки на СКЖД в январе-июне 2024 года снизились на 7,6% — до 91,5 тыс. TEU
10:17 РС актуализировал Правила постройки танкеров для перевозки сжиженных газов
09:58 В Приморье заказчику передан первый композитный катамаран класса «Тихоокеанский 108»
09:44 В Пермском крае выставили на продажу причал Чайковского речного порта
09:32 Росморречфлот предлагает активнее использовать транзитный потенциал речных артерий Приморья
09:09 Баржа получила повреждение корпуса при прохождении порога на Енисее
08:46 Состояние гидротехнических сооружений ВМТП проинспектировано руководителями отраслевых ведомств
08:23 Анадырский морской порт (Чукотка) с начала навигации обработал около 30 тыс. тонн угля
08:00 Обновлены сведения о фактических глубинах и проходных осадках судов на акватории порта Посьет (Приморье)

15 июля 2024

19:00 Подготовка к Главному Военно-Морскому параду внесет изменения в график разводки мостов в Петербурге
18:35 Администрации «Волго-Балт» передан земснаряд проекта Ц480Д «Константин Безюков»
18:13 Мнение: Развитие арктических проектов требует инновационных подходов для подготовки кадров
17:54 Инвесторы могут продлить сроки строительства судов по первым крабовым аукционам до 7 лет
17:36 В Рыбинске началась погрузка секций плавдока для ПСЗ «Янтарь»
17:19 Турция сократит импорт пшеницы в сезоне 2024/2025 на 16% — до 8 млн тонн
16:58 На площадке «Красные Баррикады» ЮЦСС капитально отремонтируют плавучую буровую установку «Бриз» «Лукойла»
16:37 Датская Torm купит на вторичном рынке восемь танкеров-продуктовозов и продаст один типа MR
16:15 Продажи бункерного топлива в порту Сингапур за январь-июнь 2024 года выросли на 8,5%
15:54 Основной акционер Судоремонтно-судостроительной корпорации (Нижегородская область) снизил свою долю до 27,8%
15:36 Грузооборот порта Сингапур за январь-июнь 2024 года увеличился на 8,2%
15:21 Соглашение Maersk и Hapag-Lloyd о совместном флоте на контейнерных линиях вызвало вопросы у властей США
14:48 Сделка о покупке STX Heavy Industries компанией HD KSOE одобрена антимонопольными органами Южной Кореи
14:23 На Байкале пресечены нелегальные пассажироперевозки на судах в районе поселка Листвянка
13:59 Реконструкция порта Корсаков (Сахалин) будет выполнена в 2024-2027 годах
13:47 Совокупный контейнерооборот терминалов COSCO за первое полугодие 2024 года вырос почти на 8%
13:05 НЭС «Михаил Сомов» доставило снабжение на остров Визе
12:32 Совокупный грузооборот терминала CSP Abu Dhabi с момента запуска превысил 5 млн TEU
12:04 Российско-китайское учение «Морское взаимодействие – 2024» пройдет с 15 по 17 июля
11:44 Заместителем генерального директора РС назначен Алексей Березин
11:36 Таможня в порту Ростов-на-Дону в первом полугодии 2024 года оформила более 2 тыс. судов
11:27 РС: Автоматическая система обмена данными в диапазоне очень высоких частот сменит существующую АИС
11:11 Судопогрузочные машины доставят на терминал минудобрений в Усть-Луге в сентябре 2024 года
10:48 В порту Находка (Приморье) планируется реконструкция причала №25
10:29 «НОВАТЭК» в первом полугодии 2024 года снизил реализацию природного газа на 3,3%
10:12 Петербургский суд постановил взыскать с Wartsila 7,6 млн евро в пользу Балтзавода
09:53 Ученые саратовского вуза запатентовали модель гребного винта для арктических судов
09:31 Атомоход «Сибирь» завершил ледокольную проводку двух судов в порт Певек
09:08 Пассажиры речных электросудов в Москве с момента запуска регулярных маршрутов совершили 1 млн поездок
08:45 Навигация 2024 года открылась в порту Тикси (Якутия)
08:22 Часть акватории Татарского пролива предоставлена в обособленное водопользование погрануправлению ФСБ
08:00 Готовится к публикации третий номер журнала «ПортНьюс» за 2024 год

14 июля 2024

11:11 Грузооборот турецких портов в январе-июне 2024 года вырос на 3,2% — до 269,1 млн тонн
09:29 На реке Индигирка в Якутии столкнулись два теплохода
08:40 Перевалка зерна на терминалах «Деметра-Холдинг» по итогам сезона составила 12,5 млн тонн
08:23 Председателю совета директоров Московского речного пароходства Вадиму Березину 88 лет!

13 июля 2024

15:21 Китай успешно применяет «морскую милицию» для контроля над спорными водами без вооруженного конфликта
13:51 Правительство РФ снизило порог обязательной репатриации валютной выручки
13:42 Михаил Мишустин утвердил распределение обязанностей кураторов ряда федеральных и национальных проектов