По данным Минприроды, в России порядка 29 тыс. объектов вреда - это и затонувшие суда, и брошенные скважины
В ходе ежегодного отчета правительства России в Государственной Думе, председатель правительства РФ Михаил Мишустин заявил, что правительство сегодня активно работает над проведением «генеральной уборки страны», сообщила пресс-служба Минприроды России.
«У нас есть все инструменты для выполнения этой задачи. Конечно, необходимо решить и целый ряд застарелых проблем – в том числе с заброшенными опасными объектами, которые представляют угрозу для окружающей среды. Надо выявить все такие места – это затонувшие корабли, старые скважины, незаконные свалки. Если хотите, своего рода генеральную уборку страны», - подчеркнул он.
По данным Минприроды, в стране порядка 29 тыс. объектов вреда. Это и затонувшие суда, и брошенные скважины. Как прокомментировал министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов, первоочередная задача – провести ревизию этих объектов, определить очередность по накопленному вреду – какую угрозу они представляют человеку. «И уже по итогам этой работы просто убрать их, в том числе, с привлечением собственников», - отметил Александр Козлов.
Также в своём отчёте председатель правительства сказал, что по поручению президента подготовлен и в скором времени будет направлен на рассмотрение Государственной Думы законопроект, который обяжет собственников отвечать за ликвидацию причиненного вреда и финансово тоже. По мнению главы кабмина, важно изменить отношение предпринимателей к природе.
«После крупнейшей аварии на ТЭЦ в Норильске были сделаны серьезные выводы. Ущерб там будет ликвидирован за счет виновников, но такие затраты не должны финансироваться компаниями как текущие расходы. Это уменьшает прибыль, а значит и налоги в региональные бюджеты. И получается, что устранение ущерба идет по сути за счет простых граждан. Так быть не должно. Нужно чтобы ущерб оплачивался из чистой прибыли компании. Тогда только ответственность будут нести собственники и первые лица», - подчеркнул Михаил Мишустин.
Отмечается, что в начале мая 2021 года законопроект обсудили на площадке Белого дома под председательством вице-премьера Виктории Абрамченко с отраслевыми министерствами. Также в разработке документа принимает участие Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Согласно проекту документа, за пять лет до конечного цикла деятельности опасного объекта собственники компании должны предусмотреть план ликвидации, который включает экологический аудит, и обеспечить его финансирование. Если эта работа выполнена не будет, то Росприроднадзор сможет обратиться в суд и за неисполнение обязательств взыскать компенсационный платеж в размере суммы ликвидационных мероприятий. В случае если этого не произойдет, то по решению суда, до момента уплаты компенсационного платежа либо предоставления плана мероприятий по ликвидации нанесенного вреда, будет приостановлена выплата дивидендов. Закон затрагивает особо опасные предприятия, работа которых несет негативные последствия для окружающей среды. Это объекты I и II класса опасности, и объекты размещения отходов I и II классов опасности. В основном это промышленные площадки и цеха химических и нефтеперерабатывающих заводов.
«У нас есть еще и другие предприятия, которые не урегулированы этим законодательством. Мы планируем внести поправки в ряд законов, которые в том числе охватывают жизнедеятельность этих предприятий. Они будут регулировать создание ликвидационных фондов для металлургических предприятий, объектов недропользования, животноводства, птицеводства и очистных сооружений», - заявил Александр Козлов.
Кроме того, министр природных ресурсов и экологии рассказал, что уже готовы и направлены в правительство поправки в федеральный закон «Об охране окружающей среды», которые закрепят «окрашивание» экологических платежей. О необходимости этого говорил президент России Владимир Путин в послании Федеральному собранию.
«Мы провели небольшой анализ, порядка 23 млрд рублей возмещенного ущерба за нанесенный вред природе в прошлом году. Деньги пошли в разные уровни бюджетов: федеральный, региональный, муниципальный. И только порядка 2% пошли на прямые нужды, как раз на возмещение экологического вреда. Да, на эти деньги строятся школы, больницы, многое другое то, что нужно для людей. Но самое главное – они не идут на нужды экологии. Мы внесли поправки в Правительство, они сейчас находятся на рассмотрении. Теперь деньги от экологических штрафов и экосбора будут идти по прямому назначению: на экологию», - отметил министр.