При этом часть портовых мощностей в городе необходимо сохранить, увеличив долю перевалки контейнеров
Инициатива по переносу портовых мощностей Большого порта Санкт-Петербург носит сложный, многоаспектный и системный характер, поэтому и наиболее эффективно она может быть реализована только в виде отдельного стратегического проекта, а не как сумма локальных проектов интересантов и участников. Такое мнение «ПортНьюс» высказал директор аналитического центра «Дорн» Андрей Карпов.
По его словам, масштаб инициативы делает необходимым заинтересованное участие в его реализации не только федерального центра, властей Санкт-Петербурга и Ленинградской области, но и частного капитала. Поэтому инициатива не может быть реализована чисто административными мерами и требует создания экономических стимулов для участия в нём бизнеса.
«Порт в городе должен остаться при любых обстоятельствах. Но структура грузопотоков, переваливаемых в нем, должна измениться – порт должен сосредоточиться на перевалке грузов: потребляемых и генерируемых экономикой города и его жителями; транзитных грузов, носящих системообразующий характер для экономики города, а также повышающих её конкурентоспособность (таковыми грузами, в основном, являются контейнерные, накатные и рефрижераторные грузы), - считает эксперт. - Перевалка этих грузов не должна ни прерываться, ни сокращаться в результате мероприятий по «редевелопменту». Более того, город заинтересован в увеличении данных видов грузопотоков (в т.ч. и тразитных), что предполагает и запас пропускной способности мощностей над фактически переваливаемыми объемами».
Если сейчас доля контейнерных грузов в структуре общего грузопотока порта составляет 44%, то целевой показатель реформированного порта должен быть на уровне не менее 70-75%, полагает Андрей Карпов.
«Достичь этого можно только производя перемещение портовых мощностей поэтапно; развивая новые мощности в пределах административных границ Санкт-Петербурга, за пределами плотной городской застройки, ориентированных на желательные для Санкт-Петербурга виды грузов (см. выше). Единственным реальным участком побережья Невской губы, где возможно создание новых портовых мощностей в пределах административных границ Санкт-Петербурга, но за пределами плотной городской застройки, является прибрежная территория между южным корнем дамбы Комплекса защитных сооружений (КЗС) Санкт-Петербурга от наводнений и Военной гаванью г. Ломоносов. Фактически речь идет о создании нового грузового района «Бронка – Ломоносов» Большого порта Санкт-Петербург. Здесь, кроме уже действующего ММПК «Бронка», должны появиться подобные специализированные терминальные комплексы иных стивидорных компаний, ориентированных на желательные для Санкт-Петербурга виды грузов», - говорит эксперт.
При этом, по его мнению, необходимо решить вопрос развития подходов к новому грузовому району порта (глубокий юго-западный железнодорожный обход Санкт-Петербурга, КАД-2) и создание на прилегающих территориях портово-индустриальной зоны, работающей «в связке» с новым грузовым районом порта, что предполагает развитие нового грузового района во взаимодействии с Ленинградской областью.
Говоря о поэтапности перемещения портовых мощностей, необходимо отметить, что если в отношении перемещения I и II грузовых районов предварительно выглядят реалистичными сроки в 10-15 лет с момента принятия политического решения на высшем уровне, то в отношении III и IV грузовых районов реалистичными могут оказаться сроки в 20-25 лет.
При этом, по словам Андрея Карпова, создание нового грузового района «Бронка - Ломоносов» должно уложиться в I этап.
Ссылка по теме:
«Трансмашхолдинг» предложил перенести портовые мощности из Санкт-Петербурга в Усть-Лугу >>>>