Минсельхоз России разработал приказ, который утверждает перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований для осуществления госконтроля в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, а также порядок их выявления. До 23 февраля проект приказа проходит процедуру общественного обсуждения.
В 2019 году Минэкономразвития в рамках проведения реформы госконтроля и реализации механизма «регуляторной гильотины» разработал законопроект о госконтроле и муниципальном контроле в РФ. Концепция принятого 31 июля 2020 г. (№ 248-ФЗ) закона заключается в регламентации работы контрольных органов. Проверки должны проводиться, только если не работают профилактические меры, а также при несоблюдении хозяйствующими субъектами установленных индикаторов риска невыполнения требований законодательства. При этом в соответствии с законом индикаторы должны основываться на достоверных сведениях, характеризующих уровень риска причинения вреда (ущерба) в соответствующей сфере, а также практику соблюдения обязательных требований в рамках вида контроля.
Минсельхоз России разработал для рыбопромышленной отрасли шесть индикаторов риска невыполнения требований законодательства. Проект приказа министерства «Об утверждении перечня индикаторов риска нарушения обязательных требований для федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов и порядка их выявления» был размещен на федеральном портале проектов нормативных правовых актов 27 января.
Как пояснил президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников Герман Зверев, проектом предложены индикаторы риска нарушения обязательных требований, определяющие вероятность самого факта нарушения. Это значит, что в случае принятия приказа, в отношении рыбопромышленных предприятий могут проводиться внеплановые проверки.
Часть «рыбных» индикаторов должна отслеживаться в течение календарного года, другая часть - в течение трех месяцев подряд. Так, индикаторами риска будет являться факт неоднократного непредоставления в течение года сведений о добыче, если на рыболовных участках и в местах добычи будут обнаружены орудия лова, запрещенные к применению, а также неисполнение мер по сохранению водных биоресурсов. Причиной для проверок так же станет неоднократного выявление в течение трёх месяцев подряд фактов гибели рыбы при применении рыбозащитных устройств, превышение предельно допустимых концентраций сбрасываемых веществ в контрольном стоке на водосборных сооружениях в водоемах рыбохозяйственного значения, адресные жалобы и обращения граждан и (или) организаций в Росрыболовство о нарушении или несоблюдении предприятиями обязательных требований.
«На наш взгляд, не все индикаторы объективно свидетельствуют о нарушении обязательных требований. Так, например, поступившие жалобы вполне могут содержать недостоверную информацию в том числе, направленную умышленно. Следовательно, сам факт получения жалобы не должен быть индикатором риска», - рассказал Герман Зверев. Он также отметил, что аналогичное замечание актуально для индикатора об обнаружении запрещенных орудий лова. Бывают случаи, когда браконьерская деятельности на рыболовных участках, принадлежащих предприятиям, осуществляется не пользователями участков, а браконьерами, поэтому необходимо исключить угрозу вменения принадлежащих этим браконьерам орудий лова пользователям рыболовного участка. Также стоит учитывать, что рыба может гибнуть в том числе под влиянием природных или патогенных факторов, вне зависимости от применения самими рыбаками рыбозащитных устройств», - считает президент ведущего объединения рыбопромышленников России.
Вместе с тем, по мнению главы ВАРПЭ, проработанные с учетом специфики рыбопромышленной деятельности индикаторы могут стать эффективным рабочим инструментом для осуществления госконтроля в отрасли. «Это позволит выявлять недобросовестных пользователей и при этом исключить необоснованные проверки предприятий, которые осуществляют свою детальность в соответствии с отраслевым законодательством и принципами ответственного рыболовства», - заключил Герман Зверев.