Китайский опыт можно учитывать при разработке российского нацпроекта «Развитие внутреннего водного транспорта»
Генеральный директор Морского Инженерного Бюро, профессор, доктор технических наук Геннадий Егоров назвал пять главных достижений Китайской Народной Республики к 2020 году в сфере внутреннего водного транспорта (ВВТ). Такие выводы он сделал в результате своей работы по тематическому обзору рынка ВВТ Китая, основные тезисы которого обсуждались с профессиональным сообществом в ходе вебинара ИАА «ПортНьюс» 2 декабря 2020 года «Миллиарды тонн грузов по рекам Китая: попробуем повторить». Главной темой обсуждения был вопрос: «Что можно почерпнуть у Китая в вопросе «перезапуска» внутренних водных путей России?».
Вывод 1. За 40 лет в Китае создана национальная сеть водных путей с магистралями высокого качества и крупными портами в ведущих регионах страны на этих магистралях и в их дельтах. Масштаб гидротехнического строительства и дноуглубления считается одним из лучших в мире. По состоянию на конец 2019 года протяженность внутренних водных путей Китая достигла 127 тыс. километров, заняв первое место в мире. Из запланированных 19000 километров внутренних водных путей высокого уровня достигли проектного стандарта пути протяженностью около 13400 километров, которые соединяют восточную, центральную и западную части Китая. Сеть боковых рек и каналов соединяются с магистралями и морем.
Ведущие речные порты представляют собой комплексные транспортные узлы (хабы), которые ориентированы на перевалку в основном контейнеров, угля и руды.
Вывод 2. Объемы перевозок по рекам Китая являются крупнейшими в мире, а их эффективность и прибыльность продолжают увеличиваться.
Количество речных судов в Китае в 2018 году составило 124 345 единиц суммарной грузоподъемностью 129,2 миллиона тонн. Ежегодный объем перевозок речными судами внутреннего плавания достиг в 2019 году 3,913 миллиарда тонн, а годовой объем грузовых перевозок по магистральной линии реки Янцзы составляет 2,39 миллиарда тонн, занимая первое место в мире.
При ведущих речных портах созданы специализированные причалы, имеется оборудованная портовая территория со значительными площадями. Идет ускоренное развитие мультимодальных перевозок, современной логистики и бизнес-услуг.
Средняя грузоподъемность речного судна достигла 1 039 тонн, что почти вдвое больше, чем в 2010 году.
В 2017 году средний возраст сухогрузного судна составил 9,8 года, пассажирского - 10,6 года, танкера - 11,7 года, контейнеровоза - 9,5 лет, накатного судна - 14,1 года, несамоходных барж - 11,4 года, прочих судов – 14,2 года.
Вывод 3. Идет постоянный рост доли речного транспорта в транспортной системе страны.
В 2019 году объем перевозок по реке и грузооборот составил 8,3% и 8,2% от объема национальных грузовых перевозок и грузооборота за тот же период, что на 2,5% и 4,3% соответственно больше, чем в 2010 году.
Быстро развивались передовые логистические решения, такие как интермодальные железнодорожно-речные перевозки и бесперевалочные перевозки река-море.
Объем перевозок грузов в сообщении река-море достиг 1,7 млрд. тонн, а объем интермодальных перевозок достиг 202 тыс. TEU.
Водный транспорт осуществляет доставку массовых грузов через регионы в восточной, западной и центральной части КНР и является «стержнем» транспортного коридора экономического пояса реки Янцзы и комплексного транспортного коридора экономического пояса Жемчужной реки (Сицзян).
Вывод 4. Осуществляет постоянное развитие системы аварийно-спасательной готовности на водном транспорте. Была создана система наблюдения за безопасностью судоходства и обеспечения спасательных операций. Развиваются средства поиска и спасения людей в аварийных ситуациях на реке и аварийного реагирования на разливы нефти. Время реагирования на ведущих магистралях не превышает 45 минут. Средний годовой показатель успешности поиска и спасания на воде составил не менее 96%.
Вывод 5. Удалось обеспечить прорыв в ключевых направлениях обеспечения защиты окружающей среды. Идет активное строительство береговых очистных сооружений и зачистных станций для наливных и химических грузов, береговых терминалов для заправки сжиженным природным газом (СПГ), электроснабжения судов от береговых сетей, строительство судов, работающих на СПГ и «батарейках».
В вебинаре ИАА «ПортНьюс» «Миллиарды тонн грузов по рекам Китая: попробуем повторить» приняло участие более 170 топ-менеджеров и специалистов отрасли.
Видеозапись вебинара смотрите здесь
Открывая с приветственным словом вебинар, руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Пошивай отметил, что опыт реализации комплекса мер, сделавшего КНР мировым лидером по эффективности и масштабам использования внутреннего водного транспорта, стоит изучать и учитывать при ведущейся разработке отраслевого нацпроекта.