Латвия не в состоянии решить проблему многокилометровой автомобильной очереди на российско-латвийской границе - Георг Лансманис
Латвия не в состоянии решить проблему многокилометровой автомобильной очереди на российско-латвийской границе: в ближайшее время ситуация не улучшится, в том числе и потому, что российские таможенники работают во много раз медленнее латвийских. Как сообщает ИА REGNUM, об этом сегодня, 12 сентября, комиссию Сейма Латвии по государственному управлению и делам самоуправлений проинформировал советник министра сообщений Георг Лансманис: "Ситуация такова, какова она есть и лучше не станет. Осуществляемые в настоящее время мероприятия её могут несколько облегчить, но не решить".
По словам Лансманиса, проблему следует рассматривать, как в российско-латвийском контексте, так и по линии ЕС-Россия, мол, в настоящее время она затрагивает три страны: Финляндию, в которой очередь на границе достигает в среднем 15-30 километров, Эстонию, где очередь только начала формироваться, и Латвию, где она самая длинная - в десятки километров. При этом советник подчеркнул, что непосредственно латвийский автотранспорт в автомобильной пробке на российско-латвийской границе в направлении России составляет только 18%-19%, а все остальные большегрузные автомобили - из-за рубежа: большинство из Литвы, за которой следует Польша, Россия и т.д.
Одна из существенных причин автомобильных заторов на границе, по словам Лансманиса, в том, что "груз идёт впереди информации, тогда как во всём мире происходит наоборот" и "единственная реальная возможность, которая позволила бы существенно уменьшить очередь, это так называемый предварительный обмен информацией о грузах между ЕС и Россией". Однако в распоряжении советника министра сообщений есть данные о негативном отношении к этому ответственных европейских структур, настаивающих на недопустимости допуска третьих стран к системе таможенной информации ЕС. Кроме того, как отметил советник, российские таможенники работают гораздо медленнее латвийских: "Латвийская таможня работает быстрее, чем того требуют нормы ЕС - одну грузовую автомашину таможенники обрабатывают в среднем за три с половиной минуты, при стандарте ЕС в пять минут. С латвийской стороны есть таможня и три дополнительных службы, с российской - таможня и семь служб, контролирующих груз. Аэрофотосъёмка свидетельствует, что "горлышко бутылки" возникает не у латвийской границы, а в нейтральной зоне перед российской зоной. Россия по-прежнему обслуживает один автомобиль в среднем за 15-20 минут. Решения как такового сегодня нет".
По словам Лансманиса, для улучшения ситуации латвийская сторона занимается модернизацией таможенных контрольных пунктов, реконструкцией дорог, увеличением числа туалетов вдоль автомобильной очереди, работает над проблемой создания больших автостоянок перед границей, но всего этого не достаточно для кардинального решения проблемы. Его мнение разделил присутствовавший на заседании комиссии министр внутренних дел Латвии Ивар Годманис (Латвийская первая партия/Латвийский путь): "Мы эту проблему в ближайшее время не решим. По разным причинам, хотя бы потому, что мы не единственные у кого она возникла". При этом глава МВД подчеркнул, что стоящих в очереди водителей интересуют не вопросы сервиса - оборудованные стоянки и прочее, а возможность скорее пересечь границу. В свою очередь председатель совета Лудзенского района Латвии Юрис Домбровскис напомнил депутатам Сейма, что данная проблема существует уже с августа прошлого года и может серьёзно обостриться с наступлением зимнего сезона: если в отличие от прошлой зимы нынешняя окажется суровой, может возникнуть кризис.