• 16 сентября 2020 15:36

    Географы МГУ создали базу данных уровня морей западного сектора Российской Арктики

    База данных охватывает территорию побережий Белого, Баренцева, Карского морей и моря Лаптевых

    На географическом факультете МГУ создана база данных, которая содержит информацию о положении уровня морей западного и центрального секторов Российской Арктики за последние 25 тыс. лет. Как сообщила пресс-служба факультета, база данных включает 630 точек, для которых известно положение уровня моря в прошлом.

    База данных официально зарегистрирована в Роспатенте и носит название «Изменения уровня морей Российской Арктики в послеледниковое время».

    В базе объединены литературные и собственные полевые данные сотрудников лаборатории геоэкологии Севера географического факультета МГУ, которые показывают распространение геологических и геоморфологических индикаторов положения уровня моря в прошлом. Временной интервал, охватываемый базой, составляет последние 25 тысяч лет: с максимума последнего оледенения до наших дней. База данных создана по результатам работы по проекту РФФИ 20-35-70002-Стабильность «Изменения уровня морей Российской Арктики в позднечетвертичное время: амплитуды, факторы, механизмы».

    «Индикаторы, то есть геологические и геоморфологические свидетельства изменений уровня моря, в базе данных делятся на три типа. Во-первых, это индикаторы точного положения уровня моря, которые показывают, на какой именно высоте находился урез воды в прошлом. Во-вторых, это континентальные индикаторы, свидетельствующие о континентальных условиях и ограничивающие возможное положение уровня моря сверху. И в-третьих, морские индикаторы, которые обозначают относительно глубоководные условия и ограничивают возможный уровень моря снизу. База данных включает 371 индикатор точного положения уровня, 107 континентальных и 152 морских индикатора. Территориально точки базы данных разделены на 26 регионов с различными сценариями изменения относительного уровня моря», — рассказала создатель базы данных Алиса Баранская, к.г.н., научный сотрудник Лаборатории геоэкологии Севера географического факультета МГУ.

    Информация об уровне моря в Арктике за последние 25 тысяч лет (по геологической шкале соответствующие позднему плейстоцену и голоцену) особенно ценна тем, что она может быть использована для калибровки численных моделей гляциоизостатической компенсации, разработанных с использованием натурных данных по иным регионам земного шара (Северная Америка, Барбадос и др.)

    Гляциоизостазия и гляциоизостатические движения — это очень медленные вертикальные и горизонтальные движения земной поверхности на территориях древнего и современного оледенения, вызванные прогибанием литосферы под весом ледника и последующим ее изостатическим поднятием после снятия нагрузки в результате таяния льдов. Моделирование этих процессов позволяет реконструировать изменения уровня моря в любой точке земного шара в прошлом и предсказывать его изменения в будущем. Используя собственную базу данных по морям западной Арктики, географы МГУ в 2020-2021 годах впервые сравнят ее как с ведущими мировыми моделями гляциоизостатической компенсации, так и с новыми инновационными моделями, которые включают пространственную изменчивость параметров литосферы и мантии (так называемыми, 3D моделями).

    «Такое сравнение позволит выявить области расхождения модели с натурными данными и проанализировать их причины. В том числе это поможет выделить тектонические вертикальные движения земной коры и определить области, наиболее чувствительные к пространственным изменениям свойств литосферы и мантии», — поделилась Алиса Баранская.

    В дальнейшем географы МГУ будут дополнять базу данных материалами собственных исследований по итогам экспедиций (датировки, геологические разрезы, выводы о происхождении и залегании морских и континентальных отложений, палеогеографические реконструкции, линеаментные и морфоструктурные карты и др.) Всё это поможет узнать, какие изменения относительного уровня морей Российской Арктики происходили в плейстоцене и голоцене на наиболее проблемных участках. Ключевым регионом станет побережье Карского моря – область предполагаемого приледникового компенсационного прогиба, важная для понимания процессов гляциоизостазии в Арктике.


26 сентября 2020

08:20 ОСК примет участие в конкурсе на строительство двух НИС для Росрыболовства
08:00 Перечень рыболовных участков Камчатки планируют утвердить к 15 ноября 2020 года

25 сентября 2020

19:00 В ВАРПЭ считают обвинения южнокорейских СМИ о распространении COVID-19 экипажем МРКТ «Петр I» необоснованными
18:40 В правительство внесен проект закона о введении электронного промыслового журнала и электронных разрешений
18:18 НИС «Иван Петров» обследует районы затопления радиоактивных отходов
17:58 Глубина в границах Азово-Донского ФБУ с 26 сентября по 5 октября 2020 года прогнозируется на уровне от 140 до 400 см
17:39 Две экспедиции «Роснефти» отправились в Карское море
17:16 Проект танкера на аммиачном топливе получил утверждение общества Lloyd’s Register
16:51 В российских портах Балтики пока нет свободных мощностей для перевалки белорусских удобрений - эксперт
16:30 КМЗ отремонтирует главные двигатели корвета «Сообразительный»
16:11 ЕРП завершило доставку грузов на Диксон
15:55 БТК отгрузила первую судовую партию битума
15:35 Голландская верфь заказала двигатели Schottel для первого в мире российского ледокольного судна с малой осадкой
15:15 Обновленная программа безопасности на транспорте так и не получила финансирование
14:48 Inmarsat расширит покрытие гидридной LTE-сети на Мексиканский залив
14:29 Обсуждению новых требований по транспортной безопасности помешал короновирус
14:14 Объявлен конкурс на проектные и изыскательские работы по реконструкции Пермского шлюза Камского бассейна
13:55 Минтранс России приступает к разработке программы развития среднего образования по подготовке кадров для транспорта
13:35 Белоруссия готова рассмотреть строительство морского терминала в Ленобласти
13:13 «Мустай Карим» впервые зашел в Азов-Донской бассейн ВВП
12:56 Проектирование МТК «Образцово» началось в 2020 году
12:43 Судоверфь «Звезда» построит 10 танкеров-газовозов для «Арктик СПГ 2»
12:34 Росрыболовство намерено разрывать договоры с арендаторами причалов, не выполняющих обязательства
12:12 Открыто представительство Маринет в Китае
11:53 Цены на бункерное топливо в порту Санкт-Петербург – без изменений (график)
11:37 Цены на IFO 25я сентября могут вырасти на $1-3 - аналитики MABUX
11:24 Лихтеровоз «Севморпуть» с камчатской рыбой прибыл в Санкт-Петербург
11:15 Конкурс на строительство двух НИС Росрыболовства планируется объявить в октябре 2020 года
11:11 ВЭБ.РФ начал финансирование строительства десяти танкеров-газовозов для «Арктик СПГ 2»
10:57 В рамках инвестквот заключены 49 договоров на строительство рыболовных судов
10:44 Глава «Совкомфлота» предлагает ускорить адаптацию новых международных правил в российской системе морского образования
10:33 В Мурманске горело рыболовецкое судно «Несь»
10:10 Вопросы строительства ГТС на Дальнем Востоке предлагается передать в ведение Минстроя РФ
09:40 Нефть пошла вверх в надежде на спрос
09:22 Росморречфлот планирует реконструировать Чайковский шлюз Камского бассейна
09:03 Индекс стоимости фрахта Baltic Dry 24 сентября
08:40 Минвостокразвития подготовило проект новой госпрограммы по развитию Арктики на 2021-2024 годы
08:21 Новейший корабль противоминной обороны «Яков Баляев» завершил переход Севморпутем
08:00 Stena разрабатывает решение для использования переработанных аккумуляторов на портовых зарядных станциях

24 сентября 2020

19:28 Уровень российского морского образования является одним из самых продвинутых в мире – Игорь Тонковидов
19:00 Грузооборот Белгород-Днестровского порта (Украина) за 8 месяцев снизился на 39,5%
18:40 На верфи Fincantieri заложено экспериментальное судно класса ZEUS
18:18 «Мосгортранс» оборудовал причал Южного речного вокзала досмотровыми рамками
17:59 Сняты гарантии ПАО «НОВАТЭК» по обслуживанию долга ОАО «Ямал СПГ»
17:39 Минэкономразвития РФ и Группа НМТП протестируют затраты при экспорте товаров через порт Новороссийск
17:17 Столкнувшийся с грузовым судном российский корабль «Казанец» покинул Данию
16:56 В Роттердаме состоялась официальная церемония имянаречения самого большого СПГ бункеровщика
16:38 Необходимо разработать механизмы финансовой господдержки программы повышения квалификации преподавателей транспортных вузов
16:11 «Северная верфь» начала резку металла для седьмого траулера Группы НОРЕБО
15:49 Концепцию развития транспортного образования до 2030 года обсудят на ближайшей коллегии Минтранса России
15:30 Спущен на воду первый многоцелевой сухогруз проекта RSD59 «Астрол - 1» для компании «Астрол»
15:15 IV Международная конференция «Argus Минеральные удобрения — 2020: Россия, страны СНГ и Балтии» откроется 25 сентября в Москве
14:58 ASCO отправило сухогруз «Расул Рза» во внешние воды после ремонта (видео)
14:36 Заседание Коллегии Росрыболовства состоится 25 сентября 2020 года
14:14 «РЖД» открывает регулярное мультимодальное сообщение из Китая в Европу через порты Калининград и Гамбург
13:57 РФПИ планирует инвестировать в «Совкомфлот» - глава фонда
13:35 Bollinger Shipyards заключила контракт с Береговой охраной США на строительство дополнительно четырех катеров класса Sentinel
13:15 Мурманский МТП прошел инспекционный контроль по экологии
12:54 Costa Cruises в декабре планирует ввести в эксплуатацию лайнер Costa Firenze
12:32 Цены на бункерное топливо в портах Дальнего Востока снижаются (график)