Выручка увеличилась за счет изменения ставок, структуры грузов и роста грузооборота
Выручка Портового дивизиона транспортной группы FESCO в 2019 году выросла по сравнению с 2018 годом на 17% - до 15 млрд 409 млн руб. за счет изменения ставок, структуры грузов и роста грузооборота: контейнерных грузов на 13%; генеральных грузов и нефтепродуктов на 5%; средств транспорта на 28%, согласно операционным и консолидированным финансовым результатам за 2019 год, опубликованным Группой.
Показатель EBITDA вырос до 6 млрд 787 млн руб. (на 15% выше 2018 года).
Операционные показатели:
- Группа достигла рекордных объемов перевалки в ПАО «ВМТП» («Порт») за всю его историю – 11,5 млн тонн грузов (на 10% выше 2018 года), включая рекордный объем перевалки контейнеров – 625 тыс. TEU (на 13% выше 2018 года);
- Объем перевалки средств транспорта вырос до 77 тыс. единиц (на 28% выше 2018 года) за счет повышенного спроса на автомобили на территории РФ. Чтобы повысить мощность и скорость обработки средств транспорта была задействована дополнительная территория Порта;
- Объем перевалки навалочных и генеральных грузов, включая нефтепродукты, вырос до 5 526 тыс. тонн (на 5% выше 2018 года) за счет роста перевалки чугуна, строительных грузов и слябов (+8%, +41% и +70% соотвественно);
- Группа обработала 2 тыс. 009 судов;
- Среднесуточная производительность обработки флота выросла до 31,6 тыс. тонн (на 11 % выше 2018 года);
- Количество обработанного подвижного состава выросло до 200,5 тыс. единиц (на 12% выше 2018 года);
- Среднесуточная производительность обработки подвижного состава выросла до 549 единиц (на 11,8% выше 2018 года).
Выручка Морского дивизиона Группы в 2019 году выросла до 3 245 млн руб. (на 17% выше 2018 года) за счет роста ставок обновленного флота, роста объемов перевозки. Показатель EBITDA вырос до 776 млн руб. (на 17% выше 2018 года).
Операционные показатели Морского дивизиона:
- Увеличены объемы перевозок по контрактам министерства обороны РФ;
- Доставка 4 тыс. тонн грузов в рамках исполнения контракта по обеспечению индийских антарктических научно-исследовательских станций.
Выручка бункеровки Группы в 2019 году выросла до 1 млрд 191 млн руб. (на 17% выше 2018 года) за счет роста доли реализации нефтепродуктов взамен бункеровок по агентской схеме. Показатель EBITDA вырос до 83 млн руб. (на 131% выше 2018 года).
Объемы бункеровки снизились до 68 тыс. тонн (на 6% ниже 2018 года) за счет снижения реализации топлива сторонним компаниям под влиянием растущей монополизации рынка со стороны крупных игроков.
90% общего объема бункеровочных услуг были оказаны компаниям Группы; остальной объем поставлен на суда иностранных судовладельцев и фрахтователей.
Финансовые результаты по дивизионам
Показатель, млн руб. |
2018 |
2019 |
Изменение, % |
Линейно-логистический дивизион |
|
|
|
Выручка |
35 875 |
37 944 |
6% |
EBITDA |
1 259 |
2 309 |
83% |
Рентабельность по EBITDA |
4% |
6% |
2 п.п. |
Портовый дивизион |
|
|
|
Выручка |
13 121 |
15 409 |
17% |
EBITDA |
5 889 |
6 787 |
15% |
Рентабельность по EBITDA |
45% |
44% |
(1) п.п. |
Железнодорожный дивизион |
|
|
|
Выручка |
11 791 |
8 232 |
(30)% |
EBITDA |
4 094 |
3 596 |
(12)% |
Рентабельность по EBITDA |
35% |
44% |
9 п.п. |
Морской дивизион |
|
|
|
Выручка |
2 767 |
3 245 |
17% |
EBITDA |
664 |
776 |
17% |
Рентабельность по EBITDA |
24% |
24% |
- |
Бункеровочный дивизион |
|
|
|
Выручка |
1 018 |
1 191 |
17% |
EBITDA |
36 |
83 |
131% |
Рентабельность по EBITDA |
4% |
7% |
3 п.п. |
Консолидированная выручка Группы в 2019 году составила 56 млрд 673 млн руб. (на уровне близком к 2018 году). Это объясняется тем, что выручка железнодорожного дивизиона снизилась из-за ухудшения конъюнктуры рынка перевозок зерновых грузов. Группа предприняла меры по выходу из этого сегмента бизнеса. Все остальные дивизионы продемонстрировали рост выручки.
Консолидированный показатель EBITDA в 2019 году вырос до 12 231 млн руб. (на 16% выше 2018 года). Основной рост пришелся на услуги Линейно-логистического и Портового дивизионов.
Рентабельность по EBITDA выросла до 22% (на 3 п.п. выше 2018 года).
Чистый убыток Группы в 2019 году составил 1 млрд 842 млн руб. и связан с начислением курсовой разницы по внутригрупповым обязательствам. «Бумажные» курсовые разницы возникают в связи волатильностью курса.
Операционные результаты Группы
Показатель |
2018 |
2019 |
Изменение, % |
Интермодальные перевозки (тыс. TEU) |
302 |
344 |
14% |
Международные морские перевозки (тыс. TEU)[1] |
313 |
250 |
(20)% |
Каботажные морские перевозки (тыс. TEU) |
79 |
78 |
(2)% |
Перевалка контейнеров в Порту (тыс. TEU) |
551 |
625 |
13% |
Перевалка генеральных грузов и нефтепродуктов в Порту (тыс. тонн) |
5 283 |
5 526 |
5% |
Перевалка средств транспорта (тыс. ед.) |
60 |
77 |
28% |
Подвижной состав (единицы) |
11 925 |
12 723 |
7% |
Железнодорожные контейнерные перевозки (тыс. TEU) * |
340 |
388 |
14% |
Вагоноотправки в крытых вагонах (единицы) |
14 231 |
16 372 |
15% |
Транспортный флот (единицы) |
22 |
20 |
(9)% |
Судо-сутки в эксплуатации[2] |
7 096 |
7 208 |
2% |
Объемы бункеровки (тыс. тонн) |
72 |
68 |
(6)% |
*не включая платформы «Русской тройки»
Финансовые результаты Группы
Показатель, млн руб. |
2018 |
2019 |
Изменение, % |
Выручка |
56 993 |
56 673 |
(1)% |
EBITDA[3] |
10 572 |
12 231 |
16% |
Рентабельность по EBITDA, % |
19% |
22% |
3 п.п. |
Чистая прибыль / (убыток) |
7 009 |
(1 842) |
- |
[1] Снижение обусловлено принятием решения сократить объемы перевозок на Балтике в силу неэффективности
[2] Общее количество дней, которые судно было доступно для эксплуатации, за исключением периода времени, когда судно не могло использоваться в связи с капитальным ремонтом, модернизацией, нахождением в сухом доке либо в связи со специализированным или промежуточным обслуживанием
[3] Показатель EBITDA рассчитывается как операционная прибыль без учета амортизации, обесценения и результата от выбытия активов, и разовых расходов.
Основные события:
- Группа увеличила долю в основных направлениях бизнеса – в интермодальных перевозках по маршруту Восток-Запад до 46% и в перевалке на Дальнем Востоке через ПАО «ВМТП» («Порт») до 44%:
- объем интермодальных перевозок вырос до 344 тыс. TEU (на 14% выше 2018 года);
- Группа достигла рекордных объемов перевалки в Порту за всю его историю – в 2019 году было обработано 11,5 млн тонн грузов (на 10% выше 2018 года), включая рекордный объем перевалки контейнеров - 625 тыс. TEU и генеральных грузов – 5,1 млн тонн;
- Группа сократила срок доставки контейнеров по ключевому маршруту Шанхай-Москва до 24 суток, что в 2 раза быстрее, чем через Суэцкий канал;
- Группа запустила совместный с АО «РЖД Логистика» ускоренный транзитный сервис Trans-Siberian Landbridge для перевозки транзитных грузов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона в Европу по Транссибирской железнодорожной магистрали через Владивосток;
- Группа продолжила расширять сеть сухопутных маршрутов: запустила железнодорожные сервисы из Китая в города России через Монголию, из России в Китай через пограничный переход Гродеково / Суйфыньхэ, транзитные поезда из Китая в Германию и обратно через Калининград, и из Германии в Китай через Дальний Восток;
- Группа открыла интермодальный контейнерный сервис для доставки грузов из городов России на Курильские острова через Дальний Восток;
- Во внутрироссийском сообщении запущены новые контейнерные поезда: из Екатеринбурга в Санкт-Петербург и из Санкт-Петербурга в Новосибирск;
- Группа сократила показатель Чистый долг/EBITDA до 3,7X (без учета IFRS 16);
- Группа реализовала непрофильные активы: все полувагоны и окатышевозы, часть старого флота, также заключила предварительный договор купли-продажи зернового бизнеса (ООО «Транс-Грейн» и связанные активы);
- Группа заключила контракты на поставку 5 кранов для Порта и универсального судна ледового класса, приобрела два контейнеровоза, увеличила парк фитинговых платформ до 6 620 единиц. Также заключила договор с ОАО «РЖД» на приобретение оставшейся неконтролируемой Группой доли в АО «Русская Тройка»;
- Группа начала сотрудничество с Национальным центром исследований Антарктики и океана министерства землеведения Индии по организации снабжения индийских научно-исследовательских станций в Антарктиде. Дизель-электроход «Василий Головнин» доставил более 4 тыс. тонн груза;
- Совместно с ОАО «РЖД» была запущена технология полностью электронного оформления интермодальных перевозок импортных грузов, которая позволила сократить общее время оформления документов в Порту с пяти суток до 21 часа;
- Группа продолжила развивать управление цепочками поставок в сегментах 3PL и 4PL и существенно расширила портфель заказов проектной логистики.
Транспортная группа FESCO – одна из крупнейших частных транспортно-логистических компаний России с активами в сфере портового, железнодорожного и интегрированного логистического бизнеса. Диверсифицированный портфель активов FESCO позволяет осуществлять доставку грузов «от двери до двери» и контролировать все этапы интермодальной транспортной цепочки. Группе принадлежат «Владивостокский морской торговый порт», железнодорожный оператор «Трансгарант», оператор фитинговых платформ «Русская тройка». В управлении FESCO находится 40 тыс. контейнеров, парк фитинговых платформ составляет порядка 6 тыс. единиц. Флот Группы включает 19 транспортных судов, которые преимущественно осуществляют перевозки на собственных морских линиях. 23,8% акций FESCO принадлежит компаниям, контролируемым Марком Гарбером (один из контролирующих акционеров GHP Group), 17,4% – TPG Capital, 32,5% - Зиявудину Магомедову, 26,3% – другим акционерам или находятся в свободном обращении.