Регуляторная нагрузка на рыбопромышленность в 2019 году составила около 16% общеотраслевой выручки - исследование НИУ ВШЭ
Затраты и потери рыбопромышленной отрасли на выполнение избыточных требований законодательства составляют в среднем 58,49 млрд руб. в год
Затраты и потери рыбопромышленной отрасли на выполнение избыточных требований законодательства составляют в среднем 58,49 млрд руб. в год. Такие данные были получены в ходе исследования «Анализ регуляторной нагрузки на рыбную отрасль», проведенное НИУ «Высшая школа экономики» по заказу Всероссийской ассоциации рыбопромышленников. (ВАРПЭ)
Как пояснили ИАА «ПортНьюс» в ВАРПЭ, сначала эксперты ВШЭ провели комплексный анализ регуляторного воздействия на российскую рыбную отрасль. В итоге было выявлено 550 обязательных требований, содержащихся в 55 нормативных правовых актах.
На основе этого анализа НИУ ВШЭ провели масштабное исследование затрат бизнеса на выполнение требований отраслевого регулирования. Эксперты ВШЭ применили методику стандартных издержек (standard cost model), которая позволяет определить затраты бизнеса от исполнения бюрократических требований.
Кроме того, оценивались прямые расходы – затраты компаний на приобретение материалов и оборудования, его тестирование и обслуживание, на лабораторные исследования и т.д. Также моделировались потери бизнеса, вызванные регуляторными требованиями, – недовылов из-за задержек судов на перегрузах или обязанности прохождения контрольных точек и т.д.
«Как следует из материалов исследования, в среднем затраты и потери отрасли на выполнение избыточных требований законодательства составляют 58,49 млрд руб. в год или 877,35 млрд руб. в перерасчете на 15-летний горизонт (столько действует договор о закреплении долей квот на добычу водных биоресурсов). Учитывая, что в 2019 году оборот рыбной отрасли достиг 369 млрд руб., регуляторная нагрузка на бизнес составляет около 16% общеотраслевой выручки. Наиболее затратными для рыбопромышленников являются требования пограничного и таможенного контроля, том числе необходимость прохождения контрольных точек (15,1 млрд руб.), а также требования по ветеринарно-санитарному контролю и пожарной безопасности - 13,6 млрд руб. и 8,5 млрд руб. соответственно», - рассказал о результатах исследования глава ВАРПЭ Герман Зверев.
С учетом негативного влияния пандемии коронавируса на рыбную отрасль необходимость пересмотра регуляторной нагрузки на бизнес усиливается.
Как отметил Герман Зверев, девальвации рубля привела к увеличению расходов рыбопромышленников, последствиями «обвала» потребительского спроса станут в краткосрочной перспективе снижение цен на рыбную продукцию и «торможение» финансовых показателей отрасли. По его прогнозам, в 2020 году отраслевая выручка составит 370 млрд руб., при этом налоговые изъятия - 59 млрд руб., инвестиционные расходы и обслуживание кредиторской задолженности – 50 – 55 млрд руб., дополнительные расходы на топливо – 5-6 млрд руб.
В ходе исследования эксперты ВШЭ просчитали затраты и потери рыбопромышленников по исполнению 321 регуляторного требования, распределенного на 12 групп: регулирование порядка получения (передачи) прав пользования ВБР, распределения квот, рыболовных (рыбопромысловых) участков; погрузка, выгрузка, перегрузка уловов и произведенной из них продукции; контроль морских биоресурсов и таможенный контроль деятельности промысловых судов; выход судов из порта и вход (c возвращением в порт): получение разрешений, представление документов, прохождение осмотров; обеспечение транспортной безопасности (антитеррористическая защищенность) безопасность мореплавания; ветеринарно-санитарный контроль (подготовка документов, прохождение экспертиз); охрана окружающей среды; охрана труда и требования к персоналу; правила и ограничения рыболовства, требования к типам судов, орудиям и способам добычи (вылова) ВБР; противопожарная безопасность; регистрация, классификация, освидетельствованию судов.
«Рыбопромышленная отрасль выступила первопроходцем в количественном измерении регуляторных затрат в России, показала пример, что и ОРВ, и «регуляторная гильотина», и дерегулирование в ходе разработке мер по перезапуску экономического роста – все это может опираться не на закулисный торг, не на «воду» в пояснительных записках за все хорошее и против всего плохого, но прежде всего на эмпирические данные, расчеты, it-моделирование. Фактически создан прообраз отраслевого реестра обязательных требований с привязкой затрат на их исполнение. Полагаю, что блок в правительстве, отвечающий за регуляторную политику, вполне мог бы тиражировать этот опыт для построения онлайн-реестра для всех отраслей экономики» - заявил руководитель исследования, директор Центра ОРВ Высшей школы экономики Даниил Цыганков.