Значения Мирового бункерного индекса MABUX (индекс, рассчитываемый по текущим ценам на основные виды бункерного топлива в пуле ведущих портов мира), продолжили направленный нисходящий тренд 17 марта 2020 года, говорится в аналитическом обзоре, предоставленном ИАА «ПортНьюс» компанией Marine Bunker Exchange (MABUX).
380 HSFO - USD/MT – 270,54 (-6,72)
VLSFO - USD/MT – 353,00 (-14,00)
MGO - USD/MT – 437,18 (-13,84)
Мировые нефтяные индексы, в свою очередь, продолжили умеренное снижение 17 марта после значительного падения сессией ранее.
Майский фьючерс нефти Brent на ICE в Лондоне снизился на $1,32 до $28,73 за баррель. Апрельский фьючерс на легкую малосернистую нефть на NYMEX в Нью-Йорке подешевел на $1,75 до $26,95 за баррель. Спред между котировками составил $1,78 против $1,35 сессией ранее. Апрельский фьючерс на газойль потерял $6,25.
Сегодня утром торги на ведущих биржах мира не имеют выраженного тренда, вектора меняются разнонаправленно.
Пандемия коронавируса COVID-19 продолжает оказывать сильное влияние на мировой спрос на нефть. Страны предпринимают серьезные шаги в попытках сдержать вирус, закрывая границы и сокращая количество перелетов, тем самым снижая спрос на сырое и очищенное сырье, включая бензин и топливо для реактивных двигателей.
Рынки также следят за нефтяным спором Саудовской Аравии и России. Саудовская Аравия и ОАЭ после завершении соглашения ОПЕК+ объявили о своем намерении снизить отпускные цены на нефть и нарастить производственные мощности. Saudi Aramco предлагает нефть со скидкой в $7/барр. для рынка США, $8/барр. — для Европы и $6/барр. — для потребителей в Азии по отношению к котировке BWAVE – средневзвешенной цене на Brent (Североморская смесь). Таким образом, саудовцы в следующем месяце могут предлагать свою нефть на основных рынках по цене ниже $25/барр. ОАЭ также обещает увеличить поставки на 1 млн барр./сут. Нарастить экспорт нефти обещали также Ирак и Кувейт, но неизвестно в каком объеме.
Ожидаемый рост поставок нефти из Персидского залива привел к резко возросшему спросу на супертанкеры, ставки фрахта моментно выросли на 678%. После падения нефтяных котировок до $30/барр. и ниже на рынке сложилась ситуация контанго (текущая цена ниже, чем цена на товар с более поздним сроком поставки). Трейдеры фрахтуют танкеры для хранения купленной на спотовом рынке нефти с целью ее перепродажи в будущем. Очевидно, что высокие ставки фрахта экономически не оправданы и вызваны ажиотажным спросом. Однако это приведет к значительному росту затрат на транспортировку нефти из Персидского залива и существенно уменьшит доходы экспортеров – прежде всего Saudi Aramco.
Россия не готова дальше сокращать добычу в рамках ОПЕК+, однако не отказалась выполнять достигнутые ранее соглашения, направленные на достижение баланса спроса и предложения на нефтяном рынке. РФ не намерена уступать рынок американским компаниям, которые воспользовались соглашением ОПЕК+ и увеличили предложение сланцевой нефти. По официальным данным EIA (Управления энергетической информации), в прошлом году экспорт нефти из США вырос на 45% по сравнению с 2018 годом и достиг 2,98 млн барр./сут.
Обвал бирж США, переживших 16 марта наихудшее падение с «черного понедельника» 1987 года, свидетельствует о том, что инвесторы уверены в неизбежности рецессии. Индекс Dow Jones на закрытии торгов 16 марта обрушился на почти 3 тысячи пунктов, или на 13%. По числу потерянных пунктов 16 марта стал самым худшим днем в истории Dow Jones. Непосредственной причиной обвала стало заявление президента США Дональда Трампа о возможно надвигающейся рецессии и о том, что пандемия коронавируса может продлиться до июля-августа. При этом рынок уверен, что меры, предпринимаемые американскими властями, не помогут избежать рецессии.
Кроме США, рецессия может затронуть и другие государства. Прежде всего, это Евросоюз, ряд членов которого балансировали на этой грани еще до возникновения коронавируса. Так, по данным Евростата, рост ВВП ЕС, ещё с учетом Британии, в четвертом квартале прошлого года составил 0,1% в квартальном выражении и 1,2% — в годовом. Это крайне близко к рецессии, а на фоне пандемии COVID-2019 рост экономики еврозоны может упасть до многолетнего минимума в 0,5%.
«Мы полагаем, что сегодня цены на бункерное топливо могут продолжить снижение в пределах минус $3-9», - отмечается в обзоре.