Консорциум, объединяющий Gasunie, Groningen Sea Ports и Shell Nederland, объявил о планах запустить проект NortH2. Целью проекта является производство водорода с использованием только возобновляемых источников энергии. Необходимая электроэнергия будет генерироваться морской ветровой электростанцией мощностью 3-4 ГВт, которая будет запущена в 2030 году. Около 2040 года ее мощность планируется увеличить примерно до 10 ГВт около 2040 года. Производство «зеленого водорода», первоначально в Эемсхавене, а затем, возможно, и на морских объектах, как ожидается, к 2040 году достигнет около 800 тыс. тонн в год. Это позволит сократить выбросы диоксида углерода на почти семи мегатонн в год, говорится в пресс-релизе администрации морских портов Гронингена (GSP).
Пока финансовую поддержку NortH2 получает из бюджета провинции Гронинген и инициаторы проекта приглашают партнеров для расширения консорциума и реализации этого проекта.
Так называемый «зеленый водород», производимый с использованием возобновляемых источников энергии, таких как ветер и солнечная энергия, занимает центральное место в Климатическом соглашении Нидерландов и «Зеленом соглашении» Евросоюза. В настоящее время промышленность уже потребляет большое количество водорода, но при его производстве в основном используется природный газ.
Проектом NortH2 предусматривается строительство крупных морских ветроэлектростанций в Северном море, которые могут постепенно нарастить свою мощность до почти 10 ГВт. Этого было бы достаточно для удовлетворения текущей потребности в электроэнергии примерно 12,5 млн домохозяйств в Нидерландах. Для производства такой гигантской мощности потребуется установить большое количество ветровых турбин. Первые из них могут быть введены в эксплуатации в 2027 году и будут использоваться для производства «зеленого водорода».
Планом предусматривается также строительство большого электролизёра в Эмсхейвене, для преобразования энергии ветра в зеленый водород. Консорциум также рассматривает возможность размещения установок электролизёров на морских объектах.
Наконец, для доставки 800 тыс. тонн «зеленого водорода» понадобится транспортная сеть в Нидерландах и Северо-Западной Европе главным образом для промышленности, а затем, возможно, и потребителям. Это может ежегодно предотвратить выбросы CO2 в объеме примерно 7 мегатонн (до 2040 года). Также для хранения и транспортировки водорода в этом проекте будет задействована имеющаяся инфраструктура Gasunie используемая для природного газа.
Приступить к проекту планируется уже в этом году с подготовки ТЭО проекта. Члены консорциума надеются произвести первый «зеленый водород» к 2027 году. Это зависит, в частности, от получения разрешений от властей, выделение территории для размещения новых объектов ветроэлектростанций в Северном море, имеющихся участков для размещения установок производства водорода и окончательных инвестиционных решений соответствующих сторон. Партнеры NortH2 ожидают, что на начальных этапах реализации проекта могут потребоваться европейские и национальные субсидии.
Администрация морских портов Гронингена имеет в управлении порты Дельфзейл и Эмсхавен, а также прилегающие промышленные объекты. Организация предоставляет полный пакет портовых услуг своим промышленным и коммерческим клиентам, от логистических и инфраструктурных до выделения в аренду и обслуживания площадок в обоих портовых регионах.