• 30 октября 2019 12:29

    «Газпром» попросил исключений для судов под иностранным флагом в Арктике - СМИ

    «Газпром» попросил Минэнерго определить случаи, когда в Арктике для проведения определенных технических операций можно использовать суда под иностранными флагами в отсутствие российских аналогов. Об этом говорится в письме, которое 13 сентября 2019 года зампред правления «Газпрома» Виталий Маркелов направил замминистра энергетики Павлу Сорокину, передает РБК, у которого есть копия письма, подлинность которого подтвердили два федеральных чиновника.

    С 1 января 2019 года в России действуют поправки в Кодекс торгового мореплавания (КТМ), запрещающие использовать суда под иностранным флагом для перевозки грузов в Арктике по Северному морскому пути, в том числе нефти, газа и угля, а также вести каботаж. Они были разработаны для поддержки российского судостроения Минпромторгом.

    Зампред правления «Газпрома» также предложил определить условия использования иностранных судов, ввезенных по специальной таможенной процедуре для работы на континентальном шельфе за пределами 12-мильной зоны и в территориальных водах России. Совещание по этому вопросу при участии «Газпрома» и ряда профильных ведомств прошло в Минэнерго 16 октября, следует из материалов, приложенных к письму Маркелова.

    Источник РБК в Минэнерго подтвердил факт проведения совещания по предложениям «Газпрома». По его словам, конкретных решений на нем не приняли, так как ведомство не уполномочено определять правила судоходства в Арктике. После этого компания обратилась со своей просьбой в Минтранс, сказал собеседник РБК.

    «Минтранс не выступал с инициативой по разрешению «Газпрому» использовать суда под иностранным флагом в Арктике», — сообщил РБК представитель ведомства. Но Минтранс подготовил законопроект о внесении изменений в Кодекс торгового мореплавания, которые предполагают, что правительство получит полномочия по определению порядка привлечения судов под иностранным флагом в случае отсутствия таковых под российским, в том числе на виды работ, о которых говорит «Газпром», добавил представитель Минтранса. Эти изменения Госдума планирует принять уже в осеннюю сессию.

    Представитель «Газпрома» не стал комментировать служебную переписку с ведомством. Представитель Минэнерго отказался от комментариев.

    У действующего запрета на использование судов под иностранным флагом в Арктике уже есть исключения. 18 марта правительство разрешило 26 танкерам, зафрахтованным крупнейшей частной газовой компанией России — НОВАТЭКом, — перевозить СПГ и газовый конденсат по Севморпути под иностранным флагом до 2044 года, а другим судам, которые зафрахтует компания с этой целью, вывозить СПГ и конденсат из порта Сабетта на Ямале до конца 2021 года.

    Предправления НОВАТЭКа Леонид Михельсон высказывался против какого-либо запрета на использование судов под иностранным флагом. «НОВАТЭК отказался участвовать в обсуждении поправок к КТМ. Это просто вредная идея по существу», — говорил он в интервью «Коммерсанту» в июле 2018 года. По мнению топ-менеджера, нужно принимать отдельный закон о поддержке российского судостроения, а не заниматься введением запретов и исключений из них. «А вот это, что-то исключить, что-то включить... Вы говорите, что предполагается возможность получения исключений? А кто будет принимать это решение? Зачем это нужно?» — сетовал Михельсон.

    Глава правительства Дмитрий Медведев только 28 октября подписал стратегию развития судостроительной промышленности, в соответствии с которой число строящихся в стране судов и объемы поставки продукции судостроения на экспорт к 2035 году должны вырасти в несколько раз.

    НОВАТЭК заказал 15 танкеров-газовозов на российской судоверфи «Звезда», которая только строится при участии «Роснефти». «Газпром» ранее обещал заказать там же 32 судна для перевозки грузов в Арктике», — говорил глава «Роснефти» Игорь Сечин в 2017 году. Но пока «Газпром» законтрактовал только пять судов обеспечения, говорил РБК высокопоставленный источник на судоверфи. Без новых заказов на российских верфях «Газпрому» может не хватить судов под отечественным флагом для перевозки нефти и газа по СМП в случае подтверждения запасов на своих арктических проектах, полагает собеседник РБК.

    По словам источника РБК в «Газпроме», сейчас компания использует для геологоразведки в Арктике суда исключительно под российским флагом, а из техники — только одну буровую установку, арендованную в Китае. Но, по-видимому, компания хочет подстраховаться в случае форс-мажора — тогда ей могут понадобиться и суда под иностранным флагом, и буровая техника, отмечает источник.

    Эксперт WWF по СПГ для Арктической зоны Александр Климентьев сказал РБК, что при принятии изменений в Кодекс торгового мореплавания для перевода арктического флота для газа, нефти и угля под российский флаг не были учтены реальные возможности российского судостроения. «После получения исключения для НОВАТЭКа подобные обращения будут множиться. Передача полномочий по решению вопроса правительству решит эту проблему. Но исключения из правила по ограничению использования судов под иностранным флагом в Арктике целесообразно предоставлять до того, пока верфь «Звезда», производящая российские танкеры, не заработает в полную силу», — полагает аналитик.

    Маркелов в письме в Минэнерго также просит снять ограничения на оборот искусственных островов, расположенных на шельфе, разрешить перемещать грузы между ними и представить возможность ввозить на материк отходы, образованные на них. Такие сооружения, по словам источника РБК в «Газпроме», компания планирует использовать для удешевления бурения, в частности на Крузенштернском месторождении на Ямале с запасами около 1 трлн куб. м газа. Промышленная добыча на нем должна начаться не ранее 2027 года и «на полке» составить 33 млрд куб. м в год.




24 февраля 2024

14:00 Хостел на воде частично затопило в Санкт-Петербурге
12:15 ПАО «ТрансКонтейнер» сообщило о работе в штатном режиме, несмотря на санкции
12:09 По реке Иртыш планируется организовать транзитный коридор РФ – Казахстан – КНР
11:59 Казахстан проведет дноуглубление в порту Курык в 2024 году
08:00 Канада ввела дополнительные санкции против российских судов, портов и судостроителей
01:07 США добавили в санкционный список российские научно-исследовательские суда

23 февраля 2024

15:39 Хуситы запретили США, Великобритании и Израилю заходить в воды Красного моря
15:19 РСПП предложил прописать в законе порядок пересмотра приватизационных сделок
14:59 В порту Клайпеда (Литва) рассчитывают нарастить грузооборот за счет сотрудничества с Японией
14:24 Специалисты РС на конференции по морской энергетике рассказали о влиянии тяжелого топлива на энергоэффективность судов

22 февраля 2024

19:00 Sea-Intelligence: Использование скрубберов на судах дало экономию топлива на $13 млрд
18:49 Андрей Белоусов поручил проанализировать мощности каждого российского порта по отдельным грузам
18:27 Подкомитет ИМО согласовал методологию пересмотра требований по подготовке членов экипажей морских судов
18:04 Владимир Путин: Суда на подводных крыльях востребованы по всей стране
17:45 Итоги недели с ПортНьюс: 19-22 февраля 2024 года
17:32 Систему роторных парусов установят на сухогруз, строящийся на китайской верфи для Baltrader
17:11 ФТС: Рост перевалки контейнерных грузов в портах Северо-Запада в 2023 году составил около 6%
16:48 Великобритания ввела санкции в отношении «Арктик СПГ 2» и руководства «НОВАТЭКа»
16:42 HD KSOE построит два газовоза для перевозки сжиженного углеводородного газа за $129 млн
16:23 Рыболовный сейнер проекта 04130 «Апача» в марте 2024 года выйдет в первый промысловый рейс
16:04 Главгосэкспертиза одобрила проект строительства радиотехнического поста «Краколье» в порту Усть-Луга
15:45 HD Hyundai Marine Solution получила контракт от Chevron на модернизацию двух СПГ-танкеров
15:29 Грузооборот порта Хедланд (Австралия) за январь 2024 года снизился на 12%
15:16 Ледокол-буксир Росморпорта «Фанагория» пройдет доковый ремонт
15:00 Редакция ИАА «ПортНьюс» поздравляет читателей с Днем защитника Отечества!
14:47 «НОВАТЭК»: На проекте «Арктик СПГ 2» в конце 2023 года произведена первая партия сжиженного газа
14:33 FESCO: Контейнерный рынок России вырос на 13,3% в январе 2024 года ‒ до 518 тыс. TEU
14:06 Vitol приняла в эксплуатацию первый в Азии бункеровщик биотопливом класса IMO Type-2
13:44 Чистый убыток Красноярского речного порта в 2023 году вырос в 6 раз ‒‒ до 172,8 млн рублей
13:22 Казахстан готовится обеспечить бесперебойные экспортные поставки зерна в Иран через порт Актау
13:01 MABUX: Из-за отсутствия выраженных драйверов мировые бункерные индексы будут меняться разнонаправленно
12:21 Ремонт парома «Балтийск» отложили из-за дополнительных ограничений Литвы на транзит грузов
12:03 Росморпорт поднял цену договора страхования судов и ответственности судовладельца до 337 млн рублей
11:42 Серия сухогрузов RSD81 будет построена в Астрахани на класс РС
11:17 В состав редакционного совета журнала «Гидротехника» вошла Елена Богатырева
11:00 «Оборонлогистика» модернизирует судовую спутниковую связь на своих судах
10:38 ООО «СССР» (Нижний Новгород) изготовит часть оборудования для круизных лайнеров проекта 00840 «Карелия»
10:19 Контейнеровоз в китайском Гуанчжоу снес опору моста, есть погибшие и пропавшие без вести
10:02 Рост производственных мощностей морпортов России за шесть лет составил 23%
09:41 Фабрика по производству судов из композитных материалов заработает в Хабаровском крае в конце 2026 года
09:09 Совет Федерации одобрил законопроект о техническом управлении судном сторонними компаниями
08:46 Подписаны соглашения о сотрудничестве между Минтрансом России и отраслевыми профсоюзами
08:23 Члены экипажа рыболовного траулера Volopas вернулись из Мозамбика в Россию
08:00 Завершена и передана заказчику проектная документация на земснаряд проекта Ц480М2РД/НФ

21 февраля 2024

19:00 Теплоход «Виссарион Белинский» в 2024 году выполнит 32 круиза с посещением Перми
18:29 Верфь Kosaba Shipbuilding (Япония) построит для NYK судно для доставки персонала морских ветропарков
18:06 США разрабатывают меры по защите портовой инфраструктуры от киберугроз
17:47 Суд дважды отказал Морспасслужбе в аресте снятого с мели в порту «Бронка» судна Flying Fish-1
17:32 VARO и Orim Energy обеспечат биотопливом флот судоходных компаний в порту Роттердам
16:59 «Мечел»: Логистические барьеры оказали влияние на планы по добыче угля и сбытовую политику
16:47 РЦПКБ «Стапель» спроектировало плавучий причал RDB 74.02 для пассажирских судов типа «Валдай 45Р» и «Метеор 120Р»
16:18 Ремонт грунтоотвозной шаланды «Рабочая» обойдется Росморпорту в сумму до 48,5 млн рублей
15:59 Правительство изменило требования к уровню локализации строящихся по инвестквотам рыболовных судов
15:41 Ставки на морские контейнерные перевозки снижаются в феврале 2024 года
15:26 Торговля продовольствием России со странами Персидского залива выросла в 1,7 раза за последние 5 лет
15:10 Журнал «Гидротехника» включен в Перечень ВАК
14:57 Северная верфь ввела в эксплуатацию листогибочную машину в корпусосборочном цехе
14:35 ЦСМС: На российскую систему «Гонец» для отправки судовых суточных донесений перешли 9 судов
14:12 На ССЗ «Балкан» (Туркменистан) заложен земснаряд проекта RDB 09.10
13:51 Госдума РФ денонсировала соглашение с Великобританией о рыболовстве
13:33 Вышел из печати первый номер 2024 года журнала «ПортНьюс»
13:14 В Сомали вновь обострилась ситуация с пиратством
12:59 Экспортные перевозки зерна по сети РЖД возросли на 5,9% — до 1,7 млн тонн в январе 2024 года
12:46 Мурманская таможня оформила более 4,6 тыс. заходов морских судов за 2023 год
12:23 Концепция двухтопливного судна для установки морских ветряных турбин получила одобрение общества ABS
12:08 Росморпорт вложит до 36,7 млн рублей в ремонт грунтоотвозной шаланды «Трудовая»
11:45 ЕЭК утвердила все документы для запуска механизма применения навигационных пломб при грузоперевозках
11:03 «КазАзот» экспортирует по Транскаспийскому маршруту из порта Актау 16 партий минудобрений в 2024 году
10:57 Росморпорт повышает тарифы на услуги по сбору плавающего мусора в портах Владивосток, Восточный и Находка
10:04 В Самарской области возбуждено уголовное дело в связи с гибелью рабочего в речном порту