Поправки к требованиям о накладной на поставку судового топлива судам, на которых установлены альтернативные установки для соответствия требованиям по уровню выбросов серы, вступили в силу с 1 января 2019 года, говорится в сообщении Международной морской организации (IMO).
Отмечается, что эти изменения вступают в силу в тот момент, когда вся международная судоходная отрасль готовится к принятию (с 2020 года) требования о допустимом содержании в судовом топливе серы на уровне 0,50% м/м вне зон ECA контроля выбросов в сравнении с действующим ограничением в 3,5%. При этом в зонах ECA эта планка останется на уровне 0,10% м/м.
Поправки в дополнение V приложения VI Конвенции MARPOL учитывают ситуации, когда бункерное топливо, не соответствующее требованиям по содержанию в нем серы, поставляется на судно, на котором используются технологии обеспечения соответствия, используемых в качестве альтернативы согласно правилу IV приложения VI Конвенции MARPOL (Equivalents) для сокращения выбросов окиси серы c судна в целях соблюдения требований организации. Эквивалентным средством может быть технология предотвращения выбросов, например, система очистки выхлопных газов («скруббер»), если она принята государством флага судна в качестве альтернативного средства для выполнения требования о допустимых уровнях содержания серы в топливе.
Накладная на поставку бункерного топлива должна включать заявление, подписанное и заверенное представителем поставщика судового топлива, о том, что поставляемое топливо соответствует правилу 18.3 приложения VI MARPOL и что содержание серы в поставляемом топливе не превышает:
- ограничения вне зон контроля выбросов ECA (действующее – 3.50%, с 1 января 2020 года – 0,50%) в соответствии с положением 14.1;
- ограничения в зонах ECA (0.10% м/м) в соответствии с положением 14.4; или
- уровня содержания определенного покупателем топлива, на основании уведомления покупателя о том, что топливо предназначено для использования:
1. в сочетании с альтернативным методом обеспечения соответствия; или
2. подлежит соответствующему исключению из правил в случае проведения судном испытаний в рамках исследований технологий контроля выбросов серы и их сокращения.
Ограничение на уровне 0,10% м/м применяется в четырех отведенных зонах контроля выбросов ECA: Балтийское море, Северное море, район Северной Америки (включающий обозначенные прибрежные районы у берегов США и Канады) и район Карибского моря США (вокруг Пуэрто-Рико и Виргинских островов США).
В октябре 2018 года комитет IMO по защите морской среды (КЗМС) принял дополнительную поправку к приложению VI Конвенции MARPOL, согласно которой запрещается перевозка не отвечающего требованиям мазута используемого в качестве топлива двигателей или для операций на борту судна, если только на судне не используется эквивалентный метод обеспечения соответствия. По планам, эта поправка вступит в силу с 1 марта 2020 года и (помимо прочего) внесет изменения в форму Международного сертификата по предотвращению загрязнения воздуха (IAPP), с тем чтобы в нем было указано, что для судна без утвержденного эквивалентного метода обеспечения соответствия стандарту по сере в мазуте, перевозимом для использования на борту судна, не должно превышать 0,50% м/м, как это документально подтверждено в накладной на поставку бункерного топлива.
Кроме того, c 1 января 2019 года вступили в силу поправки к приложению VI к Конвенции MARPOL согласно которым районы Северного и Балтийского морей определяются в качестве зон ECA для контроля выбросов оксидов азота.
Требования по этим двум зонам ECA начнут применяться через два года, что приведет к значительному снижению выбросов оксидов азота (NOx) от деятельности международного судоходства в этих районах. В районах ограничения выбросов оксидов азота суда подпадают под действие стандарта Tier 3 для ограничения выбросов оксидов азота.
С 1 января 2019 года, суда валовой вместимостью 5 тыс. тонн и выше должны начать собирать данные о потреблении судового топлива в соответствии с требованиями об обязательном сборе и предоставлении отчетности по топливу, которые вступили в силу в марте 2018 года.
В соответствии с приложением VI к MARPOL по представлению отчетности о потреблении топлива суда от 5 тыс. тонн и выше должны будут собирать данных о потреблении каждого типа используемого ими мазута, а также другие, дополнительные, конкретные сведения.
Сводные данные предоставляются государству флага за каждый календарный год, а государство флага, определив, что данные были представлены в соответствии со всеми требованиями, выдает судну декларацию о соответствии. Государства флага обязаны впоследствии передавать эти сведения в базу данных IMO по потреблению мазута, которая затем представляет КЗМС ежегодный доклад с кратким изложением собранных данных.
Система сбора данных является одной из мер принятых в поддержку осуществления первоначальной стратегии ММО по сокращению выбросов парниковых газов с судов, утвержденной в 2018 году. На суда, на которые распространяется действие правил, приходится примерно 85% от общего объема выбросов углекислого газа от международных морских перевозок. Система сбора данных предназначена для поддержки трехэтапного подхода к решению проблемы выбросов CO2 от международного судоходства: сбор данных, анализ данных, а также принятие решений о том, какие еще дополнительные меры требуется предпринять.
1 января 2019 года вступил в силу пакет поправок 2017 года (04-17) к Международному кодексу морской перевозки твердых навалочных грузов (IMSBC Code). Поправки включают требования, согласно которым грузоотправитель должен заявлять, является ли перевозимый твердый навалочный, насыпной груз, за исключением зерна, вредным для морской среды.
Другие поправки включают обновленные требования к перевозке ряда конкретных грузов и поправки обозначающие ответственность грузоотправителя по обеспечению проведения проверки для определения предельного уровня влажности перевозимого твердого насыпного груза.
Международная морская организация (IMO, ИМО), головной офис которой находится в Лондоне, является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций (ООН). Главной задачей ИМО является обеспечение безопасности и надежности судоходства, а также предотвращение загрязнения морской среды судами.