Правительство одобрило законопроект “О морских портах Российской Федерации”
Правительство Российской Федерации сегодня, 29 марта, одобрило законопроект «О морских портах Российской Федерации». Как сообщается в пресс-релизе Минтранса РФ, проект федерального закона «О морских портах Российской Федерации» призван восполнить законодательный пробел в этой сфере.
Законопроект состоит из четырех глав. Глава I «Общие положения» включает 10 статей, в которых определяются основные понятия, используемые в тексте закона, дается описание акватории и территории порта. Предусмотрены нормы об образовании, присвоении наименования, открытии порта, регистрации сведений о морских портах путем внесения их в реестр.
Глава II «Государственное регулирование деятельности в морском порту», включающая 11 статей, раскрывает вопросы участия государства в деятельности морских портов. В главе описываются цели и способы государственного влияния на деятельность в морском порту, устанавливается организация, уполномоченная осуществлять в морском порту административно-властные функции. В соответствии с предоставляемыми полномочиями данные функции возлагаются на администрацию морского порта, возглавляемую капитаном соответствующего морского порта. Приводится конкретный перечень функций, выполнение которых обеспечивает администрация морского порта. Определяются акты, принимаемые администрацией морского порта, и порядок их согласования.
Глава III «Основы оказания услуг в морском порту» посвящена основам оказания услуг по перевалке грузов, обслуживанию судов и пассажиров в морском порту. Существующее законодательство (Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», Федеральные закон «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» и др.) дает подробное описание правовых норм, регулирующих отношения, возникающих при перевозке груза. Однако до настоящего времени нет правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при перевалке груза в порту. На сегодняшний день груз после выгрузки в порту попадает в правовой вакуум, в котором он находится до отгрузки из порта. Данная глава направлена на устранение правового пробела, сложившегося в отношении портового звена процесса транспортировки груза. В Главе III также содержатся положения, касающиеся технологического хранения груза в порту, а также определена ответственность операторов морского терминала при оказании услуг по перевалке и хранению грузов.
Глава IV «Заключительные положения» предусматривает изменения и дополнения, которые необходимо внести в отдельные законодательные акты Российской Федерации (Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации, Федеральный закон «О естественных монополиях») в связи с принятием данного законопроекта.
В целом, как отмечается в пресс-релизе Минтранса РФ, проект федерального закона «О морских портах Российской Федерации» будет способствовать повышению эффективности и конкурентоспособности морских портов Российской Федерации, выполнению требований международных обязательств Российской Федерации в сфере морского транспорта. Его принятие не потребует дополнительных финансовых средств на его реализацию.