У ОАО "РЖД" в 2007 году появится первая грузовая дочерняя компания
Заседание межведомственной комиссии по реформированию железнодорожного транспорта вчера рассмотрело в окончательном варианте проект целевой модели рынка железнодорожных транспортных услуг до 2010 года. Как сообщается в пресс-релизе ОАО “РЖД”, участники заседания вели работу по сближению позиций в течение нескольких месяцев. Вчера были сняты разногласия по ряду ключевых моментов и согласованы оптимальные решения. Старший вице-президент ОАО "РЖД" Федор Андреев отметил, что существенное сближение позиций привело к решениям, которые учитывают интересы всех участников перевозочного процесса и позволят перевести усилия из плоскости дискуссии в плоскость эффективного развития рынка железнодорожных транспортных услуг.
В частности, утвержденная модель предполагает, что до 2010 года функции общественного перевозчика останутся за ОАО "Российские железные дороги". Одновременно подразумевается, что на третьем этапе реформы будут создаваться условия для развития конкуренции в сфере железнодорожных грузовых перевозок и появления полноценных независимых перевозчиков. Для этого существующая тарифная система будет дополнена тарифом на перевозку с использованием собственного локомотива (в дополнение к уже существующим тарифам в вагоне ОАО "РЖД" и собственном вагоне). Выделение публичной услуги локомотивной тяги признано нецелесообразным. При этом планируется значительное увеличение количества частных локомотивов, используемых операторами в поездных формированиях. Минтранс РФ и ОАО "РЖД" в ближайшее время разработают согласованный порядок допуска поездных формирований к участию в перевозочном процессе. Новая тарифная схема одновременно с прозрачными условиями использования частных локомотивов позволит привлечь значительные частные инвестиции в тяговый подвижной состав.
Также принято решение по одному из ключевых вопросов дискуссии: о формате и принципах создания дочерних грузовых компаний ОАО "РЖД". Первая компания должна быть создана в 2007 году и может начать работу уже осенью этого года. В ее уставный капитал будет внесено около 260 тыс. вагонов: практически весь специализированный подвижной состав и часть универсальных вагонов, которые способны работать в конкурентных сегментах рынка. В ОАО "РЖД", помимо универсального подвижного состава, планируется сохранить все вагоны, связанные с обеспечением воинских перевозок и мобилизационной готовности. В 2009-2010 гг. по решению Правительства часть акций этой дочерней грузовой компании может быть продана путем IPO. Вырученные средства по решению Совета директоров будут использованы для модернизации инфраструктуры и обновления подвижного состава.
Вторая грузовая "дочка" будет создана в 2008-2009 гг. после того, как будут получены и проанализированы результаты деятельности первой дочерней компании.
Решение вопроса о формате создания Федеральной пассажирской компании планируется на 2008-2009 годы: с учетом изучения опыта работы Федеральной пассажирской дирекции и Дирекции вокзалов ОАО "РЖД". В ближайшее время согласованный сегодня проект целевой модели рынка железнодорожного транспорта будет представлен на утверждение Правительства Российской Федерации.