Согласно данным Минтранссвязи Украины, по состоянию на начало текущего года средний возраст парка портальных кранов подведомственных портов составил 27.8 лет. Об этом сообщает “РЖД-Партнер”. В список с наиболее устаревшим парком попали Ильичевский порт (средний возраст - 34.3 лет), Измаильский порт (29.1 лет), Николаевский порт (28.4 лет), Одесский порт (27.1 лет). Среднеотраслевая степень износа портальных кранов зафиксирована на уровне 94.9%. Исходя из этого показателя, с учетом наличного работоспособного парка, усредненные годовые затраты портов на поддержание технического состояния крановой единицы достигли уровня: Ильичевский порт - $24 тыс./ед.; Измаильский - $15 тыс./ед.; Николаевский - $14 тыс./ед.; Одесский - $8 тыс./ед. Даже для наиболее молодого парка фиксируется высокий уровень ремонтных затрат: Мариупольский порт – средний возраст кранов 23.5 лет, удельные ремонтные затраты - $80 тыс./ед.; Южный – 17.2 лет и $28 тыс./ед. соответственно.
Ситуацию осложняет недостаточно высокий уровень использования парка портальных кранов по отрасли в целом, а также неравномерность загрузки кранового обеспечения по отдельным предприятиям. Так, при усредненном показателе использования кранов на уровне 0.31 (в целом по отрасли) для отдельных портов этот показатель варьирует в широком диапазоне, от 0.04 (Скадовский порт) и 0.06 (Ренийский) до 0.47 (Южный) и 0.46 (Мариупольский).
Указанное положение, по мнению руководства Минтранссвязи, выдвигает на передний план задачу коренного обновления кранового обеспечения портов. В планы ведомства входит реализация программы обновления кранового парка в основных портах Украины, включая Южный, Мариупольский, Николаевский, Херсонский. Источник финансирования - кредитные ресурсы с участием централизованных ведомственных фондов. Ориентировочный срок реализации проекта – 3 года.
Предыдущая инициатива ведомства по обновлению парка портальных кранов относится к 2003 г., когда Государственное объединение «Укрморпорт» выдвинуло Программу обновления парка портальных кранов морских торговых портов Украины до 2010 г. (стоимость программы - $180 млн.). Тогда же министерством был взят курс на приоритетное использование продукции отечественного машиностроения.