В Москве состоялась XVI ежегодная конференция деловых партнеров группы компаний «Совкомфлот». Как указано в сообщении пресс-службы компании, участие в мероприятиях конференции приняли около 200 представителей ведущих нефтегазовых компаний России и мира, министерств и ведомств РФ, инвестиционно-финансовых, страховых и юридических компаний, экспертных организаций.
В рамках пленарной сессии конференции выступили спецпредставитель Президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов, заместитель Министра энергетики РФ Кирилл Молодцов, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) Дмитрий Кобылкин, генеральный директор компании Total E&P Russie Жак де Буассезон, старший вице-президент ПАО «Сбербанк», руководитель Sberbank CIB Игорь Буланцев.
С приветственным словом к участникам конференции обратился Максим Орешкин, Министр экономического развития РФ.
В ходе мероприятия прозвучали доклады отраслевых экспертов – Йорна Баккелунда, старшего аналитика Clarksons Platou, и Яранда Ристада, управляющего партнера компании Rystad Energy.
В центре внимания участников конференции было состояние мирового фрахтового рынка, динамика ценообразования нефти и других энергоносителей, перспективы реализации новых нефтегазовых проектов, в том числе с участием группы СКФ. Особое внимание было уделено развитию «зеленых» технологий в коммерческом судоходстве, а также новым требованиям международных конвенций по соответствию судов повышенным экологическим стандартам.
В обращении к участникам мероприятия Сергей Иванов подчеркнул, что на протяжении многих лет «Совкомфлот» успешно проводит «напряженную работу, связанную с освоением новых для российского судоходства направлений деятельности, увеличением численного состава флота и улучшением его качественных показателей». Итогом этой работы, по мнению спецпредставителя Президента РФ, стало «завоевание компанией лидирующих позиций в целом ряде сегментов морской транспортировки углеводородов, обслуживания шельфовой разведки и добычи нефти и газа».
Особое внимание в своем выступлении Сергей Иванов уделил вопросам защиты окружающей среды. Учитывая риски, связанные с эксплуатацией флота в арктическом морском бассейне, принимая во внимание хрупкость и уязвимость экосистемы региона, российское государство требует от работающих в Арктике компаний безусловного соблюдения высочайших экологических стандартов, наличия должного уровня компетенций, высокой социальной ответственности. «В этом смысле «Совкомфлот», ключевыми приоритетами для которого традиционно являются безопасность, применение передовых технологий, охрана окружающей среды и энергоэффективность, соответствует всем этим критериям», – сказал спецпредставитель Президента РФ. В своем выступлении он также отметил весомый вклад судоходной компании в развитие системы морского профессионального образования России.
«Совкомфлот» успешно решает поставленные акционером задачи, последовательно добивается положительных производственных и финансовых результатов даже в условиях существенного ослабления конъюнктуры мирового танкерного рынка», – отметил в своем приветственном обращении глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин.
«Правительство РФ, Министерство экономического развития отводят компании приоритетную роль в обеспечении комплексного обслуживания проектов морской добычи нефти и газа на континентальном шельфе России с особой специализацией на работе в сложных климатических условиях арктических и субарктических морей. В рамках реализации государственной политики развития Арктической зоны Российской Федерации осуществляются масштабные инвестиции в освоение шельфовых месторождений, модернизацию транспортной инфраструктуры, и в первую очередь, ее морской составляющей – и группа «Совкомфлот», несомненно, вносит весомый вклад в этот процесс», – подчеркнул министр.
Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин в своем выступлении отметил, что в основе активного промышленного освоения Ямала прежде всего лежит экологическая безопасность всех процессов. Он выразил благодарность «Совкомфлоту» за использование высоких экологических стандартов и «зеленых» технологий при строительстве новых судов для работы в сложных климатических условиях. «Это крайне важно не только для Ямала, России, но и для всего мира», – сказал губернатор.
В ходе своего выступления глава «Совкомфлота» Сергей Франк отметил, что компания последовательно реализует стратегию развития, нацеленную на расширение участия «Совкомфлота» в долгосрочных нефтегазовых проектах. Знаковым с этой точки зрения событием стало пополнение флота СКФ уникальным ледокольным газовозом «Кристоф де Маржери», построенным для обслуживания проекта «Ямал СПГ». Еще одно событие этого ряда – начало работы танкеров СКФ в рамках проекта «Новый Порт», который также реализуется на Ямале. Сергей Франк напомнил, что это первый в истории судоходства опыт эксплуатации крупнотоннажных судов – новой серии арктических челночных танкеров – в акватории Карского моря и Обской губы в режиме круглогодичной навигации. Эксперты отрасли по достоинству оценили выдающиеся технические характеристики этих судов: в мае 2017 года жюри премии Marine Propulsion Award признало головной танкер серии, «Штурман Альбанов», «Судном 2016 года».
Помимо челночных танкеров, нефтегазовые проекты на континентальном шельфе обслуживают ледокольные суда снабжения добывающих платформ – еще один активно развивающийся сегмент бизнеса СКФ. На сегодняшний день компания обеспечивает большую часть объема перевозок нефти и газа в рамках проекта «Сахалин-1», включая круглосуточное дежурство судов для предотвращения чрезвычайных ситуаций, а также снабжение и обеспечение добывающих платформ, доставку людей, грузов и оборудования на объекты. Такой же спектр услуг осуществляют суда СКФ в рамках проекта «Сахалин-2». В 2017 году к работе в рамках проекта «Сахалин-2» приступило новое судно снабжения добывающих платформ «Геннадий Невельской». Сергей Франк также отметил, что в 2017 году флот СКФ пополнило новое высокотехнологичное судно геофизической разведки «Иван Губкин», не имеющее аналогов в России.
Одним из ключевых приоритетов для «Совкомфлота» была и остается экологическая повестка, подчеркнул Сергей Франк. Компания шаг за шагом продвигается к реализации крайне важного для всей мировой судоходной индустрии проекта – строительству серии первых в мире танкеров типоразмера Aframax, специально спроектированных для работы на газомоторном топливе (СПГ).
Комментируя итоги работы компании в 2016 году и первой половине 2017 года, Сергей Франк отметил, что компания достигла убедительных результатов даже на фоне существенного снижения конъюнктуры мировых танкерных рынков. Несмотря на то, что финансовые показатели работы СКФ в 2016 году ниже цифр предыдущего, 2015 года – одного из лучших для всей индустрии за последнее десятилетие – они, тем не менее, превосходят результаты компании в 2014 году: чистая прибыль составила $207 млн против $84 млн, EBITDA – $707 млн против $579 млн, чистая выручка – $1,14 млрд против $1,04 млрд.
В своем выступлении старший вице-президент ПАО «Сбербанк», руководитель Sberbank CIB Игорь Буланцев отметил: «Банки традиционно конкурируют за лучших клиентов, а «Совкомфлот» в понимании банковского сообщества – это идеальный клиент, с перспективными проектами». Взаимовыгодное сотрудничество между компаниями активно развивается на протяжении последних лет, и сегодня подразделения «Сбербанка» являются крупнейшими российскими кредиторами «Совкомфлота». Банку интересны надежные клиенты, которые построили стабильный бизнес, при этом вложение средства в модернизацию российской инфраструктуры является одним из приоритетов банка, пояснил топ-менеджер. Он отметил, что «Сбербанк» рассматривает возможность увеличения доли транспортного бизнеса в своем долговом портфеле и положительно оценивает перспективы финансирования судоходной отрасли.
В марте 2017 года «Совкомфлот» и «Сбербанк» заключили кредитное соглашение на сумму 174 млн долларов США сроком до 15 лет. Эти средства группа СКФ направила на рефинансирование своих долговых обязательств, в частности по проекту «Приразломное».