Делегация «Совкомфлота» во главе с генеральным директором и председателем правления компании Сергеем Франком приняла участие в международной конференции и выставке Gastech 2017, которая проходила в Токио 4-7 апреля. Это мероприятие является крупнейшей в мире тематической площадкой, посвященной добыче, хранению, переработке и транспортировке газа и СПГ (сжиженного природного газа). Как сообщает пресс-служба танкерной компании, главной темой, которую в рамках конференции заявила компания «Совкомфлот», стало использование сжиженного природного газа (СПГ) в качестве перспективного топлива для крупнотоннажных судов, что значительно повысит их экологическую безопасность и эффективность.
«Совкомфлот», являясь мировым лидером в сегменте танкеров типоразмера «Афрамакс», становится пионером в переводе этого класса судов на СПГ в качестве топлива. В преддверии открытия Gastech ключевой новостью стало заключение бункерного соглашения между группой СКФ и концерном Shell, предусматривающего обеспечение газомоторным топливом танкеров СКФ типоразмера «Афрамакс», которые специально спроектированы для эксплуатации с использованием СПГ. Эти танкеры начнут пополнять флот группы «Совкомфлот» с июня 2018 года. Дедвейт каждого из новых танкеров составит 114 тыс. тонн, они будут иметь ледовый класс 1А.
Использование газомоторного топлива при эксплуатации танкеров отвечает ожиданиям и судовладельцев, и фрахтователей, которые стремятся сделать транспортировку грузов все более безопасной для окружающей среды. Двигатель на СПГ выделяет в атмосферу на 90% меньше оксидов серы (SOx), на 80% меньше оксидов азота (NOx) и на 15% меньше углекислого газа (CO2), чем двигатель на стандартном тяжелом топливе.
«”Афрамакс” – один из ключевых типоразмеров танкеров, занятых в перевозках жидких углеводородов. Именно эти суда наиболее востребованы для обеспечения отечественного нефтяного экспорта. «Совкомфлот» и Shell инициируют перевод этого сегмента крупнотоннажных танкеров на использование газомоторного топлива. «Совкомфлот» рассчитывает стать одним из лидеров глобальной трансформации морского транспорта в пользу применения более эффективных и экологически чистых систем и технологий. Рынку задается новый стандарт безопасности и качества судоходства, что особенно важно при эксплуатации судов в экологически уязвимых регионах мирового океана», – подчеркнул Сергей Франк.
Большой интерес участников конференции вызвал другой инновационный проект, реализованный компанией «Совкомфлот», о котором проинформировал Сергей Франк в своем докладе на Gastech 2017. 27 марта состав флота СКФ пополнил первый в мире ледокольный танкер для перевозки СПГ «Кристоф де Маржери», а 29 марта уникальное судно успешно совершило первую швартовку к газовому терминалу в порту Сабетта (ЯНАО). Танкер «Совкомфлота» предназначен для круглогодичной транспортировки СПГ в сложных ледовых условиях Карского моря и Обской губы в рамках обслуживания проекта «Ямал СПГ».
Сергей Франк подчеркнул, что созданию уникального газовоза предшествовала многолетняя работа большой команды специалистов «Совкомфлота», Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, ABB, Wärtsilä, Aker Arctic, «Ямала СПГ», Центрального научно-исследовательского института морского флота (ЦНИИМФ) и Российского морского регистра судоходства (РС). При строительстве танкера-газовоза были использованы наиболее современные и при этом надежные технологии.
Так, пропульсивная установка нового газовоза состоит из трех винторулевых колонок типа «Азипод». Они обеспечивают высокую ледопроходимость и маневренность и позволяют использовать принцип движения «кормой вперед» (функция Double Acting Tanker, DAT), что необходимо для преодоления торосов и тяжелых ледовых полей. Суммарная мощность пропульсивной установки газовоза составляет 45 МВт. «Кристоф де Маржери» отличается высокой экологической безопасностью. Наряду с традиционными видами топлива, пропульсивная установка газовоза может работать на отпарном СПГ.
В своем докладе Сергей Франк отметил, что в ходе ледовых испытаний, которые проходили с 19 февраля по 8 марта в Карском море и Море Лаптевых, ледокольному газовозу удалось превысить многие проектные показатели. «Кристоф де Маржери» доказал способность двигаться кормой вперед во льду толщиной 1,5 м со скоростью 7,2 узла (плановый показатель – 5 узлов) и носом со скоростью 2,5 узла (плановый показатель – 2 узла). В прибрежном районе к западу от архипелага Норденшельда «Кристоф де Маржери» успешно преодолел кормой вперед торос высотой надо льдом 2-4,5 м, глубиной киля 12-15 м, площадью сечения 650 кв. м.