• 5 ноября 2015 15:29

    Экспертный совет «Транснефти» отметил высокие риски транспортировки нефти через проливы Босфор и Дарданеллы

    Экспертный совет ОАО «АК «Транснефть» признает важность обеспечения экономической и стратегической безопасности транспортировки нефти через международные проливы и каналы в контексте возросшей геополитической нестабильности в ряде регионов, говорится в заявлении компании, распространенном пресс-службой.

    По мнению участников заседания Экспертного совета, состоявшегося 26 октября 2015 года, эта проблема актуальна как для представителей добывающих, нефтетранспортных компаний, специалистов нефтяной отрасли, так и для экспертов и аналитиков международной торговли. По данным статистического обзора мировой энергетики British Petroleum, общемировой уровень добычи нефти в прошлом году достиг 4,22 млрд тонн, включая сырую нефть, шельфовую нефть, добычу из нефтеносных песков и газоконденсат. Согласно разным источникам, от 50% до 60% этого объема транспортируется по воде. Часть пути географически неизбежно проходит через морские проливы.Существуют различные категории рисков этого транзита: политические, технологические, логистические, экологические. В настоящее время актуализировалась угроза террористических актов.

    Участники Экспертного совета выделяют семь наиболее проблемных морских участков для транспортировки нефти и нефтепродуктов: Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, Датские проливы, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, Малаккский пролив, Ормузский пролив. Эксперты подчеркивают, что любой перебой в поставках может привести к нестабильности на рынке углеводородов и существенным материальным потерям для компаний и национальных экономик.

    Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы - самые загруженные в мире. При этом они остаются одним из основных маршрутов для экспорта нефти и нефтепродуктов из России и Каспийского региона. Существующая динамика и прогнозы указывают только на дальнейшее повышение загруженности проливов. По данным IHS Energy, общий объем транспортировки нефти (сырой нефти и нефтепродуктов) через Босфор в 2014 году оценивается в 124,4 млн тонн (2,49 млн баррелей) в день. Участники Экспертного совета констатировали вероятное значительное влияние запуска второй очереди Каспийского трубопроводного консорциума, которое запланировано в ближайшем будущем, как на рост грузооборота как крупнейшего российского порта Новороссийска, так и на увеличение объемов транспортировки нефти через Черноморские проливы. Ожидается, что расширение КТК привлечет в Новороссийск дополнительные 30 млн тонн нефти в год.

    Экспертный совет отмечает особую значимость вопросов, связанных с обеспечением безопасности транспортировки нефти через проливы Босфор и Дарданеллы. В силу природных особенностей, экологических ограничений и экономических интересов использование этого транспортного маршрута вызывает ряд противоречий. Прежде всего существующие природные условия осложняют транзит через Босфор. Длина пролива составляет 33,4 км, средняя ширина – 2 км, самое узкое место – 700 м, наименьшая глубина на фарватере – 20 м. Этот маршрут считается одним из самых сложных для прохода крупных судов: он изобилует излучинами, отмелями, подводными скалами и опасными течениями. В осенне-зимний период могут происходить резкие перепады температуры. Кроме того, существуют повороты, превышающие 45º, и каждое судно вынуждено около двенадцати раз менять курс.

    Специалисты полагают, что риски экологических катастроф в акватории Черноморских проливов определяются не столько объемами грузооборота, сколько интенсивностью судоходства и дедвейтом отдельно взятого танкера. Главная проблема, таким образом, заключается не в увеличении объема перевозок, а именно в уменьшении тоннажа танкеров, следующих через пролив, и, как следствие, в увеличении их количества. В случае снижения количества судопроходов через пролив можно получить уменьшение этих рисков даже в большей степени, нежели даст фактическое снижение объемов транспортируемой нефти. Кроме того, серьезную опасность представляет поперечное судоходство, которое совершается преимущественно судами турецкой стороны. Именно неурегулированное поперечное движение часто становится причиной аварий в проливе.

    В современных условиях исключительную актуальность приобрели вопросы правового режима международных проливов. Некоторые проливы целиком находятся под юрисдикцией одного государства, однако их правовой режим в целом соответствует международно-правовым нормам. Режим других международных проливов более сложен, поскольку он вытекает из специально заключенных международно-правовых документов.Так, проход через Черноморские проливы регулируется Конвенцией Монтре 1936 года.

    Однако Турция, невзирая на положения международного договора, в одностороннем порядке, без согласования с международными организациями и странами региона, систематически ужесточает правила прохода судов через проливы. Одновременно отмечаются попытки вывести проливы из-под международной юрисдикции.

    Участники заседания Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть» пришли к следующим выводам: во-первых, существует несколько сценариев разной степени оптимистичности по поводу масштабов транспортировки нефти через Черноморские проливы. На процесс сценарного прогнозирования может оказать очевидное влияниереализация второй очереди КТК. Во-вторых, несмотря на разнообразие рисков транспортировки нефти и нефтепродуктов через международные проливы и каналы, в сегодняшней ситуацииони не в состоянии повлиять на общую структуру транзита и существенно уменьшить его масштабы. В-третьих, при диверсифицированном правовом режиме международных проливов и каналов и в условияхразличных интересов стран, которые участвуют в мировой торговле и производстве нефти и нефтепродуктов,очевидны иобщие интересы ответственных игроков. Эти интересы обусловлены необходимостью исполнения существующих договоров и обеспечения безопасности транспортировки.


16 июля 2024

14:02 Китайская Yangzijiang Shipbuilding планирует расширить свои судостроительные мощности
13:38 Генеральным директором завода «Красное Сормово» назначен Станислав Кругляшов
13:20 Новороссийский зерновой терминал в сезон 2023/2024 отгрузил 168 судов
13:01 СНСЗ заложил тринадцатый морской тральщик проекта 12700 «Виктор Корнер»
12:39 Премьер-министр Дагестана: Товарооборот с Ираном пока реализован на 10-15%
12:21 Завершено совместное российско-китайское морское патрулирование в Южно-Китайском море
12:02 Первый в России водородный полигон запущен в Южно-Сахалинске
11:46 В Ростове-на-Дону спущен на воду плавучий причал для швартовки пассажирских судов
11:17 Танкеры ASCO в январе-июне 2024 года снизили грузоперевозки на 20% — до 2 млн тонн
10:56 Спуск к причалу и зал ожидания для пассажиров теплоходов обустроят в Хопылеве (Ярославская область)
10:35 Контейнерные перевозки на СКЖД в январе-июне 2024 года снизились на 7,6% — до 91,5 тыс. TEU
10:17 РС актуализировал Правила постройки танкеров для перевозки сжиженных газов
09:58 В Приморье заказчику передан первый композитный катамаран класса «Тихоокеанский 108»
09:44 В Пермском крае выставили на продажу причал Чайковского речного порта
09:32 Росморречфлот предлагает активнее использовать транзитный потенциал речных артерий Приморья
09:09 Баржа получила повреждение корпуса при прохождении порога на Енисее
08:46 Состояние гидротехнических сооружений ВМТП проинспектировано руководителями отраслевых ведомств
08:23 Анадырский морской порт (Чукотка) с начала навигации обработал около 30 тыс. тонн угля
08:00 Обновлены сведения о фактических глубинах и проходных осадках судов на акватории порта Посьет (Приморье)

15 июля 2024

19:00 Подготовка к Главному Военно-Морскому параду внесет изменения в график разводки мостов в Петербурге
18:35 Администрации «Волго-Балт» передан земснаряд проекта Ц480Д «Константин Безюков»
18:13 Мнение: Развитие арктических проектов требует инновационных подходов для подготовки кадров
17:54 Инвесторы могут продлить сроки строительства судов по первым крабовым аукционам до 7 лет
17:36 В Рыбинске началась погрузка секций плавдока для ПСЗ «Янтарь»
17:19 Турция сократит импорт пшеницы в сезоне 2024/2025 на 16% — до 8 млн тонн
16:58 На площадке «Красные Баррикады» ЮЦСС капитально отремонтируют плавучую буровую установку «Бриз» «Лукойла»
16:37 Датская Torm купит на вторичном рынке восемь танкеров-продуктовозов и продаст один типа MR
16:15 Продажи бункерного топлива в порту Сингапур за январь-июнь 2024 года выросли на 8,5%
15:54 Основной акционер Судоремонтно-судостроительной корпорации (Нижегородская область) снизил свою долю до 27,8%
15:36 Грузооборот порта Сингапур за январь-июнь 2024 года увеличился на 8,2%
15:21 Соглашение Maersk и Hapag-Lloyd о совместном флоте на контейнерных линиях вызвало вопросы у властей США
14:48 Сделка о покупке STX Heavy Industries компанией HD KSOE одобрена антимонопольными органами Южной Кореи
14:23 На Байкале пресечены нелегальные пассажироперевозки на судах в районе поселка Листвянка
13:59 Реконструкция порта Корсаков (Сахалин) будет выполнена в 2024-2027 годах
13:47 Совокупный контейнерооборот терминалов COSCO за первое полугодие 2024 года вырос почти на 8%
13:05 НЭС «Михаил Сомов» доставило снабжение на остров Визе
12:32 Совокупный грузооборот терминала CSP Abu Dhabi с момента запуска превысил 5 млн TEU
12:04 Российско-китайское учение «Морское взаимодействие – 2024» пройдет с 15 по 17 июля
11:44 Заместителем генерального директора РС назначен Алексей Березин
11:36 Таможня в порту Ростов-на-Дону в первом полугодии 2024 года оформила более 2 тыс. судов
11:27 РС: Автоматическая система обмена данными в диапазоне очень высоких частот сменит существующую АИС
11:11 Судопогрузочные машины доставят на терминал минудобрений в Усть-Луге в сентябре 2024 года
10:48 В порту Находка (Приморье) планируется реконструкция причала №25
10:29 «НОВАТЭК» в первом полугодии 2024 года снизил реализацию природного газа на 3,3%
10:12 Петербургский суд постановил взыскать с Wartsila 7,6 млн евро в пользу Балтзавода
09:53 Ученые саратовского вуза запатентовали модель гребного винта для арктических судов
09:31 Атомоход «Сибирь» завершил ледокольную проводку двух судов в порт Певек
09:08 Пассажиры речных электросудов в Москве с момента запуска регулярных маршрутов совершили 1 млн поездок
08:45 Навигация 2024 года открылась в порту Тикси (Якутия)
08:22 Часть акватории Татарского пролива предоставлена в обособленное водопользование погрануправлению ФСБ
08:00 Готовится к публикации третий номер журнала «ПортНьюс» за 2024 год

14 июля 2024

11:11 Грузооборот турецких портов в январе-июне 2024 года вырос на 3,2% — до 269,1 млн тонн
09:29 На реке Индигирка в Якутии столкнулись два теплохода
08:40 Перевалка зерна на терминалах «Деметра-Холдинг» по итогам сезона составила 12,5 млн тонн
08:23 Председателю совета директоров Московского речного пароходства Вадиму Березину 88 лет!

13 июля 2024

15:21 Китай успешно применяет «морскую милицию» для контроля над спорными водами без вооруженного конфликта
13:51 Правительство РФ снизило порог обязательной репатриации валютной выручки
13:42 Михаил Мишустин утвердил распределение обязанностей кураторов ряда федеральных и национальных проектов
12:38 Петербургский городской причал у Летнего сада оборудуют новым металлическим понтоном

12 июля 2024

19:00 Учебный парусник «Мир» Росморпорта принял вторую в 2024 году смену практикантов
18:48 Подписано рамочное соглашение с BP об операциях на каспийском шельфе Азербайджана
18:42 Президент РФ подписал закон о корректировке НДПИ на добычу угля
18:33 Юбилейный форум «Армия» пройдет 12-18 августа в конгрессно-выставочном центре «Патриот» (Московская область)
18:17 Замглавы Минпромторга Альберт Каримов проверил ход строительства атомных подлодок на ПО «Севмаш»
18:01 Судоходная компания MSC приобрела норвежского перевозчика импортных автомобилей
17:45 Итоги рабочей недели с ПортНьюс 8-12 июля
17:22 Seatrium строит плавучую установку FPSO для шельфового месторождения Бузиос (Бразилия)
17:03 Гендиректор фирмы получил условный срок за фиктивную охрану объектов Беломорканала
16:46 Исследовательские суда «Профессор Зенкевич» и «Картеш» вышли в экспедицию в Белое море
16:13 Механизм субсидирования каботажных перевозок по СМП могут распространить на Курилы