• 5 ноября 2015 15:29

    Экспертный совет «Транснефти» отметил высокие риски транспортировки нефти через проливы Босфор и Дарданеллы

    Экспертный совет ОАО «АК «Транснефть» признает важность обеспечения экономической и стратегической безопасности транспортировки нефти через международные проливы и каналы в контексте возросшей геополитической нестабильности в ряде регионов, говорится в заявлении компании, распространенном пресс-службой.

    По мнению участников заседания Экспертного совета, состоявшегося 26 октября 2015 года, эта проблема актуальна как для представителей добывающих, нефтетранспортных компаний, специалистов нефтяной отрасли, так и для экспертов и аналитиков международной торговли. По данным статистического обзора мировой энергетики British Petroleum, общемировой уровень добычи нефти в прошлом году достиг 4,22 млрд тонн, включая сырую нефть, шельфовую нефть, добычу из нефтеносных песков и газоконденсат. Согласно разным источникам, от 50% до 60% этого объема транспортируется по воде. Часть пути географически неизбежно проходит через морские проливы.Существуют различные категории рисков этого транзита: политические, технологические, логистические, экологические. В настоящее время актуализировалась угроза террористических актов.

    Участники Экспертного совета выделяют семь наиболее проблемных морских участков для транспортировки нефти и нефтепродуктов: Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, Датские проливы, Суэцкий канал, Баб-эль-Мандебский пролив, Малаккский пролив, Ормузский пролив. Эксперты подчеркивают, что любой перебой в поставках может привести к нестабильности на рынке углеводородов и существенным материальным потерям для компаний и национальных экономик.

    Черноморские проливы Босфор и Дарданеллы - самые загруженные в мире. При этом они остаются одним из основных маршрутов для экспорта нефти и нефтепродуктов из России и Каспийского региона. Существующая динамика и прогнозы указывают только на дальнейшее повышение загруженности проливов. По данным IHS Energy, общий объем транспортировки нефти (сырой нефти и нефтепродуктов) через Босфор в 2014 году оценивается в 124,4 млн тонн (2,49 млн баррелей) в день. Участники Экспертного совета констатировали вероятное значительное влияние запуска второй очереди Каспийского трубопроводного консорциума, которое запланировано в ближайшем будущем, как на рост грузооборота как крупнейшего российского порта Новороссийска, так и на увеличение объемов транспортировки нефти через Черноморские проливы. Ожидается, что расширение КТК привлечет в Новороссийск дополнительные 30 млн тонн нефти в год.

    Экспертный совет отмечает особую значимость вопросов, связанных с обеспечением безопасности транспортировки нефти через проливы Босфор и Дарданеллы. В силу природных особенностей, экологических ограничений и экономических интересов использование этого транспортного маршрута вызывает ряд противоречий. Прежде всего существующие природные условия осложняют транзит через Босфор. Длина пролива составляет 33,4 км, средняя ширина – 2 км, самое узкое место – 700 м, наименьшая глубина на фарватере – 20 м. Этот маршрут считается одним из самых сложных для прохода крупных судов: он изобилует излучинами, отмелями, подводными скалами и опасными течениями. В осенне-зимний период могут происходить резкие перепады температуры. Кроме того, существуют повороты, превышающие 45º, и каждое судно вынуждено около двенадцати раз менять курс.

    Специалисты полагают, что риски экологических катастроф в акватории Черноморских проливов определяются не столько объемами грузооборота, сколько интенсивностью судоходства и дедвейтом отдельно взятого танкера. Главная проблема, таким образом, заключается не в увеличении объема перевозок, а именно в уменьшении тоннажа танкеров, следующих через пролив, и, как следствие, в увеличении их количества. В случае снижения количества судопроходов через пролив можно получить уменьшение этих рисков даже в большей степени, нежели даст фактическое снижение объемов транспортируемой нефти. Кроме того, серьезную опасность представляет поперечное судоходство, которое совершается преимущественно судами турецкой стороны. Именно неурегулированное поперечное движение часто становится причиной аварий в проливе.

    В современных условиях исключительную актуальность приобрели вопросы правового режима международных проливов. Некоторые проливы целиком находятся под юрисдикцией одного государства, однако их правовой режим в целом соответствует международно-правовым нормам. Режим других международных проливов более сложен, поскольку он вытекает из специально заключенных международно-правовых документов.Так, проход через Черноморские проливы регулируется Конвенцией Монтре 1936 года.

    Однако Турция, невзирая на положения международного договора, в одностороннем порядке, без согласования с международными организациями и странами региона, систематически ужесточает правила прохода судов через проливы. Одновременно отмечаются попытки вывести проливы из-под международной юрисдикции.

    Участники заседания Экспертного совета ОАО «АК «Транснефть» пришли к следующим выводам: во-первых, существует несколько сценариев разной степени оптимистичности по поводу масштабов транспортировки нефти через Черноморские проливы. На процесс сценарного прогнозирования может оказать очевидное влияниереализация второй очереди КТК. Во-вторых, несмотря на разнообразие рисков транспортировки нефти и нефтепродуктов через международные проливы и каналы, в сегодняшней ситуацииони не в состоянии повлиять на общую структуру транзита и существенно уменьшить его масштабы. В-третьих, при диверсифицированном правовом режиме международных проливов и каналов и в условияхразличных интересов стран, которые участвуют в мировой торговле и производстве нефти и нефтепродуктов,очевидны иобщие интересы ответственных игроков. Эти интересы обусловлены необходимостью исполнения существующих договоров и обеспечения безопасности транспортировки.


24 апреля 2024

19:00 Подводная лодка проекта 636.3 «Магадан» выполнила глубоководное погружение на 240 м
18:52 В порту Кавказ изменят пределы пункта пропуска через госграницу РФ
18:34 Судовладельцы нарушили техрегламент речных пассажирских и грузовых перевозок в Великом Устюге
18:12 «СовЭкон»: Экспорт российской пшеницы в апреле 2024 года может достичь рекордных 4,6 млн тонн
17:53 AD Ports подписала концессию на развитие и эксплуатацию терминала в порту Анголы
17:37 ГУМРФ проведет последние перед приемной кампанией дни открытых дверей 19 мая и 1 июня
17:20 Резиденты ОЭЗ ППТ «Лотос» вложили более 5 млрд рублей инвестиций
16:58 На внутренних водных путях Московского бассейна открылась навигация 2024 года
16:34 Посольство: Российский моряк сможет покинуть захваченное Ираном судно MSC Aries при смене экипажа
16:18 TotalEnergies (Франция) и OQ (Оман) планируют построить СПГ-завод для бункеровок в порту Сохар
15:56 Росморпорт установит российское программное обеспечение на всех 25 СУДС к концу 2024 года
15:27 Александр Казакевич возглавил АО «Усть-Луга Ойл»
15:12 Чистая прибыль НМТП в первом квартале 2024 года выросла в 1,9 раза — до 4,8 млрд рублей
14:53 Рост количества судозаходов круизных теплоходов в Москве в 2024 году ожидается на 25%
14:35 В Астраханской области обнаружено загрязнение акватории у причалов ПК «Эко+» и «Красных Баррикад»
14:14 «НОВАТЭК» приступил к добыче газа на Северо-Часельском месторождении в ЯНАО
13:56 На морском терминале КТК с начала 2024 года к концу апреля отгружено 21,1 млн тонн нефти
13:33 Строительство 20-ти речных понтонов проекта РВНЦ.05/21 ведется под техническим наблюдением РКО
13:12 В строительство второго этапа кластера «Геленджик Марина» вложат более 100 млрд рублей
12:53 Морские перевозки железной руды в I квартале 2024 года выросли на 3,8%
12:34 Реконструкция Волховского шлюза в Ленобласти выполнена на 70%
12:15 Губернатор Магаданской области поручил до июля 2024 года избавить бухту Нагаева от затонувшей плавбазы «Нева»
11:56 Паромное сообщение в речном пункте пропуска Покровка — Жаохэ (Китай) возобновляется с 25 апреля
11:37 Для комплекса минеральных удобрений МБТ приобретен новый фронтальный погрузчик
11:22 Выручка FESCO за 2023 год увеличилась на 6% — до 172 млрд рублей
11:08 Активы резидентов специального административного района на острове Русском достигли 5,5 трлн рублей
10:49 Яхтенный причал в центре Владивостока открылся после модернизации
10:30 Паром «Адмирал Невельской» выведен с линии Корсаков — Курилы из-за необходимости ремонта
10:11 Маршруты круизных теплоходов из Москвы в навигацию 2024 года пройдут через 50 городов
09:52 Два теплохода ЛОРП готовятся встать под загрузку к началу весеннего паводка в верховьях Лены
09:29 Александр Коновалов назначен генеральным директором Балтийского завода
09:07 Ледоколы «Иван Крузенштерн» и «Семен Дежнев» должны пройти ремонт до 15 сентября 2024 года
08:44 Владимир Путин: Провозная способность БАМа составит в 2024 году почти 42 млн тонн
08:21 ГК «Дело» планирует построить контейнерный терминал в порту Хамбантота (Шри-Ланка)
08:00 Летняя речная навигация 2024 года в Подмосковье стартует 1 мая

23 апреля 2024

19:00 Замглавы РЖД призвал использовать все возможности для вывоза экспортных грузов
18:26 Для международного морского терминала в Пионерском построят перехватывающую стоянку для накатной техники
17:48 Россия рассматривает возможность создания порта в одной из стран Африки
17:08 Росморпорт планирует ремонт буксира «Ирбис» в объеме очередного освидетельствования РС
16:19 WinGD завершила испытания нового короткоходного двигателя серии X-S
16:00 Компания «Водолет» развивает собственную причальную инфраструктуру на Волге
15:48 Эксперт: Необходимо строительство камеры шлюза 16А на Городце и ликвидация мелководья на Каме
15:31 Второй центр оценки качества зерна введен на терминале КСК в Новороссийске
15:12 ООО «Водолет» (Нижний Новгород) в навигацию 2024 года планирует перевезти 130 тыс. пассажиров
14:53 Компания «Волга-Флот» призвала обеспечить утилизационный грант под постройку речных грузовых судов в 25%
14:35 Эксперт: Существует риск остановки судоходства на Городецком участке в навигацию 2024 года
14:16 «Волга-Флот» предлагает дотировать речные перевозки строительных и социально значимых грузов
13:57 Голландская верфь Thecla Bodewes Shipyards спустила на воду пятый сухогруз серии LABRAX
13:44 Сотрудники ММТП эвакуированы из-за обнаружения бомбы времен ВОВ на территории порта
13:35 Создание ПОЭЗ в Нижнем Новгороде позволит увеличить к 2030 году контейнерные перевозки на 240 тыс. TEU в год
13:18 НКХП увеличил перевалку экспортного зерна в марте 2024 года на 2,5% — до 737,2 тыс. тонн
12:59 Пермский край планирует построить 9 новых причалов к 2026 году
12:43 Сухогруз греческой компании Carras первым в отрасли получил нотацию класса Biofuel-1 от общества ABS
12:21 Астраханская область предложила продлить МТК «Север ‒ Юг» до Африки
11:56 Теплоходы компании «Водоходъ» выполнят 176 круизов из 14 городов России в майские праздники
11:37 Росморпорт ищет исполнителя работ по обслуживанию земснаряда при дноуглублении ВКМСК
11:19 Профсоюзы США предлагают ввести отдельную плату для судов, построенных в Китае
10:58 Капитана на Ямале осудили за небрежность при управлении буксирным составом
10:42 Катерное сообщение от причала Михайловской батареи (Севастополь) нарушено из-за шторма
10:21 Пассажирский теплоход «Мустай Карим» отправился в первый в 2024 году круиз
10:10 Губернатор Сахалина назвал субдсидируемую доставку грузов по Севморпути козырной картой в развитии региона
09:39 Бразилия, Иран, Алжир и Нигерия станут приоритетными направлениями экспорта российской рыбопродукции
09:17 РЖД введет скидку 50% на перевозку черных металлов по восточной ветке МТК «Север ‒ Юг»
08:56 Юрий Трутнев: Верфь на Камчатке стала хорошим примером сокращения расходов на строительство рыболовных судов
08:31 Строительство и обновление причалов вошло в перечень мероприятий по сохранению и развитию Соловецкого архипелага
08:12 Владимир Путин: МТК «Север – Юг» должен стать примером самой широкой международной кооперации
08:00 Ульяновск прогнозирует рост количество круизных туристов в навигацию 2024 года на 7,5%

22 апреля 2024

19:00 Российская палата судоходства отмечает 30-летие деятельности
18:34 Швейцарская MSС примет участие в создании плавучего госпиталя для медицинской помощи жителям африканских стран
18:13 Предшвартовый этап постройки океанографического судна «Алмаз» на ПСЗ «Янтарь» планируется в конце 2024 года