Прокачка азербайджанской нефти в 2006 году по трубопроводу Баку-Новороссийск составит порядка 4 млн. тонн, что на 8% меньше показателя прошлого года. Как передает "Интерфакс", об этом сообщили в Государственной нефтяной компании Азербайджана (ГНКАР). "Азербайджан намерен прокачать в 2006 году по нефтепроводу Баку-Новороссийск не менее 4 млн. тонн нефти. По состоянию на 1 июля по северному трубопроводу прокачано 2,6 млн. тонн нефти, а до конца года планируем отправить еще 1,4 млн. тонн. Однако объемы прокачки нефти со стороны ГНКАР пока не уточнены, все будет зависеть от того, какие объемы зарезервирует для себя Азербайджанская международная операционная компания (АМОК)", - отметили в нефтекомпании. При этом в ГНКАР считают, что АМОК (оператор по разработке месторождения Азери-Чираг-Гюнешли, АЧГ) должна сохранить определенные объемы прокачки нефти по Баку-Новороссийск. "Мы считаем, что нефтепровод Баку-Новороссийск, несмотря на некоторые сиюминутные убытки, следует оставить за собой, чтобы иметь альтернативный маршрут экспорта. Это единственный маршрут в обход Грузии, и не только ГНКАР, но и АМОК должна поддержать работу этого нефтепровода", - сказали в ГНКАР. При этом компания считает, что расходы на содержание трубопровода должны быть разделены между ГНКАР и акционерами АМОК. "В настоящее время расходы на содержание северного трубопровода АМОК компенсирует за счет возмещаемых затрат по проекту АЧГ. Мы же ставим вопрос иначе. Компании, участвующие в АМОК, получают прибыль, и у них есть единственный альтернативный трубопровод в обход Грузии, поэтому мы не хотим, чтобы расходы на содержание нефтепровода Баку-Новороссийск компенсировались за счет азербайджанской нефти. Акционеры АМОК должны компенсировать их из части своей прибыли", - отметил представитель ГНКАР. По его словам, ГНКАР также намерена использовать трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан для экспорта собственной нефти. В 2005 году по северному маршруту было экспортировано 4,34 млн. тонн (включая 1,631 млн. тонн нефти ГНКАР, а 2,709 млн. тонн - нефть АМОК).
Контракт на разработку месторождений Азери, Чираг и глубоководной части Гюнешли был подписан 20 сентября 1994 года и вступил в силу 12 декабря того же года. Участниками проекта в настоящее время являются: британская BP (34,1367% - оператор), американские Chevron (10,2814%), ExxonMobil (8,0006%), Devon Energy (5,6262%) и Amerada Hess (2,7%), ГНКАР (10%), японские Inрex Corр. (10%) и ITOCHU Oil (3,9205%), норвежская Statoil (8,5633%), турецкая TPAO (6,75%). АМОК в основном экспортирует свою нефть по трубопроводу Баку-Супса. Однако с 2005 года в связи с началом разработки месторождения Азери, пропускная способность этого трубопровода не позволила прокачивать весь объем нефти. В связи с этим АМОК определенную часть нефти экспортирует по трубопроводу Баку-Новороссийск и железной дороге. В связи со сдачей в эксплуатацию трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан АМОК намерена отказаться от прокачки нефти по нефтепроводу Баку-Новороссийск. АМОК считает этот маршрут невыгодным из-за высоких транзитных тарифов (в 5 раз превышают тарифы на Баку-Супса) и смешивания высококачественной азербайджанской нефти с низкокачественными сортами российской нефти в Новороссийске, из-за чего смесь продается по более низким ценам.