На следующей неделе продолжится снижение цен на бункерное топливо. Такой прогноз ИАА «ПортНьюс» предоставлен MarineBunkerExchange (MABUX).
Глобальное снижение основных топливных котировок продолжается, и очередная неделя не стала исключением. На рынке происходит ценовая коррекция, вызванная опасениями избытка предложения из-за того, что темпы роста мировой нефтедобычи опережают рост спроса на энергоносители. Основными факторами, оказывающими понижательное давление на цены, остаются рост добычи в США и государствах-членах ОПЕК, пик сезона ремонтно-технических работ на нефтеперерабатывающих заводах, а также низкий спрос на энергоносители в Азии и Европе. Значения Мирового индекса MABUX, формируемого из текущих цен на основные виды бункерного топлива в пуле ведущих портов мира, за пе-риод с 09 по 15 октября также демонстрировали значительное снижение:
380 HSFO - снижение c 494,79 до 458,57 USD/MT (-36,32)
180 HSFО - снижение с 530,64 до 493,50 USD/MT (-37,14)
MGO - снижение с 835,07 до 804.86 USD/MТ (-30,21)
Причем только за 15 октября цены на основные виды бункерного топлива в крупнейших мировых хабах: Роттердаме и Сингапуре, снизились в среднем на 20-30 долларов за тонну.
На фоне глобального обрушения топливного рынка «украинский» фактор практически перестал учитываться в стоимости котировок на среднесрочную перспективу. Рынок нейтрально отреагировал на новости о решении РФ вернуть войска из пограничной с Украиной зоны в места постоянной дислокации, диалог РФ с Украиной и ЕС пока перешел в режим паузы, а санкции против России все так же остаются в силе. Правда, в последнее время страны Евросоюза все чаще говорят о возможности отмены санкций, в том числе, в конце текущего месяца. Однако пока реальных шагов в этом направлении не наблюдается.
Сокращение экономической активности по всему миру ведет к замедлению роста спроса на энергоносители. По последней оценке Международного энергетического агентства (МЭА), потребление нефти к концу текущего года вырастет лишь на 700 тыс. барр. в сутки вместо предсказанного весной увеличения на 1,3 млнбарр. При этом сокращение спроса будет сопровождаться ростом предложения. Все это вызывает серьезные опасения по поводу перспектив стабилизации топливного рынка, значительно повышая риски дальнейшего падения стоимости топлива.
Ослабление цен на нефть может привести к завершению энергетического бума в США. Уже при цене в $90 многие проекты начинают становиться нерентабельными, поскольку у большинства нефтяных компаний точка безубыточности находится около $80-85 за баррель. Вместе с тем, общее состояние американской экономики продолжает рассматри-ваться как своего рода фактор стабильности и вариантного роста котировок на мировом топливном рынке. Согласно большинству консенсус-прогнозов, в первом полугодии 2015 года, экономика США может показать рост на 2,8%. Значительный подъем ВВП, падение безработицы и сдержанная инфляция, вероятно, позволят ФРС сохранить цель на повы-шение процентных ставок в течение следующего года.
На текущей неделе был отмечен рост потребления со стороны Китая: чистый импорт нефти в страну вырос до 6,74 млн баррелей в день против 5,93 млн баррелей в день в августе. Это может быть связано как с активными покупками после резкого падения цен и последовательным увеличением мощностей двух нефтеперерабатывающих заводов, так и с пополнением стратегических запасов. В целом же низкие цены на нефть создают неплохие предпосылки для сокращения производственных расходов и снижения инфляции с общим потенциалом оздоровления экономики КНР.
Экономическая ситуация в Европе оказывает дополнительное давление на стоимость топ-ливных котировок. Слабая отчетность и прогнозы указывают на наличие серьезных рисков наступления стагнации в Евросоюзе, что отчасти подтверждается и растущим числом обращений правительств стран еврозоны к независимым экономистам с целью формиро-вания мер, направленных на избежание ухудшения макроэкономических перспектив в Европе.
Однако, на данный момент ключевым фактором, формирующим основные настроения на мировом топливном рынке, остается ситуация вокруг Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК), которая традиционно является регулятором мирового рынка нефти, корректируя объемы добычи в случае перекосов баланса спроса и предложения. Однако в данном случае крупнейший в ОПЕК производитель - Саудовская Аравия, а также Ирак, Кувейт и Катар ясно дали понять, что не будут сокращать добычу, и значительно снизили цены для азиатских клиентов. Иран, традиционно выступавший за поддержание мировых цен на нефть на уровне 100 долларов за баррель, также изменил позицию, сообщив, что не возражает против снижения цен. Действия членов картеля свидетельствуют о том, что на этот раз ОПЕК, судя по всему, не планирует пересматривать объемы производства. Вместе с тем, ожидается, что плановое совещание ОПЕК 27 ноября будет достаточно напряженным, поскольку некоторые страны картеля настаивают на снижении производства. В частности, Венесуэла потребовала немедленного созыва чрезвычайной сессии ОПЕК для того, чтобы принять экстренные меры для повышения мировых цен, не дожидаясь совещания.
Таким образом, несмотря на серьезные масштабы падения от максимумов этого года, риски дальнейшего снижения котировок остаются высокими. Нисходящий тренд цен на бункерное топливо вряд ли изменится в ближайшей перспективе, учитывая достаточно спокойную ситуацию на мировом топливном рынке при отсутствии значимых факторов, способных сыграть роль драйверов на повышение.
Наименование продукта и порт |
380 cSt HSFO |
380 cSt LSFO |
|
|
|
Роттердам 2014-10-16 |
451 |
470 |
Роттердам2013-10-16 |
586 |
611 |
|
|
|
Гибралтар 2014-10-16 |
495 |
519 |
Гибралтар 2013-10-16 |
603 |
644 |
|
|
|
Панамский канал 2014-10-16 |
475 |
575 |
Панамский канал 2013-10-16 |
613 |
670 |
|
|
|
Пусан 2014-10-16 |
527 |
609 |
Пусан 2013-10-16 |
632 |
727 |
|
|
|
Фуджайра 2014-10-16 |
485 |
- |
Фуджайра 2013-10-16 |
610 |
730 |
Все цены указаны в USD / MТ
Абсолютный рекорд цен маркиBrent= $147.50 (11 июля, 2008)
АбсолютныйрекордценмаркиLightcrude (WTI)= $147.27 (11 июля, 2008)
Наименование продукта |
Котировки на момент закрытия 15октября |
Light Crude Oil (WTI) |
$81,78 |
Brent Crude Oil |
$83,78 |