• 16 сентября 2013 08:16

    В Балтийском море зафиксированы мутации из-за воздействия затопленных химических боеприпасов

    В Балтийском море зафиксированы мутации рыб из-за воздействия химических веществ, содержащихся в боеприпасах, оказавшихся на дне моря в ходе Второй мировой войны. Об этом говорится в сообщении Польского культурного центра в Калининграде.

    «В 50 тысячах бомб и снарядов, попавших в Балтику после II Мировой войны, находится около 15 тысяч тонн химических субстанций. Часть снарядов подверглась коррозии, а в самой Готландской Глубине море загрязняет уже 8 тысяч объектов», - установили европейские исследователи. «Рыбы, плавающие в местах расположения затонувшего оружия, имеют больше болезней, чем те, что живут в других регионах моря. У них также наблюдаются генетические дефекты», - говорит доктор Яцек Белдовский.

    Классификацией и мониторингом мест сосредоточения химического оружия в Балтийском море, как официальных, так и неофициальных, занялась международная группа ученых, в рамках проекта CHEMSEA – софинансированного фондом межрегионального сотрудничества Евросоюза. После II Мировой войны неиспользованные немецкие арсеналы химического оружия было решено затопить. В 1947 году сброс в морские воды осуществили британцы и россияне. Больше всего снарядов было затоплено в Готландской и Борнхольмской Глубине.

    Помимо официальных залежей химикатов в Балтике есть также такие, о которых до сих пор немного было известно. «На маршрутах конвоев, которые топили химическое оружие, находятся также неофициальные точки затопления. Говорят, что когда россияне узнали, что перевозимые ими грузы опасны, то выбрасывали их за борт, как только суша исчезала из виду», - сказал доктор Яцек Белдовский из Института океанологии польской академии наук, координирующий работу ученых.

    Он добавил, что часть затопленных в море снарядов уже коррозировала, а часть все еще находится в процессе. «Наши исследования показали, что в самой Готландской Глубине у нас находится около 8 тысяч бомб и снарядов, которые загрязняют окружающую среду. Мы подтвердили, что вокруг этих объектов происходит заражение морского дна. До сих пор это было скорее предположением», - пояснил он.

    Ученые определили, что самые большие залежи оружия в Готландской Глубине, это не «горы бомб», а снаряды, разбросанные по площади размерами почти 1500 кв . м. Удалось также подтвердить наличие залежей в польской части вод Балтики на Гданьской Глубине и на, так называемой, Слупской Рынне.

    80% залегающих в Балтике химикалий составляет иприт, то есть горчичный газ. К счастью, в температуре вод Балтики этот газ замерзает, и заражение достигает лишь нескольких метров в окрестностях склада. Остальную часть химикалий составляют соединения, основанные на мышьяке, а в нескольких местах также смертельный газ – табун.

    «В рамках проекта мы исследуем влияние химикатов на рыб, плавающих в местах залежей. Они имеют больше болезней, нежели те, что водятся в других регионах Балтики. Наблюдаются у них также генетические нарушения», - пояснял собеседник. По его словам, ловля рыб в этих местах не рекомендуется, но запрещена лишь ловля рыб со дна. Для человека самая большая угроза со стороны химических залежей следует именно из употребления больной рыбы. Исследователь отметил, что с загрязненной морской водой у нас нет непосредственного контакта, ну если только не существует никаких плоских залежей химикатов, о которых мы ничего не знаем.

    «Рыбаки годами вылавливали химическое оружие в дольно странных местах. Часть оружия затапливалась в ящиках, которые дрейфовали и еще в 50-х годах 20 века выбрасывались на берег. Самый известный случай произошел в Дарлувке, когда выброшенной на берег бочкой с ипритом игрались дети из лагеря. В результате более сотни получили ожоги, а четверо потеряли зрение», - напомнил доктор Белдовский.

    В рамках проекта CHEMSEA ученые намереваются актуализировать правила для морских учреждений и рыбаков, которые указали бы, как поступать в регионах залежей и что делать в случае вытекания ядовитых субстанций. Ученые создают также модели, которые в случае масштабного выхода химикатов позволят оценить, сколько веществ вышло и в какую сторону они перемещаются.

    «Есть, безусловно, идеи уничтожать эти склады. Однако, по причине того, что морское дно в некоторых местах заражено, снаряды необходимо было бы убирать очень осторожно, чтобы не поднять осадок и не распространить его на большую площадь. Поэтому каждый случай нужно оценить отдельно. Нужно определить, следует ли убирать данное оружие, а также - принесет ли это больше вреда или пользы», - отмечает собеседник. Ученые обратились в Евросоюз с просьбой выделить грант на оценку риска и возможности устранения залежей.

    Начатый в 2011 году проект CHEMSEA объединяет 11 институтов из Польши, Германии, Швеции, Финляндии и Литвы. Его бюджет – около 4,8 млн. евро. Это один из немногих проектов такого размаха, координируемых поляками. Из Польши, кроме Института океанологии PAN, в нем принимают участие Академия ВМФ и Военная техническая академия.




17 сентября 2024

14:28 Разработка эксплуатационной документации для судов в РС позволяет ускорить процесс ее рассмотрения
13:37 Львиная часть расходов СК «Морвенна» на ремонт задействованного на Севморпути флота приходится на оплату услуг
13:22 Казахстан рассчитывает на содействие Германии по интеграции «Среднего коридора» с транспортной сетью Европы
13:01 Судостроительный холдинг Harland & Wolff (Великобритания) заявил о своем банкротстве
12:43 Учения по ликвидации нефтеразлива при эксплуатации танкеров прошли в порту Петропавловск-Камчатский
12:40 Рентабельность инвестпроектов в сфере рыболовства упала ниже нуля
12:24 В АСРФ предложили отменить пошлины на ввоз главных двигателей из КНР в обмен на отмену пошлин для рыбной продукции
12:05 Во Владивосток прибыли корабли Береговой охраны Китая
11:42 Низкий уровень воды в Печоре препятствует завершению северного завоза в Ненецком автономном округе
11:11 Вред Кольскому заливу из-за разлива мазута при бункеровке судна в порту Мурманск оценен в 5 млн рублей
10:52 Навигационный завоз топлива в отдаленные гарнизоны Минобороны выполнен в полном объеме
10:37 РКО завершило технаблюдение за постройкой серии барж-площадок проекта RDB 66.68М
10:28 МФАСС «Мурман» отбуксирует потерявшее управление НИС «Академик Николай Страхов»
10:10 Правительство разрешило перевалку аммиачной селитры на экспорт через порт Кандалакша (Мурманская область)
09:29 В Иран отправлена партия зерна по маршруту Средняя Волга — Каспийское море — Персидский залив
09:07 Отправки экспортного угля по ДВЖД в январе-августе 2024 года увеличились на 5,1% — до 19,2 млн тонн
08:45 Частично затопленное в бухте Бабья (Камчатка) судно «Анатолий Серов» удалено собственником по решению суда
08:21 Пожарный катер проекта 14157П КБ «Вымпел» передан заказчику
08:00 В Международный кодекс морской перевозки навалочных грузов предлагается включить требования по апатитовому концентрату

16 сентября 2024

19:00 IEEFA: Из-за падения спроса три четверти терминалов для импорта СПГ в Европе станут недозагруженными к 2030 году
18:38 Подлодки «Император Александр III» и «Красноярск» совершили подледный переход в восточный сектор Арктики
18:17 Закладка двух судов обеспечения проекта FPW1 для работы на ВКМСК состоялась в Астрахани
18:02 Коммунальный флот с начала навигации 2024 года избавил акваторию Москвы от 500 тонн мусора
17:46 Бункеровки судов в китайских портах прекращены из-за тайфуна «Бебинка»
17:29 Ярусолов-процессор проекта МТ1112XL «Гандвик-1» вышел из порта Мурманск в первый промысловый рейс
17:13 РЖД в январе-августе 2024 года увеличили экспортные перевозки удобрений в направлении портов на 23%
16:54 Росморпорт: В Балтийском бассейне имеется колоссальный дефицит мощностей для ремонта крупнотоннажного флота
16:52 Hoegh LNG расширит фокус интересов за пределы плавучих СПГ-терминалов
16:35 РКО завершает технаблюдение за строительством первого российского судна на водороде
16:16 Законопроект о продлении нулевых страховых взносов для российского флота рекомендован к принятию в первом чтении
16:03 В судоремонте есть запрос на адаптацию ремонтных ведомостей к существующим возможностям
15:59 Импорт сырой нефти КНР в январе-августе 2024 года снизился на 3,1%
15:47 Средний возраст технического флота на ВВП России составляет около 45 лет
15:24 Ущерб судовладельцу после навала танкера на конструкции моста в Костроме составил 5 млн рублей
15:18 Грузооборот порта Хедланд (Австралия) за январь-август 2024 года вырос на 4,7%
15:00 Китай нарастил импорт угля в январе-августе 2024 года на 11,8% — до 340 млн тонн
14:42 Порт Вентспилс (Латвия) в январе-августе 2024 года снизил перевалку грузов на 29%
14:21 Для строительства портовых сооружений отгружено 14 тыс. тонн трубошпунта из Петербурга в «Бухту Север»
14:09 Мнение: Вопросы ценообразования в судоремонте являются одной из проблем отрасли
14:06 Отгрузки в адрес ММТП в августе 2024 года сократились на треть
13:48 Контейнерооборот порта Гонконг (Китай) за январь-август 2024 года снизился на 5,4%
13:34 Камчатское рыбодобывающее предприятие оштрафовали за загрязнение водного объекта
13:19 Продажи бункерного топлива в порту Сингапур за январь-август 2024 года выросли на 7,6%
12:57 Круизное судно «Кронштадт» не смогло пришвартоваться в Таганроге (Ростовская область) из-за сильного ветра
12:38 В Красном море началась буксировка поврежденного танкера Sounion
12:26 Грузооборот порта Сингапур за январь-август 2024 года увеличился на 6,6%
12:12 Минтранс утвердил Правила движения и стоянки судов в Амурском бассейне ВВП
11:55 Семь международных операторов контейнерных терминалов обработали в 2023 году более 40% грузов в портах
11:36 «Торговый порт Посьет» (Приморье) вложил 48 млн рублей в модернизацию системы аспирации
11:04 Два плавучих атомных энергоблока для Приморья построят в течение 5 лет
10:50 В Санкт-Петербурге открылась III конференция «Судоремонт, модернизация, комплектующие»
10:29 АСРФ: Пошлины на экспорт рыбы затрудняют обновление устаревшего промыслового флота
10:07 Два пассажирских судна столкнулись на Неве в Санкт-Петербурге
09:43 Участок плазменной резки появится в цехе №3 завода «Янтарь»
09:17 Пассажиропоток в Московском бассейне ВВП с начала навигации увеличился на 25% — до 2,6 млн человек
08:46 Экспорт зерна из Волгоградской области за январь-август 2024 года составил более 490 тыс. тонн
08:22 НЭС «Северный полюс» отправилось из порта Мурманск в Арктику
08:00 Открыты продажи настенной карты, содержащей более 1400 судоремонтных предприятий России

15 сентября 2024

10:07 Парусник «Крузенштерн» завершил визит в Марокко
09:57 В порту Тамань спасатели провели учения по ликвидации нефтеразливов
09:46 Из Петербурга в Кронштадт запустили самые быстрые рейсы на «Метеорах»
08:32 НЭС «Михаил Сомов» доставило снабжение на три полярные станции

14 сентября 2024

10:18 Дмитрий Патрушев поручил проработать возможность повышения приоритетности перевозок удобрений на постоянной основе
10:01 В Перечень затонувшего имущества планируется добавить 37 новых объектов
09:45 В порту Зарубино планируется разрешить перегрузку грузов дополнительных классов опасности
09:16 GIS Reports: Севморпуть становится стратегически важным транспортным коридором в мире
09:00 Минпромторг подготовил проект постановления правительства о квотах на экспорт минудобрений с 1 декабря 2024 года

13 сентября 2024

19:00 На паруснике «Мир» завершилась вторая в этом году плавательная практика курсантов
18:03 Совладельцем оператора морского порта «Витино» стал ЗПИФ «Кварк»
17:50 Итоги недели с ПортНьюс: 9-13 сентября 2024 года