В Балтийском море зафиксированы мутации рыб из-за воздействия химических веществ, содержащихся в боеприпасах, оказавшихся на дне моря в ходе Второй мировой войны. Об этом говорится в сообщении Польского культурного центра в Калининграде.
«В 50 тысячах бомб и снарядов, попавших в Балтику после II Мировой войны, находится около 15 тысяч тонн химических субстанций. Часть снарядов подверглась коррозии, а в самой Готландской Глубине море загрязняет уже 8 тысяч объектов», - установили европейские исследователи. «Рыбы, плавающие в местах расположения затонувшего оружия, имеют больше болезней, чем те, что живут в других регионах моря. У них также наблюдаются генетические дефекты», - говорит доктор Яцек Белдовский.
Классификацией и мониторингом мест сосредоточения химического оружия в Балтийском море, как официальных, так и неофициальных, занялась международная группа ученых, в рамках проекта CHEMSEA – софинансированного фондом межрегионального сотрудничества Евросоюза. После II Мировой войны неиспользованные немецкие арсеналы химического оружия было решено затопить. В 1947 году сброс в морские воды осуществили британцы и россияне. Больше всего снарядов было затоплено в Готландской и Борнхольмской Глубине.
Помимо официальных залежей химикатов в Балтике есть также такие, о которых до сих пор немного было известно. «На маршрутах конвоев, которые топили химическое оружие, находятся также неофициальные точки затопления. Говорят, что когда россияне узнали, что перевозимые ими грузы опасны, то выбрасывали их за борт, как только суша исчезала из виду», - сказал доктор Яцек Белдовский из Института океанологии польской академии наук, координирующий работу ученых.
Он добавил, что часть затопленных в море снарядов уже коррозировала, а часть все еще находится в процессе. «Наши исследования показали, что в самой Готландской Глубине у нас находится около 8 тысяч бомб и снарядов, которые загрязняют окружающую среду. Мы подтвердили, что вокруг этих объектов происходит заражение морского дна. До сих пор это было скорее предположением», - пояснил он.
Ученые определили, что самые большие залежи оружия в Готландской Глубине, это не «горы бомб», а снаряды, разбросанные по площади размерами почти 1500 кв . м. Удалось также подтвердить наличие залежей в польской части вод Балтики на Гданьской Глубине и на, так называемой, Слупской Рынне.
80% залегающих в Балтике химикалий составляет иприт, то есть горчичный газ. К счастью, в температуре вод Балтики этот газ замерзает, и заражение достигает лишь нескольких метров в окрестностях склада. Остальную часть химикалий составляют соединения, основанные на мышьяке, а в нескольких местах также смертельный газ – табун.
«В рамках проекта мы исследуем влияние химикатов на рыб, плавающих в местах залежей. Они имеют больше болезней, нежели те, что водятся в других регионах Балтики. Наблюдаются у них также генетические нарушения», - пояснял собеседник. По его словам, ловля рыб в этих местах не рекомендуется, но запрещена лишь ловля рыб со дна. Для человека самая большая угроза со стороны химических залежей следует именно из употребления больной рыбы. Исследователь отметил, что с загрязненной морской водой у нас нет непосредственного контакта, ну если только не существует никаких плоских залежей химикатов, о которых мы ничего не знаем.
«Рыбаки годами вылавливали химическое оружие в дольно странных местах. Часть оружия затапливалась в ящиках, которые дрейфовали и еще в 50-х годах 20 века выбрасывались на берег. Самый известный случай произошел в Дарлувке, когда выброшенной на берег бочкой с ипритом игрались дети из лагеря. В результате более сотни получили ожоги, а четверо потеряли зрение», - напомнил доктор Белдовский.
В рамках проекта CHEMSEA ученые намереваются актуализировать правила для морских учреждений и рыбаков, которые указали бы, как поступать в регионах залежей и что делать в случае вытекания ядовитых субстанций. Ученые создают также модели, которые в случае масштабного выхода химикатов позволят оценить, сколько веществ вышло и в какую сторону они перемещаются.
«Есть, безусловно, идеи уничтожать эти склады. Однако, по причине того, что морское дно в некоторых местах заражено, снаряды необходимо было бы убирать очень осторожно, чтобы не поднять осадок и не распространить его на большую площадь. Поэтому каждый случай нужно оценить отдельно. Нужно определить, следует ли убирать данное оружие, а также - принесет ли это больше вреда или пользы», - отмечает собеседник. Ученые обратились в Евросоюз с просьбой выделить грант на оценку риска и возможности устранения залежей.
Начатый в 2011 году проект CHEMSEA объединяет 11 институтов из Польши, Германии, Швеции, Финляндии и Литвы. Его бюджет – около 4,8 млн. евро. Это один из немногих проектов такого размаха, координируемых поляками. Из Польши, кроме Института океанологии PAN, в нем принимают участие Академия ВМФ и Военная техническая академия.
Все новости