• 16 сентября 2013 08:16

    В Балтийском море зафиксированы мутации из-за воздействия затопленных химических боеприпасов

    В Балтийском море зафиксированы мутации рыб из-за воздействия химических веществ, содержащихся в боеприпасах, оказавшихся на дне моря в ходе Второй мировой войны. Об этом говорится в сообщении Польского культурного центра в Калининграде.

    «В 50 тысячах бомб и снарядов, попавших в Балтику после II Мировой войны, находится около 15 тысяч тонн химических субстанций. Часть снарядов подверглась коррозии, а в самой Готландской Глубине море загрязняет уже 8 тысяч объектов», - установили европейские исследователи. «Рыбы, плавающие в местах расположения затонувшего оружия, имеют больше болезней, чем те, что живут в других регионах моря. У них также наблюдаются генетические дефекты», - говорит доктор Яцек Белдовский.

    Классификацией и мониторингом мест сосредоточения химического оружия в Балтийском море, как официальных, так и неофициальных, занялась международная группа ученых, в рамках проекта CHEMSEA – софинансированного фондом межрегионального сотрудничества Евросоюза. После II Мировой войны неиспользованные немецкие арсеналы химического оружия было решено затопить. В 1947 году сброс в морские воды осуществили британцы и россияне. Больше всего снарядов было затоплено в Готландской и Борнхольмской Глубине.

    Помимо официальных залежей химикатов в Балтике есть также такие, о которых до сих пор немного было известно. «На маршрутах конвоев, которые топили химическое оружие, находятся также неофициальные точки затопления. Говорят, что когда россияне узнали, что перевозимые ими грузы опасны, то выбрасывали их за борт, как только суша исчезала из виду», - сказал доктор Яцек Белдовский из Института океанологии польской академии наук, координирующий работу ученых.

    Он добавил, что часть затопленных в море снарядов уже коррозировала, а часть все еще находится в процессе. «Наши исследования показали, что в самой Готландской Глубине у нас находится около 8 тысяч бомб и снарядов, которые загрязняют окружающую среду. Мы подтвердили, что вокруг этих объектов происходит заражение морского дна. До сих пор это было скорее предположением», - пояснил он.

    Ученые определили, что самые большие залежи оружия в Готландской Глубине, это не «горы бомб», а снаряды, разбросанные по площади размерами почти 1500 кв . м. Удалось также подтвердить наличие залежей в польской части вод Балтики на Гданьской Глубине и на, так называемой, Слупской Рынне.

    80% залегающих в Балтике химикалий составляет иприт, то есть горчичный газ. К счастью, в температуре вод Балтики этот газ замерзает, и заражение достигает лишь нескольких метров в окрестностях склада. Остальную часть химикалий составляют соединения, основанные на мышьяке, а в нескольких местах также смертельный газ – табун.

    «В рамках проекта мы исследуем влияние химикатов на рыб, плавающих в местах залежей. Они имеют больше болезней, нежели те, что водятся в других регионах Балтики. Наблюдаются у них также генетические нарушения», - пояснял собеседник. По его словам, ловля рыб в этих местах не рекомендуется, но запрещена лишь ловля рыб со дна. Для человека самая большая угроза со стороны химических залежей следует именно из употребления больной рыбы. Исследователь отметил, что с загрязненной морской водой у нас нет непосредственного контакта, ну если только не существует никаких плоских залежей химикатов, о которых мы ничего не знаем.

    «Рыбаки годами вылавливали химическое оружие в дольно странных местах. Часть оружия затапливалась в ящиках, которые дрейфовали и еще в 50-х годах 20 века выбрасывались на берег. Самый известный случай произошел в Дарлувке, когда выброшенной на берег бочкой с ипритом игрались дети из лагеря. В результате более сотни получили ожоги, а четверо потеряли зрение», - напомнил доктор Белдовский.

    В рамках проекта CHEMSEA ученые намереваются актуализировать правила для морских учреждений и рыбаков, которые указали бы, как поступать в регионах залежей и что делать в случае вытекания ядовитых субстанций. Ученые создают также модели, которые в случае масштабного выхода химикатов позволят оценить, сколько веществ вышло и в какую сторону они перемещаются.

    «Есть, безусловно, идеи уничтожать эти склады. Однако, по причине того, что морское дно в некоторых местах заражено, снаряды необходимо было бы убирать очень осторожно, чтобы не поднять осадок и не распространить его на большую площадь. Поэтому каждый случай нужно оценить отдельно. Нужно определить, следует ли убирать данное оружие, а также - принесет ли это больше вреда или пользы», - отмечает собеседник. Ученые обратились в Евросоюз с просьбой выделить грант на оценку риска и возможности устранения залежей.

    Начатый в 2011 году проект CHEMSEA объединяет 11 институтов из Польши, Германии, Швеции, Финляндии и Литвы. Его бюджет – около 4,8 млн. евро. Это один из немногих проектов такого размаха, координируемых поляками. Из Польши, кроме Института океанологии PAN, в нем принимают участие Академия ВМФ и Военная техническая академия.




24 апреля 2024

19:00 Подводная лодка проекта 636.3 «Магадан» выполнила глубоководное погружение на 240 м
18:52 В порту Кавказ изменят пределы пункта пропуска через госграницу РФ
18:34 Судовладельцы нарушили техрегламент речных пассажирских и грузовых перевозок в Великом Устюге
18:12 «СовЭкон»: Экспорт российской пшеницы в апреле 2024 года может достичь рекордных 4,6 млн тонн
17:53 AD Ports подписала концессию на развитие и эксплуатацию терминала в порту Анголы
17:37 ГУМРФ проведет последние перед приемной кампанией дни открытых дверей 19 мая и 1 июня
17:20 Резиденты ОЭЗ ППТ «Лотос» вложили более 5 млрд рублей инвестиций
16:58 На внутренних водных путях Московского бассейна открылась навигация 2024 года
16:34 Посольство: Российский моряк сможет покинуть захваченное Ираном судно MSC Aries при смене экипажа
16:18 TotalEnergies (Франция) и OQ (Оман) планируют построить СПГ-завод для бункеровок в порту Сохар
15:56 Росморпорт установит российское программное обеспечение на всех 25 СУДС к концу 2024 года
15:27 Александр Казакевич возглавил АО «Усть-Луга Ойл»
15:12 Чистая прибыль НМТП в первом квартале 2024 года выросла в 1,9 раза — до 4,8 млрд рублей
14:53 Рост количества судозаходов круизных теплоходов в Москве в 2024 году ожидается на 25%
14:35 В Астраханской области обнаружено загрязнение акватории у причалов ПК «Эко+» и «Красных Баррикад»
14:14 «НОВАТЭК» приступил к добыче газа на Северо-Часельском месторождении в ЯНАО
13:56 На морском терминале КТК с начала 2024 года к концу апреля отгружено 21,1 млн тонн нефти
13:33 Строительство 20-ти речных понтонов проекта РВНЦ.05/21 ведется под техническим наблюдением РКО
13:12 В строительство второго этапа кластера «Геленджик Марина» вложат более 100 млрд рублей
12:53 Морские перевозки железной руды в I квартале 2024 года выросли на 3,8%
12:34 Реконструкция Волховского шлюза в Ленобласти выполнена на 70%
12:15 Губернатор Магаданской области поручил до июля 2024 года избавить бухту Нагаева от затонувшей плавбазы «Нева»
11:56 Паромное сообщение в речном пункте пропуска Покровка — Жаохэ (Китай) возобновляется с 25 апреля
11:37 Для комплекса минеральных удобрений МБТ приобретен новый фронтальный погрузчик
11:22 Выручка FESCO за 2023 год увеличилась на 6% — до 172 млрд рублей
11:08 Активы резидентов специального административного района на острове Русском достигли 5,5 трлн рублей
10:49 Яхтенный причал в центре Владивостока открылся после модернизации
10:30 Паром «Адмирал Невельской» выведен с линии Корсаков — Курилы из-за необходимости ремонта
10:11 Маршруты круизных теплоходов из Москвы в навигацию 2024 года пройдут через 50 городов
09:52 Два теплохода ЛОРП готовятся встать под загрузку к началу весеннего паводка в верховьях Лены
09:29 Александр Коновалов назначен генеральным директором Балтийского завода
09:07 Ледоколы «Иван Крузенштерн» и «Семен Дежнев» должны пройти ремонт до 15 сентября 2024 года
08:44 Владимир Путин: Провозная способность БАМа составит в 2024 году почти 42 млн тонн
08:21 ГК «Дело» планирует построить контейнерный терминал в порту Хамбантота (Шри-Ланка)
08:00 Летняя речная навигация 2024 года в Подмосковье стартует 1 мая

23 апреля 2024

19:00 Замглавы РЖД призвал использовать все возможности для вывоза экспортных грузов
18:26 Для международного морского терминала в Пионерском построят перехватывающую стоянку для накатной техники
17:48 Россия рассматривает возможность создания порта в одной из стран Африки
17:08 Росморпорт планирует ремонт буксира «Ирбис» в объеме очередного освидетельствования РС
16:19 WinGD завершила испытания нового короткоходного двигателя серии X-S
16:00 Компания «Водолет» развивает собственную причальную инфраструктуру на Волге
15:48 Эксперт: Необходимо строительство камеры шлюза 16А на Городце и ликвидация мелководья на Каме
15:31 Второй центр оценки качества зерна введен на терминале КСК в Новороссийске
15:12 ООО «Водолет» (Нижний Новгород) в навигацию 2024 года планирует перевезти 130 тыс. пассажиров
14:53 Компания «Волга-Флот» призвала обеспечить утилизационный грант под постройку речных грузовых судов в 25%
14:35 Эксперт: Существует риск остановки судоходства на Городецком участке в навигацию 2024 года
14:16 «Волга-Флот» предлагает дотировать речные перевозки строительных и социально значимых грузов
13:57 Голландская верфь Thecla Bodewes Shipyards спустила на воду пятый сухогруз серии LABRAX
13:44 Сотрудники ММТП эвакуированы из-за обнаружения бомбы времен ВОВ на территории порта
13:35 Создание ПОЭЗ в Нижнем Новгороде позволит увеличить к 2030 году контейнерные перевозки на 240 тыс. TEU в год
13:18 НКХП увеличил перевалку экспортного зерна в марте 2024 года на 2,5% — до 737,2 тыс. тонн
12:59 Пермский край планирует построить 9 новых причалов к 2026 году
12:43 Сухогруз греческой компании Carras первым в отрасли получил нотацию класса Biofuel-1 от общества ABS
12:21 Астраханская область предложила продлить МТК «Север ‒ Юг» до Африки
11:56 Теплоходы компании «Водоходъ» выполнят 176 круизов из 14 городов России в майские праздники
11:37 Росморпорт ищет исполнителя работ по обслуживанию земснаряда при дноуглублении ВКМСК
11:19 Профсоюзы США предлагают ввести отдельную плату для судов, построенных в Китае
10:58 Капитана на Ямале осудили за небрежность при управлении буксирным составом
10:42 Катерное сообщение от причала Михайловской батареи (Севастополь) нарушено из-за шторма
10:21 Пассажирский теплоход «Мустай Карим» отправился в первый в 2024 году круиз
10:10 Губернатор Сахалина назвал субдсидируемую доставку грузов по Севморпути козырной картой в развитии региона
09:39 Бразилия, Иран, Алжир и Нигерия станут приоритетными направлениями экспорта российской рыбопродукции
09:17 РЖД введет скидку 50% на перевозку черных металлов по восточной ветке МТК «Север ‒ Юг»
08:56 Юрий Трутнев: Верфь на Камчатке стала хорошим примером сокращения расходов на строительство рыболовных судов
08:31 Строительство и обновление причалов вошло в перечень мероприятий по сохранению и развитию Соловецкого архипелага
08:12 Владимир Путин: МТК «Север – Юг» должен стать примером самой широкой международной кооперации
08:00 Ульяновск прогнозирует рост количество круизных туристов в навигацию 2024 года на 7,5%

22 апреля 2024

19:00 Российская палата судоходства отмечает 30-летие деятельности
18:34 Швейцарская MSС примет участие в создании плавучего госпиталя для медицинской помощи жителям африканских стран
18:13 Предшвартовый этап постройки океанографического судна «Алмаз» на ПСЗ «Янтарь» планируется в конце 2024 года