• 8 июня 2021 12:44

    Международная онлайн-конференция «Россия – Финляндия: перспективы развития международного сотрудничества в области судостроения» состоялась 26 мая

    Международная онлайн-конференция «Россия – Финляндия: перспективы развития международного сотрудничества в области судостроения» состоялась 26 мая.

    Мероприятие проведено организатором международной выставки «НЕВА» при содействии Минпромторга России, торгового представительства Российской Федерации в Финляндии, АНО «Санкт-Петербургский центр поддержки экспорта» и Finnish Maritime Association. Языковой партнер – лингвистическая компания «ЭГО Транслейтинг СБ».

    В качестве приглашенных экспертов выступили торговый представитель РФ в Финляндии, представители отраслевых ассоциаций и научного сообщества, а также производители судов и оборудования двух стран. Участники конференции ознакомились с инновационными российскими и финскими разработками, получили возможность обменяться опытом с коллегами.

    Финляндия занимает 14 место в торговом обороте России и является значимым партнером в сфере ледокольного судостроения и развития Арктики. На фоне общего сокращения мировой торговли вследствие пандемии товарооборот России и Финляндии в 2020 году снизился на 26% по сравнению с 2019 годом, до 10 млрд долларов. Экспорт России в Финляндию уменьшился на 29%, до 7,1 млрд долларов, импорт России из Финляндии – почти на 17%, до 2,9 млрд долларов. Экспорт судов, лодок и плавучих конструкций упал на 93% (с 26,4 до 1,9 млн долларов), импорт сократился на 49%, с 20,7 млн до 10,6 млн долларов.

    Российский рынок судостроения в 2020 году по стоимости вырос на 67%, до 230 млрд рублей. Значительно увеличился и совокупный тоннаж сданного флота (на 59%, до 542 тыс. тонн). Второй год подряд совокупная стоимость гражданских судов превышает долю гособоронзаказа – 126 млрд рублей (55%) против 103 млрд рублей (45%) соответственно. Более 40% совокупной стоимости сданных судов приходится на ледоколы. В частности, входящий в ОСК «Балтзавод» завершил строительство головного атомного ледокола «Арктика» мощностью 60 МВт, «Адмиралтейские верфи» (входят в ОСК) передали «Росморпорту» дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт. «Звезда» сдала «Роснефтефлоту» головной танкер Aframax «Владимир Мономах» дедвейтом 114 тыс. тонн.

    В гражданском судостроении по количеству сданных судов лидируют сухогрузы, баржи и специальные суда обслуживающего флота. До 2030 года перспективными направлениями будут крупнотоннажное судостроение, рыбопромысловый и ледокольный флот. На основании перспективного плана Минпромторга до 2035 года запланировано строительство более 1000 судов различных типов.

    В то же время успешно развивается сотрудничество с Финляндией.

    В январе 2021 года финская компания Wartsilä получила контракт на поставку радио- и навигационных систем на 10 танкеров-ледоколов для перевозки сжиженного природного газа в рамках проекта «Арктик СПГ 2». Газовозы будут курсировать между полуостровом Ямал и основными портами Европейского Союза. Монтаж оборудования запланирован на 2022-2024 годы.

    С 1 февраля 2021 года финское Агентство развития региона Котка-Хамина Cursor Oy совместно с оператором морского порта Выборг ООО «Порт Логистик» и единым круизно-паромным оператором морских терминалов в Санкт-Петербурге АО «Пассажирский Порт Санкт-Петербург «Морской фасад» приступили к реализации проекта по организации нового круизного сообщения по маршруту Котка – Выборг – Санкт-Петербург. Это дополнительная возможность для судостроителей предложить современные комфортабельные круизные лайнеры.

    Финская компания Nordec Nautic начинает сотрудничество с крупнейшим яхтенным дилером в России – компанией Smart Yachts. Благодаря партнерству Nordec Nautic намерена расширить свой ассортимент продукции в категории подержанных лодок, катеров и яхт и привлечь новых клиентов из России.

    Российские алюминиевые лодки VBoats вошли в тройку самых востребованных брендов на финском рынке маломерных судов. С прошлого года Финляндия переживает бум торговли моторными лодками. В 2020 году продажи лодок увеличились на 33%, а в этом году прирост за первый квартал уже достиг 30%. Также почти на 50% выросли объемы продаж запасных частей и комплектующих для лодок. Финские дистрибьюторы заинтересованы в приобретении и дальнейшей реализации более дорогого сегмента лодок, и это прекрасная возможность для российских производителей увеличить экспорт.

    В современных условиях наиболее перспективными формами международного сотрудничества являются производственная кооперация, обмен наилучшими технологиями и локализация финских компаний на российском рынке, особенно в свете повышения требований по локализации строительства судов со стороны Правительства Российской Федерации.

    Взаимный интерес России и Финляндии вызывают вопросы освоения Арктики и развития ледокольного судостроения. У обеих стран в этой сфере очень сильные компетенции и ценный опыт. Развивается сотрудничество в рамках Арктического совета.

    «Наши страны являются стратегическими партнерами со значительным потенциалом для наращивания сотрудничества в области строительства ледоколов, специализированных ледокольных судов, экологически чистых судов, работающих на природном газе, а также производства систем очистки выбросов и проведения НИОКР в сфере арктического судостроения», – отметил торговый представитель Российской Федерации в Финляндии Сергей Синельников. В качестве примера плодотворного сотрудничества он привел проекты, реализуемые при участии судостроительной компании Helsinki Shipyard, которая специализируется на строительстве судов ледового класса различного назначения – ледоколов, судов снабжения, танкеров и пр. В разные годы успешно выполнены проекты для «Норильского никеля», «Совкомфлота» и других российских заказчиков. В 2016 году был спущен на воду инновационный ледокол на СПГ мощностью 21 МВт. В 2019 году было завершено строительство танкера для перевозки газового конденсата для проекта «Ямал-СПГ». В 2019-2020 гг. финская верфь получила заказ на три экспедиционных судна ледового класса, завершить их строительство планируется в 2021-2022 гг.

    Особую роль в двустороннем сотрудничестве играет компания Aker Arctic, инжиниринговый центр по разработке и моделированию перспективных арктических судов. С 2006 года по заказу российских энергетических компаний по проектам Aker Arctic построено более 40 судов различного назначения.

    Региональный менеджер (Россия) Aker Arctic Алексей Дудаль рассказал о наиболее крупных реализованных проектах. Совместно с «Новатэк» и DMSE был разработан арктический газовоз второго поколения для круглогодичной эксплуатации по Северному морскому пути. Он отличается повышенной скоростью во льдах и возможностью работы в узких каналах совместно с ледоколами, что достигнуто за счет особой формы корпуса.

    Совместно с «Атомэнерго» для «Атомэнергомаша» было предложено два концепта тяжелого полупогружного арктического судна класса Arc5 и Arc7 грузоподъемностью 70 тыс. тонн. Разработанная форма корпуса позволяет работать в узких каналах с ледоколами ЛК60. Отдельно была рассмотрена возможность работы судна на СПГ. Особое внимание было уделено балластной системе для обеспечения безопасной работы судна.

    В свете широкого обсуждения перспектив перевозки контейнеров по Севморпути специалисты Aker Arctic разработали концепт судна-контейнеровоза вместимостью 8000 TEU со сниженным потреблением топлива и с учетом всех требований по охране окружающей среды.

    В 2020 году был представлен проект съемной самоходной носовой оконечности для работы в озере Сайма. Ее отличие от других оконечностей, которые применялись на внутренних водных путях РФ и США, в том, что она самоходная. Спроектировала ее финская компания ILS, а Aker Arctic поставила два валопровода по 600 МВт для оконечности и ледовые бронзовые винты для буксира-толкача.

    Также Aker Arctic большое внимание уделяет повышению энергоэффективности судов, особенно с учетом повышения требований к экологичности мореплавания. Для этого производятся системы очистки выбросов, применяются новейшие технологии СЭУ, оптимизируется форма корпуса, испытываются разные виды топлива: атомная энергия, СПГ, метанол, аммиак, водород, аккумуляторные батареи – выбор зависит от инфраструктуры бассейна и условий будущей эксплуатации судов.

    Кроме того, компания занимается оптимизацией пути во льдах, разрабатывает специальное программное обеспечение, которое позволит в режиме реального времени анализировать ледовые карты и сопоставлять их с параметрами ледопроходимости судна для повышения эффективности работы в Арктике.

    «В области разработки технологий для оптимизации маршрута судна в ледовых условиях финские исследователи занимают лидирующие позиции, – подчеркнул заведующий лабораторией фундаментальных основ ледотехнических исследований Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого Петр Звягин. – Финские коллеги перешли к практической реализации созданной модели, которая прокладывает маршрут с учетом многокритериальной оптимизации. Учитываются самые разные критерии: затраты времени, расстояние, расход топлива, а также риски повреждения судна и зажатия льдами. Российские ученые в 2016 году применили эту концепцию к маршрутизации в ледовых условиях. Новейшая разработка выполнена в Политехническом университете. Она основана на принципе пространственно-временного представления доступной части акватории при помощи трехмерного графа. В результате строятся парето-оптимальные маршруты. Таким образом, финские и российские исследователи получили значительный задел для плавания в ледовых условиях. В будущем модели
    также должны будут учитывать динамику ледовых объектов. Прототип такой модели был разработан российскими учеными».

    Заведующий кафедрой конструкции судов СПбГМТУ профессор Владимир Тряскин добавил, что при совершенствовании модели важно учитывать прочность конструкции судна.

    Профессор морских технологий университета Аaлто Пентти Куяла подтвердил значимость совместных исследований и добавил, что спутниковых данных по льду недостаточно, а значит, динамические инструменты будут все более востребованы. Сам университет Аaлто образован в 2010 году путем слияние трех вузов, активно занимается изучением арктических условий судоходства, развивает международное сотрудничество, к примеру, имеет хорошие наработки с Канадой и Германией, а сейчас рассчитывает на налаживание партнерства с российскими коллегами.

    Заинтересованность в кооперации с российскими верфями выразил и председатель Finnish Maritime Association Микко Ниини. Он сделал обзор судостроения в Финляндии, рассказал о крупных проектах строительства судов ледового класса, танкеров, атомных ледоколов. Более подробно остановился на инновационных решениях, помогающих судам продвигаться в арктических водах, а также опыте применения новых видов топлива, аккумуляторах нового типа, гибридных установок с использованием электричества и природного газа. Ассоциация с интересом относится к российским разработкам и готова расширять деловые контакты.

    Директор Департамента маркетинга и продаж Объединенной судостроительной корпорации Валентин Находкин тоже высказался за укрепление сотрудничества с финскими предприятиями. ОСК является крупнейшей судостроительной компанией России. В нее входит около 40 предприятий и организаций отрасли: основные судостроительные и судоремонтные верфи, ведущие проектно-конструкторские бюро. В настоящее время на базе ОСК консолидирована большая часть отечественного судостроительного комплекса, и корпорация открыта к работе над новыми проектами, в том числе в кооперации с финскими коллегами.

    На сессии, посвященной возможностям экспортно-импортного сотрудничества, выступили: член правления Turku Repair Yard Евгений Белянин, вице-президент по продажам Rauma Marine Constructions Мика Лаурилехто, директор по продажам Craftmer Веса Клен, генеральный директор «Регент Балтика» Дмитрий Роотси, генеральный директор «Нониус Инжиниринг» Александр Троицкий, коммерческий директор ООО «Судовые движительные комплексы» Евгений Дубинцов-Вейсман.

    На последней сессии обсуждалось российско-финское сотрудничество в области яхтинга и маломерного судостроения. Руководитель центра маломерного и малотоннажного судостроения RUSBOAT Анастасия Кобзева призвала финских партнеров обратить пристальное внимание на возможности локализации производства в России с учетом стратегии импортозамещения. Среди экспортно-ориентированной российской продукции она выделила суда на воздушной подушке, на подводных крыльях, а также малые суда алюминиевых и стальных конструкций.

    Руководитель финской ассоциации производителей яхт и катеров FINNBOAT Яркко Паюсало отметил, что Россия входит в топ-10 стран, куда Финляндия экспортирует катера. Первая пятерка – Мексика, Польша, Великобритания, США и Швеция. В Россию в 2020 году было экспортировано 853 катера стоимостью 11 млн евро, импортировано – 78 катеров на 800 тыс. евро. Ассоциация рассчитывает на дальнейший рост торгового оборота.

    Подводя итоги конференции, модератор – директор Департамента международного сотрудничества, профессор Кирилл Рождественский дал высокую оценку состоявшейся дискуссии. Получился очень интересный диалог, который позволил укрепить деловые связи и наметить пути расширения дальнейшего сотрудничества между Россией и Финляндией в сфере гражданского судостроения.

    Прошедшее мероприятие включено в программу международных морских онлайн-конференций, которые с ноября 2020 года по май 2021 года проводит ООО «НЕВА-Интернэшнл», организатор выставки и конференции «НЕВА», в сотрудничестве с отраслевыми союзами и ассоциациями при поддержке Минпромторга и МИД России.

    С видеозаписью и материалами конференции можно ознакомиться здесь