«Газпромнефть Марин Бункер» вышел на лидерские позиции в декарбонизации морского судоходства в России. Понимая перспективность этого направлении, еще до вступления в силу MARPOL‑2020 компания вывела на отечественный рынок судовые топлива с улучшенными экологическими характеристиками и построила первый российский СПГ-бункеровщик «Дмитрий Менделеев», который в 2022 году приступил к заправкам судов сжиженным природным газом в Балтийском регионе.
Для компании «Газпромнефть Марин Бункер», бункерного оператора ПАО «Газпром нефти», декарбонизация судоходства является одним из стратегических приоритетов в деятельности и развитии. За несколько лет активной работы в этом направлении компания добилась значительных результатов — как в сегменте экологичных и альтернативных судовых топлив, так и в создании инфраструктуры для газовой бункеровки.
Эффект низкой серы
Заблаговременно, еще до вступления в силу экологических требований MARPOL‑2020, «Газпром нефть» одной из первых в России разработала и приступила к промышленному выпуску низкосернистых судовых топлив по оригинальным рецептурам. Продукты с содержанием серы ниже 0,5% производят Омский и Московский НПЗ компании, а также топливные терминалы «Газпромнефть Марин Бункер».
Ассортимент такого топлива постоянно расширяется. В прошлом году предприятие вывело на рынок новый низкосернистый нефтепродукт. Его рецептура включает компоненты летнего дизельного топлива и темных нефтепродуктов, что позволяет повышать эффективность его применения. Это топливо стало десятым в линейке судовых низкосернистых нефтепродуктов «Газпром нефти».
«В течение последних трех лет доля низкосернистого судового топлива в общем объеме продаж превысила 60%. С учетом расширения зоны действия и ужесточения экологических норм, спрос на эти нефтепродукты со стороны судоходных компаний будет стабильно расти. Чтобы удовлетворить потребности рынка в экологичном судовом топливе, мы продолжим развитие собственного ассортимента судовых топлив за счет разработки новых и совершенствования уже существующих рецептур нефтепродуктов для морского и речного транспорта», — отметил генеральный директор «Газпромнефть Марин Бункер» Антон Соболев.
Инфраструктура для «зеленого» судоходства
Делая ставку на судовые топлива с низким углеродным следом, «Газпром нефть» расширяет возможности применения такого топлива, в том числе предлагая рынку альтернативу — сжиженный природный газ. У СПГ-топлива высокий рыночный потенциал благодаря экологическим и эксплуатационным характеристикам. Однако его применение и распространение требует соответствующей инфраструктуры. В последние годы она формируется: в России запускаются заводы по производству СПГ, растет количество газотопливных судов, формируется необходимая нормативная база для безопасной работы. Ключевым элементом в развитии сегмента СПГ-бункеровок стал проект «Газпромнефть Марин Бункер» — СПГ-бункеровщик «Дмитрий Менделеев», построенный по заказу «Газпром нефти».
«Наша стратегия развития предполагает расширение применения топлива с низким углеродным следом и внедрение «зеленых» технологий в судоходстве. Мы первыми в России создали необходимую инфраструктуру и приступили к заправке морских судов сжиженным природным газом», — прокомментировал Антон Соболев.
В 2022 году «Газпромнефть Марин Бункер» приступил к заправкам газомоторных судов сжиженным природным газом в Балтийском регионе. Так, в сентябре 2022 года на рейде в порту Усть-Луга с участием бункеровщика «Дмитрий Менделеев» и нефтяного танкера «Проспект Королева» серии «Афрамакс» компании «Совкомфлот» состоялась первая в истории отечественной бункерной отрасли заправка сжиженным природным газом «борт-в-борт». Теперь единственное в России судно, способное выполнять поставки сжиженного природного газа по технологии «борт-в-борт», выполняет такие операции на Балтике регулярно.
Осенью прошлого года также начались регулярные поставки СПГ-топлива для бункеровки нового автомобильно-железнодорожного парома ФГУП «Росморпорт» — «Генерал Черняховский». А в начале 2023 года «Газпром нефть» и Росморпорт заключили долгосрочное соглашение о расширении применения судовых топлив с низким углеродным следом в Балтийском море. Партнерство предусматривает регулярную заправку сжиженным природным газом двух железнодорожных паромов, работающих на линии Санкт-Петербург — Калининград. Использование судами в качестве топлива СПГ повышает экологичность транспортной инфраструктуры Северо-Западного региона за счет сокращения выбросов в атмосферу углекислого газа до 30%, оксидов азота — более чем на 90%, оксидов серы и сажи — на 100% по сравнению с аналогичными судами на традиционном «тяжелом» топливе.
Наличие ресурса и инфраструктуры позволит «Газпромнефть Марин Бункер» довести объем СПГ-бункеровки до 100 тыс. тонн в год. «Мы рассчитываем, что старт регулярных заправок СПГ в Балтийском регионе даст импульс развитию этого сегмента и стимулирует судовладельцев к активному переходу на этот экологичный и современный вид топлива».
Татьяна Вильде