Россия продолжает активно развивать свою портовую инфраструктуру, для чего необходимо проведение значительного объема дноуглубительных работ. Теперь к их заказчикам добавился «Росатом». Крупнейшие дноуглубительные проекты: сухогрузный район порта Тамань, терминал «Утренний», порт в Пионерском, порт Лавна. Строится и отечественный дноуглубительный флот.
Больше и глубже
Заказчиками дноуглубительных работ в России являются ФГУП «Росморпорт», «Росатом», Федеральное агентство морского и речного транспорта России в лице подведомственных ему предприятий и бассейновых управлений внутренних водных путей, судостроительные заводы, частные инвесторы.
ФГУП «Росморпорт» в настоящее время является основным заказчиком дноуглубительных работ на российских морских акваториях. По данным компании, объем дноуглубительных работ ФГУП «Росморпорт» в 2019 году составит около 10 млн куб. м. Ремонтное дноуглубление планируется провести в портах Астрахань, Таганрог, Архангельск и др. Объем капитального дноуглубления в 2019 году будет не столь велик, как в предыдущие годы, в связи с завершением ранее начатых крупных проектов. В этом году капитальное дноуглубление «Росморпорт» проведет в южной части акватории порта Усть-Луга в объеме 850 тыс. куб. м.
Также планируется завершить дноуглубление в порту Сабетта (в рамках проекта «Ямал-СПГ»).
При этом собственными средствами «Росморпорта» в 2019 году планируется провести около 70% дноуглубительных работ.
«За счет наращивания собственного дноуглубительного флота мы смогли сдержать цены на дноуглубительные услуги в России. Причем наши традиционные подрядчики, зачастую, не вкладывали средства в обновление дноуглубительного флота и сократили свое присутствие на дноуглубительном рынке», - прокомментировал ранее генеральный директор предприятия Андрей Лаврищев.
Между тем, правительством России было принято решение о том, что за развитие инфраструктуры в арктической зоне будет отвечать госкорпорация «Росатом», которая, в том числе, будет заниматься дноуглублением в арктических портах и на подходах к ним (ранее за это также отвечал «Росморпорт»).
По информации «Росатома», общий предполагаемый объем капитального дноуглубления на Севморпути составляет 25,75 млн куб. м. В том числе планируемый объем капитальных дноуглубительных работ для терминала «Утренний» составляет 12 млн 363,6 тыс. куб. м в рамках пускового комплекса №1 и 12 млн 415 тыс. куб. м в рамках пускового комплекса №2, а также 150 тыс. куб. м для угольного терминала «Чайка» порта Диксон и 816 тыс. куб. м для терминала «Бухта Север».
Объем ремонтных дноуглубительных работ при этом оценивается примерно в 1,4 млн куб. м ежегодно, в том числе около 628 тыс. куб. м. в акватории порта Сабетта и 761 тыс. куб. м в морском канале северной части Обской губы.
Глава «Росморпорта» в свою очередь уточнил, что предприятие после 2019 года не планирует планово заниматься дноуглублением на Севморпути, однако не исключает участия в соответствующих тендерах, если они будут объявлены структурами «Росатома».
Если более подробно остановиться на проектах в Обской губе, то следует отметить, что правительство России выделило 4 млрд руб. на проведение дноуглубительных работ для терминала «Утренний» в рамках подготовительного этапа (который планируется осуществить в 2019 году) и 8,3 млрд руб. на расширение подходного канала к порту Сабетта.
Единственным исполнителем работ по дноуглублению на терминале «Утренний» является компания «Мордрага». В соответствии с соответствующим распоряжением правительства России, компании предстоит выполнить работы по созданию подходного канала и формированию акватории. Контракт разрешает привлечение субподрядчиков при условии, что не менее 25% совокупного стоимостного объема обязательств будет выполнено ООО «Мордрага».
Среди других крупных проектов в России, помимо арктических, которые могут потребовать значительного капитального дноуглубления, выделяются такие, как сухогрузный район порта Тамань, проекты по созданию новых терминалов в порту Усть-Луга и на Дальнем Востоке, строительство пассажирского терминала в Пионерском (Калининградская область), строительство угольного порта «Лавна» в Мурманской области, реализация новых стивидорных проектов в портах Приморск и Высоцк.
Наиболее значительный объем дноуглубительных работ должен прийтись на глубоководный район порта Тамань. Так, общий объем дноуглубления канала и акватории в рамках указанного проекта должен составить 49,3 млн куб. м. Основная часть акватории запроектирована с отметкой -19,5 м, отдельные участки имеют отметки -18,2 м, - 15,3 м, -12,7 м и - 7,1 м. Проектом предусматривается строительство десяти морских терминалов, четыре из которых, возможно, будут располагаться на искусственно создаваемом земельном участке, площадь которого составит 204,35 га. Создать данный участок планируется из грунта, извлекаемого при дноуглублении акватории и канала. Рефулированию подлежит 16,75 млн куб. м грунта.
Объем дноуглубления в рамках проекта по созданию пассажирского терминала в «Пионерском» составляет около 1,3 млн куб. м.
Проект по строительству угольного порта «Лавна» предусматривает проведение дноуглубительных работ в объеме более 1 млн куб. м.
В рамках проекта по созданию многопрофильного перегрузочного комплекса Lugaport также предполагается создать искусственные земельные участки.
В качестве перспективных проектов со значительным объемом капитального дноуглубления можно назвать проект по созданию глубоководного района порта Архангельск, «Балтийский СПГ» (Усть-Луга), проекты по созданию терминалов в портах Высоцк и Приморск (Ленинградская область), развитие порта Петропавловск-Камчатский.
На внутренних водных путях дноуглубление осуществляют бассейновые управления водных путей и подведомственные Росморречфлоту структуры. В частности, значительный объем ремонтного дноуглубления в 2019 году был проведен на обмелевших участках р. Ока «Каналом имени Москвы» (822 тыс. куб. м по состоянию на конец июля 2019 года).
Также, говоря о внутренних водных путях, можно отметить, что для поддержания гарантированной глубины в 200 см на р. Белая, что необходимо для обеспечения стабильных перевозок нефтепродуктов с Уфимского НПЗ, потребуется ежегодное выполнение дноуглубительных работ в объеме 1,5-1,8 млн куб. м.
Флот оттолкнулся ото дна
Россия наращивает и собственный дноуглубительный флот. Так, в августе 2019 года на «Онежском судостроительно-судоремонтном заводе» (Карелия) состоялась торжественная церемония спуска на воду самоотвозного земснаряда «Юрий Маслюков», построенного по проекту международной судостроительной группы Damen.
В июле 2019 года флот «Росморпорта» пополнила новая самоходная грунтоотвозная шаланда «Рабочая», на которой планируется реализовать пилотный проект безэкипажной работы.
На упомянутом карельском заводе также строятся две самоходные грунтоотвозные баржи с объемом трюма 600 куб. м каждая.
Всего «Росморпорт» планирует заказать четыре земснаряда до 2030 года. В том числе планируется построить рефулерный несамоходный фрезерный земснаряд, три самоотвозных трюмных земснаряда с объемом трюма в 1 тыс. куб. м.
На заводе ПАО «Судостроительно-судоремонтная корпорация» (Городец, Нижегородская область) 13 августа 2019 года состоялась закладка киля дноуглубительного несамоходного землесоса проекта 4395. Землесос строится по заказу ФКУ «Речводпуть» для ФБУ «Администрация Камского бассейна внутренних водных путей». Строительство судна должно завершиться к 2021 году.
«ГЦКБ Речфлота», в свою очередь, в марте 2019 года подписало контракт на разработку документации для строительства головного земснаряда производительностью 250 куб. м/ч проекта 3409А, предназначенного для проведения дноуглубительных работ на тяжелых связных и несвязных грунтах I - V категорий.
Имеются и отечественные инновационные разработки в сфере дноуглубления, например, накладной неизотопный плотномер разработки ООО «Нониус Инжиниринг».
Тем не менее, для проведения крупных проектов по капитальному дноуглублению привлекаются ведущие в этой сфере иностранные компании.
Виталий Чернов.
Более подробно проблемы и перспективы дноуглубления в России планируется обсудить в ходе Третьего международного конгресса «Гидротехнические сооружения и дноуглубление», организатором которого выступает медиа-группа «ПортНьюс». Более подробно с информацией о мероприятии и возможностях участия в нем можно ознакомиться по ссылке >>>>
Кроме того, темы, связанные с импортозамещением в судостроении, будут обсуждаться 29 августа 2019 года в рамках «круглого стола» «Импортозамещение в российском судостроении: амбиции и реальность». Мероприятие будет проводиться на трех площадках: в Санкт-Петербурге, Архангельске и Владивостоке. Более подробная информация о мероприятии доступна по ссылке >>>>