• Риски конфискации судна и товара (груза) при нарушении таможенного законодательства

    19 июня 2018

    Участившаяся активность таможенного органа приводит к самым неожиданным последствиям, которые выражаются в том числе и в постановлениях об административных правонарушениях.

    Для судовладельца и грузовладельца особую опасность представляют статьи КоАП РФ, предусматривающие конфискацию судна или товара за нарушение таможенного законодательства.  

    Среди прочих, к таким статьям относятся:

    1.Незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза товаров и (или) транспортных средств международной перевозки (ТСМП) – статья 16.1 КоАП РФ

    Важно знать:
    Для квалификации действий по незаконному перемещению товаров и ТСМП (морского судна по части 1 статьи 16.1) таможенному органу достаточно доказать, что совокупность действий лица явно свидетельствует о его намерении осуществить перемещение (вывоз) товаров, несмотря на то, что фактически таможенная граница не была пересечена (например, в том случае, если привлекаемые к административной ответственности лица будут обнаружены в непосредственной близости от границы Российской Федерации с подготовленным к вывозу товаром).'

    Опыт: 
    Мы имеем опыт сопровождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, попавших в подобные ситуации. К слову, не так давно, из-за неподачи в таможенный орган документов на убытие судна и груза с территории Таможенного союза, данные объекты как орудия административного правонарушения были конфискованы в пользу государства.

    Рекомендация:
    Несмотря на указания агента и получение устных разрешений, для убытия ТСМП, товара за пределы территории таможенного союза, сначала необходимо получить таможенные документы, на которых будет стоять штамп таможенного органа «Выпуск разрешен». Только такие документы дают право на законное убытие транспортного средства или товара и пересечение ими границы таможенного союза.

    2. Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров – статья 16.2 КоАП РФ

    Часть 1 статьи 16.2.
    Ответственность, предусмотренная данной статьей, распространяется только на те случаи, когда товар не декларируется вовсе (о нем не указывается в декларации, например, судовладельцы сталкиваются с такой ситуацией, когда забывают указать в декларации на судовые припасы какую-либо позицию) или товар декларируется в части, например, если товар является сложным и декларант заявил лишь о части товара.

    Часть 2 статьи 16.2.
    Перечень сведений, которые таможенный орган относит к недостоверному декларированию, содержится в статье и к таким сведениям относится:
     
    -недостоверные сведения о классификационном коде по единой ТН ВЭД Евразийского экономического союза, сопряженное с заявлением при описании товаров неполных, недостоверных сведений об их количестве, свойствах и характеристиках, влияющих на их классификацию;
     
    -недостоверные сведения о наименовании, описании, о стране происхождения товара, о его таможенной стоимости;
     
    -любые другие сведения, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
     
    Таким образом, таможенный орган может привлечь по указанной статье практически за любую информацию, если она послужила основанием для занижения таможенных платежей.
     
    Как правило, привлечению к административной ответственности предшествует вынесение акта таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей, решение о корректировке таможенной стоимости, которые для таможенного органа будут являться главными и достаточными доказательствами для привлечения к ответственности за указанное правонарушение.

    'Письмо Федеральной таможенной службы от 30 апреля 2015 г. N 18-12/21021 “О направлении разъяснений


    Опыт: 
    Мы имеем опыт сопровождения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в отношении которых были инициированы дела об административных правонарушениях. Не так давно, в отношении одного из наших клиентов административное преследование по ст.16.2 КоаП РФ было прекращено.

    Рекомендации:
    1. Правильное, полное и достоверное заполнение таможенной декларации – единственный возможный способ не привлекать внимание таможенного органа;

    2. В случае действительного внесения в декларацию недостоверных сведений – корректировка таможенной декларации является одним из факторов, который поможет снизить размер вменяемого штрафа;

    3. Добровольная оплата таможенных платежей будет являться лишь фактором, смягчающим административную ответственность. К сожалению, прекратить производство по делу по данному основанию будет невозможно, но снизить размер штрафа в связи с наличием смягчающего обстоятельства будет реально;

    4. Оспаривание акта, решения таможенного органа о доначислении таможенных платежей является способом, который поможет прекратить дело об административном правонарушении, в случае если будет доказано, что указанное решение является незаконным и необоснованным. Если доказывание факта того, что решение незаконно не представляется возможным, то оспаривание актов таможенного органа может снизить размер доначисленных таможенных платежей, а также затянуть сроки вынесения постановления о привлечении к административной ответственности, что впоследствии может являться основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков привлечения к административной ответственности.

    Важно знать:
    Срок привлечения к административной ответственности за нарушения в сфере таможенного законодательства составляет 2 года.

    3.Представление недействительных документов при совершении таможенных операций – статья 16.7 КоАП РФ

    Как правило, при покупке/фрахтовании судна судовладелец предоставляет в таможенный орган внешнеэкономический договор, акт, инвойс, справку или заключение эксперта и иные документы относительно ввозимого судна, которые, в том числе, могут повлиять на таможенную стоимость товара. Для целей перехода судна может быть также предоставлено рейсовое задание и предоставлена смета о транспортных расходах, понесенных для перемещения товара (судна), которые должны учитываться таможенным органом для определения стоимости товара, а, следовательно, и для целей уплаты таможенных платежей.
    Если предоставленные в таможенный орган документы содержат недостоверные сведения о товаре в том числе и о его стоимости, то такие документы рассматриваются как недействительные.''


    ''В соответствии с примечанием 2 к статье 16.1 КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

    Важно знать:
    В практике возникают ситуации, когда договор, поданный в таможенный орган на приобретение судна, может отличаться от договора, предоставленного в банк. В таком случае, таможенный орган может рассматривать такой контракт недействительным. Кроме того, ставится под сомнение подлинность каждого из документов, если это влияет на таможенную стоимость товара.

    4.Несоблюдение таможенной процедуры – статья 16.19 КоАП РФ
                                   
    Часть 1 статьи 16.19
    Ярким примером, свидетельствующем о подобном нарушении, является предоставление документов на судно, которые дают ему освобождение от уплаты таможенных платежей, например, свидетельство о регистрации судна в РМРС, если такое свидетельство является недействительным. Или же заявление в генеральной декларации сведений о преференциях в отношении ввозимого судна хотя в действительности основания для таких преференций отсутствуют.

    Часть 2 статьи 16.19
    Как правило, суда, ввозимые на территорию РФ, помещаются под таможенную процедуру «временного ввоза» с предоставлением преференций по освобождению от ввозного НДС и от уплаты таможенных платежей, однако, такие преференции предоставляются только в том случае, если соблюдаются ограничения, установленные статьями 220, 222 ТК ЕАЭС и внутренним законодательством РФ.
    Главным «камнем преткновения» является запрет на передачу судна третьим лицам и проведение ремонта.

    Рекомендация:
    При планировании и проведении ремонта следует закрывать таможенную процедуру «временный ввоз» и открывать, например, «реэкспорт».

    Часть 3 статьи 16.19
    Незавершение в установленные сроки таможенной процедуры, в отношении которой установлено требование о ее завершении.

    Вывезти судно в пределах установленных сроков, а в случае невозможности вывоза судна, заявить иной таможенный режим для целей продления срока нахождения товара на территории РФ.

    5.Незаконные пользование товарами, их приобретение, хранение либо транспортировка – статья 16.21 КоАП РФ
                               
    Важно знать:

    Пользование товарами, выпущенными, в том числе, условно, в соответствии с таможенной процедурой, пользование которыми, передача которых во владение или в пользование либо распоряжение которыми иными способами допущены в нарушение установленных запретов, а также приобретение, хранение либо транспортировка таких товаров является также административным правонарушением. Ярким примером может служить тот случай, когда судно было ввезено на территорию Российской Федерации с ограничением по передаче во владение такого судна третьим лицам, однако, в нарушение установленных запретов было передано третьему лицу. В таком случае, третье лицо будет нести административную ответственность, за пользование товарами в нарушение существующих запретов (судовладелец также понесет ответственность, но предусмотренную статьей 16.19 КоАП РФ).

    Рекомендация:
    Перед эксплуатацией товара следует принять все возможные меры по установлению факта соблюдения требований таможенного законодательства в отношении перемещенного через границу Евразийского экономического союза товара, который третье лицо (которому передается товар - эксплуатант) предполагает использовать, приобретать, хранить или транспортировать.
     
    Опыт: 
    Мы оказывали услуги по консультированию иностранной компании в связи с арестом таможенным органом судна, перевозившего груз нашего доверителя. Причиной задержания судна являлась передача судовладельцем судна в пользование третьему лицу. После продолжительной переписки, груз доверителя был перегружен на другое судно.  
     
    На заметку:
    Так как вышеуказанные административные правонарушения предполагают конфискацию орудия совершения административного правонарушения (судна или иного товара), важно определить их стоимость, которая определяется на основании государственных регулируемых цен в случае, если таковые установлены, в остальных случаях стоимость изъятых вещей определяется на основании их рыночной стоимости, в случае необходимости стоимость изъятых вещей определяется на основании заключения эксперта.'''

    Несмотря на прекращение производства по делу об административном правонарушении, в случае акта и решения таможенного органа о доначислении таможенных платежей, которые не были признаны незаконными, таможенный платеж доплатить (уплатить) придется. Однако, административная ответственность с вменяемыми штрафами, размер которых иногда может быть двукратным от стоимости таможенных платежей, подлежащих уплате и предусматривающих конфискацию орудия административного правонарушения – судно – зачастую куда более опасный и материально затратный аспект нарушения таможенного законодательства.

    '''Решение Конституционного Суда РФ от 07.02.2013 "Об утверждении Обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2012 года