• Скрытая опасность «удобных флагов» для моряков

    10 ноября 2017

     

    Судно «удобного флага» - это судно, которое ходит под флагом страны, не являющейся страной владения. – Международная федерация транспортных рабочих (ITF).

     

    • · Чем обусловлено использование системы «удобных флагов»?

    Прежде всего, судовладельцев привлекает дешевый способ эксплуатации своих судов, а именно минимальное регулирование, низкие регистрационные взносы, низкие налоги (их отсутствие), свобода найма дешевой рабочей силы.

     

    Международная федерация транспортных рабочих считает, что в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву должна быть «истинная связь» между реальным владельцем судна и флагом, под которым ходит судно. Во многих случаях сами реестры даже не управляются из страны флага.

     

    • Что для членов экипажа означает работа на судне под «удобным флагом»?

    В случае трудоустройства на такое судно моряк может столкнуться со следующими проблемами:

    - недостаточная безопасность, которая заключается в работе на опасном судне, находящемся в неудовлетворительном состоянии;

    - плохие условия на судне, в том числе не соответствующие требованиям пища и питьевая вода, а также длительные периоды работы без надлежащего отдыха;

    - отсутствие финансовых гарантий, что влечет за собой задержки и невыплаты заработной платы, установление слишком низкого размера оплаты труда.

     

    Следует проявить повышенную осмотрительность, если моряк собирается работать на судне под флагом следующих стран[1]:

     

     

     

    Антигуа и Барбуда
    Багамы
    Барбадос
    Белиз
    Бермудские острова (Великобритания)
    Боливия
    Камбоджа
    Каймановы острова
    Коморские острова
    Кипр
    Экваториальная Гвинея
    Фарерские острова
    Французский международный судовой реестр
    Немецкий международный судовой реестр
    Грузия
    Гибралтар (Великобритания)

    Гондурас
    Ямайка

    Ливан
    Либерия
    Маде́йра
    Мальта
    Маршалловы острова (США)
    Маврикий
    Молдова
    Монголия
    Мьянма
    Нидерландские Антильские острова
    Северная Корея
    Панама
    Сан-Томе и Принсипи
    Сент-Винсент и Гренадины
    Шри-Ланка
    Тонга
    Вануату

     

    • Какие действия необходимо предпринять, если было принято решение о трудоустройстве на судно под «удобным флагом»?

     

    Прежде всего, необходимо убедиться, что на судне имеется коллективный договор, одобренный ITF. Такие договоры устанавливают зарплату и условия труда для всех экипажей судов под «удобными флагами», независимо от национальности. Cуда, на которые распространяется одобренный ITF коллективный договор, получают свидетельство c указанием согласованных заработной платы и условий труда на судне.

     

    Если моряк в течение рейса всё же столкнулся с проблемами, необходимо связаться с инспектором Международной федерации транспортных рабочих и представителем национального профсоюза.

     

    В случае невыплаты заработной платы и иных причитающихся сумм возможно задержание судна и инициация судебного разбирательства.

     

     

    Вы можете обратиться за дополнительной информацией к нашему эксперту:

    Филатова Дарья Сергеевна, юрист морской практики

    8 (863) 206-20-57, dfilatova@gratanet.com

     



    [1] Объявлены странами удобных флагов комитетом справедливой практики МФТ, ведущий кампанию против «удобных флагов».