• Пограничный контроль в морских портах: о чем следует знать иностранным морякам

    22 июня 2017

    Пограничный контроль в морских портах: о чем следует знать иностранным морякам

    Осуществляя списание моряка в порту Ростов-на-Дону к Бюро обратился клиент, в связи с отсутствием взаимопонимания с пограничным пунктом пропуска. Как это часто бывает, орган при выполнении своих обязанностей пытается получить документы, предоставление которых не требуется в соответствии с действующим международным и национальным законодательством. Что порождает споры и разногласия, которые могут привести к неоправданной задержке судна и дополнительным расходам судовладельца в связи со списанием моряков в иных, иностранных портах. В целом, при осуществлении пограничного контроля в морских портах возникает ряд вопросов, касающихся допуска на территорию РФ моряков (иностранных граждан), а также их транзитного пропуска на территорию другого государства с целью проезда к месту жительства, возвращению на Родину. Главным международным документом, которым должны руководствоваться не только судовладельцы, но и сотрудники пунктов пропусков и в целом пограничное управление ФСБ, является Конвенция Международной Организации Труда, N 185, пересматривающая Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Женева, 19 июня 2003 г.). Именно удостоверение личности моряка является документом, позволяющим упрощать допуск моряков при их списании на территорию других государств, то есть для увольнения на берег от моряков не требуется получение визы. Каждое государство-участник Конвенции Международной Организации Труда, N 185 разрешает в возможно кратчайшие сроки доступ на свою территорию любому моряку, имеющему действительное удостоверение личности моряка, сопровождаемое паспортом, если такой доступ запрашивается для целей транзитного проезда для возвращения на Родину; либо для любой иной цели, одобренной компетентными органами заинтересованного государства-члена. Положения Конвенции позволяют любому моряку вне зависимости от его гражданства и места жительства допуск на территорию государства – участника Конвенции. Однако, как показывает практика, для государственных органов РФ понятия допуск на территорию государства и сам транзитный проезд к месту жительства являются разными понятиями, несмотря на нормы, закрепленные в Конвенции. Так, нормами национального законодательства Российской Федерации установлен исключительный порядок пропуска иностранного гражданина или лица без гражданства только в тех случаях, если они проживают на территории государства, с которым Российская Федерация имеет соответствующий международный договор. Такие договоры заключены с Правительствами Украины, Республики Армения, Республики Южная Осетия, Республики Абхазия, Аргентиной, Республикой Молдова, Азербайджанской Республикой, Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством РФ и Правительством Республики Таджикистан, а также в 2 других случаях, предусмотренных ст. 31 ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», однако, не относящиеся к ситуациям, возникающим у моряков при списании с судна. Но если моряк, списавшийся с корабля на территории РФ, планирует следовать на территорию государства, с которым у РФ не заключено соответствующее соглашение, то и в транзитном допуске ему будет отказано, несмотря на предписание Конвенции. Для возвращения на Родину моряку, так или иначе, придется оформлять визу или же списываться в порту другого государства, тем самым неся расходы на доставление к его месту жительства. Для получения визы в Российской Федерации необходимо иметь ввиду следующее: так, документом, который устанавливает порядок оформления и выдачи визы является Постановление Правительства РФ от 09.06.2003 №335 "Об утверждении Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы". Однако, указанным документом не установлен порядок, в котором бы моряк заблаговременно, еще находясь на судне, мог обратиться в государственный орган за получением визы для транзитного проезда через территорию РФ при его списании (увольнении) с судна. По мнению административного органа, отвечающего за вопросы миграции, иностранному моряку все же должна быть оформлена транзитная виза с кодом ТР1 в соответствии с Положением, которое мы упомянули ранее, а также в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по оформлению, выдаче, продлению срока действия и восстановлению виз иностранным гражданам и лицам без гражданства, утвержденным приказом ФМС России от 30 октября 2013 г. № 430. Так, по мнению органа, моряк должен обратиться по вопросу оформления транзитных виз указанной категории в одно из подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России исходя из места (района) стоянки судна, которые, как это представляется, ориентированы на оформление транзитных виз в возможно короткие сроки, а именно не более трех дней. Более того, согласно Положению, иностранному гражданину, предполагающему проезд через территорию Российской Федерации без цели пребывания в Российской Федерации, дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации может быть оформлена транзитная виза с кодом ТР2. Являются ли такие нормы, нарушающими правила, установленные Конвенцией МОТ №185? По нашему мнению – да. Ведь, в соответствии с Конвенцией каждое государство-член, не имеющее возможности в полной мере следовать этому требованию, обеспечивает, чтобы в его законодательстве, иных нормативных правовых актах или применяемой практике предусматривались процедуры, в основном соответствующие этому требованию. Ратифицировав Конвенцию, Российская Федерация в лице ее государственных органов приняла на себя обязательство соблюдать положения указанной Конвенции. Юрист морской практики АБ «Степанов и Аксюк» Зайцева Анастасия