• Обзор новых Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов

    19 мая 2017

     27.04.2017 года Постановлением № 502 Правительство РФ утвердило Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию (далее – Правила). Новые Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления российским организациям государственных бюджетных субсидий.

     Предоставление субсидий, покрывающих часть затрат российских судовладельцев на приобретение новых судов, направлено на обновление торгового флота под флагом РФ, а так же на стимулирование процесса утилизации возрастных судов под флагом РФ.

     На субсидирование имеют право российские организации, то есть юридические   лица,   созданные в  соответствии  с  законодательством  РФ,  в  уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, зарегистрированных в оффшорах и странах с льготным налоговым режимом, не превышает 50 процентов. Таким образом, участие иностранных лиц в привлечении утилизационных грантов не исключается, однако оно должно производиться исключительно через учреждение российских организаций. Индивидуальным предпринимателям, исходя из буквального толкования Правил, субсидирование недоступно, что нельзя признать обоснованным с учетом, что индивидуальные предприниматели РФ так же владеют судами, часто пассажирского типа, и так же должны получить возможность их утилизировать.

     Субсидирование является, в соответствии с Правилами, целевым, и выдается исключительно для возмещения части расходов, связанных   с   оплатой   стоимости приобретения  (строительства)  новых  гражданских  судов,  в том числе по договору лизинга.

     Одним из условий получения гранта является сдача на утилизацию судна, возраст которого составляет 30 и более лет, и которое в течение последних 5 лет было зарегистрировано под флагом РФ в Государственном судовом реестре (далее – ГСР), либо в Российском международном реестре судов (далее – РМРС).

     Еще одним существенным условием является отсутствие у претендента на получение субсидирования задолженности по налогам и сборам с бюджет РФ, просроченная задолженность по  возврату  в  бюджет РФ субсидий и бюджетных  инвестиций.

    Российская организация не должна находиться в стадии реорганизации, банкротства или ликвидации, то есть должна быть действующей и вести коммерческую деятельность, а так же не  получать  субсидирование  из  бюджетов на поддержку судостроения на основании других нормативных правовых актов.

    Субсидия   предоставляется   при   соблюдении   российской организацией следующих условий:

    1. приобретение  (строительство)  российской  организацией  нового гражданского судна должно осуществляться за счет собственных и (или) заемных  средств  и  (или)  кредитных  средств,  полученных  в  российских кредитных   организациях,   или   на   основании   договоров   лизинга, заключенных с российскими лизинговыми компаниями;
    2. новое  гражданское  судно  должно  быть  зарегистрировано  в  ГСР  или  РМРС;
    3. утилизируемое  судно  должно  быть  сдано  на  утилизацию  после 01.01.2016 г.;
    4. сумма в размере получаемой субсидии должна быть перечислена в счет оплаты приобретения (строительства) нового гражданского судна, в  том  числе  по  договорам  лизинга,  заключенным  с  российскими лизинговыми компаниями.
    5. строительство   нового   гражданского   судна   ранее   не поддерживалось   за   счет   средств   бюджетов   бюджетной   системы РФ.

     Таким образом, одно судно имеет право получить один вариант субсидирования в интересах одной единственной организации, вне зависимости от типа финансирование строительства / покупки такого нового судна.

     Для предоставления субсидии между судовладельцем и Министерством промышленности  и  торговли РФ заключается договор, отдельный для каждого субсидируемого судна. Для заключения договора организация представляет заявление  о  заключении  договора  о  предоставлении  субсидии в произвольной форме, с указанием размера запрашиваемой субсидии, а так же документы, подтверждающие право организации на получение субсидии.

     Перечень документов установлен в п. 5 Правил, и включает справки об отсутствии задолженностей, судовые документы (регистрационные, классификационные), а так же надлежащим образом заверенные копии договоров на приобретение / строительство / финансирование приобретения гражданского судна.

     Срок рассмотрения министерством заявления судовладельца составляет 25 дней с момента получения всех необходимых документов. У судовладельца могут быть запрошены недостающие сведения и документы в случае, если они не представлены в министерство совместно с заявлением (п. 6 Правил).

     В случае удовлетворения заявления российского судовладельца, с ним заключается договор, указанный выше. После заключения договора организация имеет право на фактическое получение денежной субсидии после обращения с министерство с заявлением о предоставлении субсидии, расчетом размера субсидии, доказательствами передачи старого судна на утилизацию, доказательствами оплаты не менее 10 - 15% стоимости нового судна.

     Срок рассмотрения министерством заявления судовладельца составляет 25 дней с момента получения всех необходимых документов. У судовладельца могут быть запрошены недостающие сведения и документы в случае, если они не представлены в министерство совместно с заявлением, со сроком их предоставления – 10 рабочих дней (п. 10 Правил).

     Пункты 12 – 14 Правил, Приложение №1 и №2 правил регулируют порядок расчета размера допустимой субсидии для гражданских судов и судов рыбопромыслового флота, которые так же подпадают под действие Правил и субсидирование.

     Перечисление субсидии судовладельцу осуществляется не  позднее  10го рабочего  дня  после  принятия министерством решения о предоставлении субсидии. Перечисление возможно исключительно в рублях, на расчетный счет, открытый в банке РФ.

     В выдаче субсидии судовладельцу может быть отказано в случае, если он не соответствует требованиям, установленным Правилами, не представил все необходимые документы, либо представил подложные сведения для получения гранта.

     Дополнительно, министерство имеет право отозвать субсидирование, а судовладелец обязан будет возвратить его в течение 30 рабочих дней со дня получения требования о возврате в случае   установления   министерством  и  (или)  органами  государственного финансового  контроля  факта  нарушения  целей,  условий и  порядка предоставления субсидии.

     Процедура получения утилизационного гранта завершается представлением российским судовладельцем в министерство копию  свидетельства  о  регистрации  судна  в  ГСР  или  РМРС  в  течение 45 рабочих  дней  со  дня  подписания  акта  приема-передачи  нового гражданского судна между судостроительной организацией и российской  организацией или между российской лизинговой компанией и российской организацией.

     Основываясь на всем вышеизложенном, новые Правила предусматривают детальное и всестороннее регулирование процедуры получения судовых грантов, доступных российским организациях – владельцам судов с возрастом старше 30 лет, зарегистрированных под флагом РФ. Субсидирование доступно как для прямого финансирования покупки и строительства флота, так и для финансовой аренды в рамках судостроительных контрактов.

     

    Старший партнер Виктория  Жданова

     Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2017