27.04.2017 года Постановлением № 502 Правительство РФ утвердило Правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на приобретение (строительство) новых гражданских судов взамен судов, сданных на утилизацию (далее – Правила). Новые Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления российским организациям государственных бюджетных субсидий.
Предоставление субсидий, покрывающих часть затрат российских судовладельцев на приобретение новых судов, направлено на обновление торгового флота под флагом РФ, а так же на стимулирование процесса утилизации возрастных судов под флагом РФ.
На субсидирование имеют право российские организации, то есть юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, в уставном (складочном) капитале которых доля участия иностранных юридических лиц, зарегистрированных в оффшорах и странах с льготным налоговым режимом, не превышает 50 процентов. Таким образом, участие иностранных лиц в привлечении утилизационных грантов не исключается, однако оно должно производиться исключительно через учреждение российских организаций. Индивидуальным предпринимателям, исходя из буквального толкования Правил, субсидирование недоступно, что нельзя признать обоснованным с учетом, что индивидуальные предприниматели РФ так же владеют судами, часто пассажирского типа, и так же должны получить возможность их утилизировать.
Субсидирование является, в соответствии с Правилами, целевым, и выдается исключительно для возмещения части расходов, связанных с оплатой стоимости приобретения (строительства) новых гражданских судов, в том числе по договору лизинга.
Одним из условий получения гранта является сдача на утилизацию судна, возраст которого составляет 30 и более лет, и которое в течение последних 5 лет было зарегистрировано под флагом РФ в Государственном судовом реестре (далее – ГСР), либо в Российском международном реестре судов (далее – РМРС).
Еще одним существенным условием является отсутствие у претендента на получение субсидирования задолженности по налогам и сборам с бюджет РФ, просроченная задолженность по возврату в бюджет РФ субсидий и бюджетных инвестиций.
Российская организация не должна находиться в стадии реорганизации, банкротства или ликвидации, то есть должна быть действующей и вести коммерческую деятельность, а так же не получать субсидирование из бюджетов на поддержку судостроения на основании других нормативных правовых актов.
Субсидия предоставляется при соблюдении российской организацией следующих условий:
- приобретение (строительство) российской организацией нового гражданского судна должно осуществляться за счет собственных и (или) заемных средств и (или) кредитных средств, полученных в российских кредитных организациях, или на основании договоров лизинга, заключенных с российскими лизинговыми компаниями;
- новое гражданское судно должно быть зарегистрировано в ГСР или РМРС;
- утилизируемое судно должно быть сдано на утилизацию после 01.01.2016 г.;
- сумма в размере получаемой субсидии должна быть перечислена в счет оплаты приобретения (строительства) нового гражданского судна, в том числе по договорам лизинга, заключенным с российскими лизинговыми компаниями.
- строительство нового гражданского судна ранее не поддерживалось за счет средств бюджетов бюджетной системы РФ.
Таким образом, одно судно имеет право получить один вариант субсидирования в интересах одной единственной организации, вне зависимости от типа финансирование строительства / покупки такого нового судна.
Для предоставления субсидии между судовладельцем и Министерством промышленности и торговли РФ заключается договор, отдельный для каждого субсидируемого судна. Для заключения договора организация представляет заявление о заключении договора о предоставлении субсидии в произвольной форме, с указанием размера запрашиваемой субсидии, а так же документы, подтверждающие право организации на получение субсидии.
Перечень документов установлен в п. 5 Правил, и включает справки об отсутствии задолженностей, судовые документы (регистрационные, классификационные), а так же надлежащим образом заверенные копии договоров на приобретение / строительство / финансирование приобретения гражданского судна.
Срок рассмотрения министерством заявления судовладельца составляет 25 дней с момента получения всех необходимых документов. У судовладельца могут быть запрошены недостающие сведения и документы в случае, если они не представлены в министерство совместно с заявлением (п. 6 Правил).
В случае удовлетворения заявления российского судовладельца, с ним заключается договор, указанный выше. После заключения договора организация имеет право на фактическое получение денежной субсидии после обращения с министерство с заявлением о предоставлении субсидии, расчетом размера субсидии, доказательствами передачи старого судна на утилизацию, доказательствами оплаты не менее 10 - 15% стоимости нового судна.
Срок рассмотрения министерством заявления судовладельца составляет 25 дней с момента получения всех необходимых документов. У судовладельца могут быть запрошены недостающие сведения и документы в случае, если они не представлены в министерство совместно с заявлением, со сроком их предоставления – 10 рабочих дней (п. 10 Правил).
Пункты 12 – 14 Правил, Приложение №1 и №2 правил регулируют порядок расчета размера допустимой субсидии для гражданских судов и судов рыбопромыслового флота, которые так же подпадают под действие Правил и субсидирование.
Перечисление субсидии судовладельцу осуществляется не позднее 10го рабочего дня после принятия министерством решения о предоставлении субсидии. Перечисление возможно исключительно в рублях, на расчетный счет, открытый в банке РФ.
В выдаче субсидии судовладельцу может быть отказано в случае, если он не соответствует требованиям, установленным Правилами, не представил все необходимые документы, либо представил подложные сведения для получения гранта.
Дополнительно, министерство имеет право отозвать субсидирование, а судовладелец обязан будет возвратить его в течение 30 рабочих дней со дня получения требования о возврате в случае установления министерством и (или) органами государственного финансового контроля факта нарушения целей, условий и порядка предоставления субсидии.
Процедура получения утилизационного гранта завершается представлением российским судовладельцем в министерство копию свидетельства о регистрации судна в ГСР или РМРС в течение 45 рабочих дней со дня подписания акта приема-передачи нового гражданского судна между судостроительной организацией и российской организацией или между российской лизинговой компанией и российской организацией.
Основываясь на всем вышеизложенном, новые Правила предусматривают детальное и всестороннее регулирование процедуры получения судовых грантов, доступных российским организациях – владельцам судов с возрастом старше 30 лет, зарегистрированных под флагом РФ. Субсидирование доступно как для прямого финансирования покупки и строительства флота, так и для финансовой аренды в рамках судостроительных контрактов.
Старший партнер Виктория Жданова
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2017