• Проформа BIMCO GUARDCON устанавливает общие положения об охране морских судов. Краткий обзор.

    10 ноября 2016

     Вооруженное сопровождение является неотъемлемой частью расходов судовладельцев в, примерно, 40 процентах случаев совершения рейсов в зонах повышенного риска, включая районы плавания с риском пиратского захвата или государственного переворота.

     Балтийский и международный морской совет (далее – БИМКО) не является организацией, поддерживающей использование вооруженной охраны на морских судах, однако, исходя из понимания реалий индустрии морского транспорта, БИМКО осуществил публикацию и обновление стандартной проформы договора на привлечение специализированных организаций для оказания указанных услуг судовладельцам.

     Проформа GUARDCON была разработана БИМКО при участии судовладельцев, страховых организаций и юристов, и представляет собой стандартный проект договора об оказании квалифицированных услуг по охране конкретного морского судна, с применением разумных сил и заботливости. Договор может быть заключен на рейс или на определенный период времени, и направлен на урегулирование основных существенных условий по оказанию услуг – пределы компетенции исполнителя и его квалификация, страхование, безопасность, ответственность сторон по соглашению.

    Проформа предусматривает, что охранный отряд, предоставляющий услуги от лица исполнителя, должен состоять из 4 человек, если иное не согласовано с судовладельцем.  Условия GUARDCON так же соотносятся с Руководством по применению силы, которое является приложением к проформе и определяет порядок действий и степень самообороны, которая допустима в случаях необходимости ее применения.

    В числе существенных условий проформы находится раздел «Обязанности исполнителя», включая обязанность предоставить квалифицированный персонал для оказания услуги, имеющий военный или иной схожий опыт деятельности, а так же прошедший надлежащую аттестацию для работы на судах. В соответствии с условиями проформы, исполнитель оказывает услуги по защите судна от реальных, очевидных или угрожающих нападений, актов пиратства или насильственного захвата судна. Оказание услуг производится строго в соответствии с требованиями применимого права, Руководства по применению силы и внутренними документами / процедурами, установленными у судовладельца.

     Капитан судна всегда остается ответственным за выдачу общих инструкций исполнителю, а исполнитель действует исключительно на основании данных инструкций, если они являются законными. При этом исполнитель не несет ответственности за действия работников, членов экипажа и иных лиц, нанятых судовладельцем.

     В случае привлечения исполнителя для охраны судна на длительный период времени, судовладелец предоставляет исполнителю нотис о необходимости оказания услуг в течение конкретного рейса в срок не менее чем за 72 часа до начала такого рейса.

     В обязанности исполнителя входит предоставление, в том числе, следующих услуг: выдача инструкций и руководство персоналом и членами экипажа судна, проведение обучения и подготовки к рейсу, при согласии на то капитана судна; выдача рекомендаций по усилению защиты судна при наличии одобрения со стороны судовладельца; отслеживание подозрительных судов и плавучих средств в течение рейса; выдача рекомендаций капитану судна при проведении рутинных проверок безопасности на судне. Так же исполнитель контролирует использование огнестрельного оружья на борту и осуществляет контакты с местными властями порта, в случае необходимости уведомить их о произошедшем инциденте.

     Исполнитель обязан иметь соответствующий полис страхования своей ответственности, осуществлять регулярное медицинское освидетельствование своих работников, а так же не имеет права осуществлять передачу своих прав и обязанностей по договору третьим лицам без согласия судовладельца.

     В обязанности судовладельца, в свою очередь, входит, в том числе, оплата услуг исполнителя и всех расходов, связанных с усилением защиты судна, своевременное информирование портовых владей о любых инцидентах, предоставление исполнителю доступа к судну, оборудованию и сведениям, необходимым для исполнения обязанностей по договору.

     Исполнитель обязан избегать подвергания жизни и здоровья членов экипажа опасности, однако не несет ответственность за их безопасность в случае захвата судна.

     Судовладелец несет ответственность за получение и продление всех лицензий и разрешений, необходимых по закону для нахождения исполнителя на борту судна и оказания им услуг, включая нахождение на судне огнестрельного оружья. Исполнитель, в свою очередь, обязуется получить и поддерживать действие любых лицензий и разрешений, требуемых ему для использования огнестрельного оружья и оказания услуг по договору. В случае отсутствия необходимых лицензий у любой из сторон, такая сторона должна оградить другую сторону от любых штрафов и убытков, вызванных осуществлением деятельности без надлежащего разрешения.

     Порядок оплаты предусмотрен проформой в виде еженедельных выплат за период нахождения исполнителя и его представителей на борту, либо фиксированной единовременной выплаты согласованной договорной цены за рейс. Дополнительно, судовладелец оплачивает исполнителю мобилизационный сбор, если иное не установлено договором.

     Проформа GUARDCON является единственным проектом стандартного договора, регулирующим порядок оказания услуг по вооруженной охране судов в процессе рейса. Исходя из этого, она является полезным ориентиром для судовладельцев, рассматривающих опцию по привлечению охраны на суда, а так же для организаций, планирующих оказание таких услуг для участников индустрии морского и речного транспорта.

     

     

    Старший партнер Виктория Жданова

    Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»,2016