Путин расставил точки над инфраструктурой
Председатель правительства России Владимир Путин обозначил приоритеты в развитии портовой инфраструктуры Северо-Запада. Среди них – развитие порта Усть-Луга, Мурманского транспортного узла, создание транспортной инфраструктуры для освоения северных месторождений и транспортировки СПГ, а также поддержка судостроительных предприятий.
Громадье планов
О приоритетах развития портовой инфраструктуры Северо-Запада России глава правительства рассказал в ходе межрегиональной конференции партии «Единая Россия» на тему «Стратегия социально-экономического развития Северо-Запада России до 2020 года. Программа на 2011–2012 годы».
В ходе выступления Путин выделил два основных направления развития – во-первых, это создание портово-индустриального кластера в Усть-Луге (Ленинградская область), во-вторых, строительство инфраструктуры под освоение Штокмановского месторождения и производство сжиженного природного газа (СПГ). При этом, два достаточно спорных с экономической точки зрения проекта, о которых мы уже писали – создание глубоководного порта в Архангельске (о проекте более подробно читайте здесь >>>>) и на полуострове Бальга (Калининградская область, читать более подробно >>>>) – Путиным упомянуты не были.
Что касается Усть-Луги, то глава правительства высказал уверенность, что грузооборот этого порта к 2018 году достигнет 180 млн тонн в год. Цифра эта, тем не менее, представляется слишком оптимистичной. Неразвитость железнодорожных подходных путей (пропускная способность железной дороги, по экспертным оценкам, в настоящее время позволяет обеспечить грузооборот порта лишь до 30 млн тонн в год), сложности зимней навигации и конкуренция со стороны иностранных портов Балтики ограничивают возможности Усть-Луги. Определенное конкурентное давление на Усть-Лугу может оказать и строительство аванпортов в Санкт-Петербурге (аванпорт Бронка уже находится в процессе строительства).
Как бы то ни было, Усть-Луга в любом случае имеет большой потенциал развития. Одним из его преимуществ является обширный «хинтерлэнд», позволяющий впервые в России создать промышленно-портовый кластер. Практика развития вокруг морских портов индустриальных и логистических зон широко распространена в мире, однако в России до сих пор не получила развития. В настоящее время уже заявлен ряд проектов освоения территории вокруг порта Усть-Луга. Во-первых, это планы самого ОАО «Компания Усть-Луга», предполагающие строительство города портовиков со всей сопутствующей инфраструктурой, а также создание промышленной зоны в непосредственной близости от порта. Во-вторых, о своих намерениях создания офисной, складской и транспортной зоны вокруг порта заявило и ООО «Мультимодальный комплекс Усть-Луга», о чем мы также подробно писали >>>>
«Дальнейшие перспективы Усть-Луги связаны с созданием мощной индустриальной зоны. Здесь должны быть построены современные заводы, жильё, социальная инфраструктура», - поддержал проекты развития территории у порта Владимир Путин.
По словам присутствовавшего на заседании председателя совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» Валерия Израйлита, якорными проектами портово-индустриальной зоны могут стать строительство газохимического комплекса и нефтеперерабатывающего завода (нацеленного на нефть БТС-2). Глава компании также указал на необходимость урегулирования вопросов с собственностью на землю и создание нормативно-правовой базы государственно-частного партнерства. С текстом выступления Израйлита можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Что касается северных портов, то их развитие будет связано, прежде всего, с освоением месторождений углеводородов (Штокман, Приразломная, Ямал) и освоением Северного морского пути. По мнению Путина, последний может составить достойную конкуренцию традиционным маршрутам транспортировки грузов. Впрочем, не все эксперты разделяют это мнение, указывая на бессмысленность попыток сломать сложившиеся логистические схемы, высокие расходы на ледокольную проводку и общую неразвитость арктической инфраструктуры. Как бы то ни было, по словам Путина, основной базой обеспечения судоходства по Севморпути должен стать Мурманск. Отметим в этой связи, что на статус «столицы» пути претендует также Архангельск.
Кроме того, у северных портов открываются перспективы в связи с планами создания на Северо-Западе производств сжиженного природного газа. В частности, в настоящее время в рамках проекта «Ямал СПГ» строится новый порт Сабетта.
Через тернии к портам
На пути продвижения по указанным направлениям развития стоит множество проблем, связанных не только с пробелами в законодательстве и запутанностью имущественных отношений. Ведь развитие портовых мощностей бессмысленно без соответствующего увеличения пропускной способности железнодорожных и автомобильных подходных путей, строительства логистической инфраструктуры.
Так, среди существующих проблем можно выделить необходимость комплексной реконструкции Мурманского железнодорожного узла, неотработанное взаимодействие железнодорожников со стивидорными компаниями, что приводит к сезонному возникновению ситуации «брошенных» поездов, предстоящую концентрацию транзитных перевозок через ст. Мга в результате консолидации существующего грузопотока от ст. Волховстрой с перспективным грузопотоком с Сонковского параллельного направления (в 2009 году построен обход ст. Мга и вторые пути до ст. Веймарн), нерешенность вопроса восстановления работы железнодорожной ветки Гдов-Псков, низкое качество автодорожной сети, незавершенность вопросов по открытию морских пунктов пропуска и другие.
Одна из проблем также состоит в недостаточном количестве ледокольного флота и судов ледового класса, что особенно остро проявилось в зимнюю навигацию 2010-11 годов в Санкт-Петербурге. При том, что Северо-Запад является крупнейшим судостроительным кластером страны, крупнейшие судостроительные предприятия региона пребывают в сложной ситуации. Это и неопределенность судьбы «Балтийского завода» и «Северной верфи», и проект переноса мощностей «Адмиралтейских верфей» на о. Котлин. Интервью с генеральным директором «Балтийского завода» и «Северной верфи» читайте на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>> О проекте создания верфи на о. Котлин читайте здесь >>>>
«Существующие верфи нам предстоит модернизировать и, конечно, расширять, в том числе под создание судов ледового класса, танкеров, ледовых платформ, а также плавучих атомных электростанций. Первая в мире такая электростанция «Академик Ломоносов» строится на Балтийском заводе. Знаю, что там есть определённые проблемы финансового характера, будем их решать. Мы также закладываем целую серию ледоколов, включая атомоход «Лидер» мощностью 110 МВт. И делать эти суда, конечно, будут здесь, на верфях северо-запада, безусловно, у нас, в России», - прокомментировал Путин. Он также заявил о необходимости разрешить проблемы, связанные с гособоронзаказом на судостроительных предприятиях Северо-Запада.
Остается надеяться, что заявленная государством в лице Путина готовность решать накопившиеся в транспортной отрасли Северо-Запада проблемы не останется лишь частью предвыборной кампании.
Громадье планов
О приоритетах развития портовой инфраструктуры Северо-Запада России глава правительства рассказал в ходе межрегиональной конференции партии «Единая Россия» на тему «Стратегия социально-экономического развития Северо-Запада России до 2020 года. Программа на 2011–2012 годы».
В ходе выступления Путин выделил два основных направления развития – во-первых, это создание портово-индустриального кластера в Усть-Луге (Ленинградская область), во-вторых, строительство инфраструктуры под освоение Штокмановского месторождения и производство сжиженного природного газа (СПГ). При этом, два достаточно спорных с экономической точки зрения проекта, о которых мы уже писали – создание глубоководного порта в Архангельске (о проекте более подробно читайте здесь >>>>) и на полуострове Бальга (Калининградская область, читать более подробно >>>>) – Путиным упомянуты не были.
Что касается Усть-Луги, то глава правительства высказал уверенность, что грузооборот этого порта к 2018 году достигнет 180 млн тонн в год. Цифра эта, тем не менее, представляется слишком оптимистичной. Неразвитость железнодорожных подходных путей (пропускная способность железной дороги, по экспертным оценкам, в настоящее время позволяет обеспечить грузооборот порта лишь до 30 млн тонн в год), сложности зимней навигации и конкуренция со стороны иностранных портов Балтики ограничивают возможности Усть-Луги. Определенное конкурентное давление на Усть-Лугу может оказать и строительство аванпортов в Санкт-Петербурге (аванпорт Бронка уже находится в процессе строительства).
Как бы то ни было, Усть-Луга в любом случае имеет большой потенциал развития. Одним из его преимуществ является обширный «хинтерлэнд», позволяющий впервые в России создать промышленно-портовый кластер. Практика развития вокруг морских портов индустриальных и логистических зон широко распространена в мире, однако в России до сих пор не получила развития. В настоящее время уже заявлен ряд проектов освоения территории вокруг порта Усть-Луга. Во-первых, это планы самого ОАО «Компания Усть-Луга», предполагающие строительство города портовиков со всей сопутствующей инфраструктурой, а также создание промышленной зоны в непосредственной близости от порта. Во-вторых, о своих намерениях создания офисной, складской и транспортной зоны вокруг порта заявило и ООО «Мультимодальный комплекс Усть-Луга», о чем мы также подробно писали >>>>
«Дальнейшие перспективы Усть-Луги связаны с созданием мощной индустриальной зоны. Здесь должны быть построены современные заводы, жильё, социальная инфраструктура», - поддержал проекты развития территории у порта Владимир Путин.
По словам присутствовавшего на заседании председателя совета директоров ОАО «Компания Усть-Луга» Валерия Израйлита, якорными проектами портово-индустриальной зоны могут стать строительство газохимического комплекса и нефтеперерабатывающего завода (нацеленного на нефть БТС-2). Глава компании также указал на необходимость урегулирования вопросов с собственностью на землю и создание нормативно-правовой базы государственно-частного партнерства. С текстом выступления Израйлита можно ознакомиться на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>
Что касается северных портов, то их развитие будет связано, прежде всего, с освоением месторождений углеводородов (Штокман, Приразломная, Ямал) и освоением Северного морского пути. По мнению Путина, последний может составить достойную конкуренцию традиционным маршрутам транспортировки грузов. Впрочем, не все эксперты разделяют это мнение, указывая на бессмысленность попыток сломать сложившиеся логистические схемы, высокие расходы на ледокольную проводку и общую неразвитость арктической инфраструктуры. Как бы то ни было, по словам Путина, основной базой обеспечения судоходства по Севморпути должен стать Мурманск. Отметим в этой связи, что на статус «столицы» пути претендует также Архангельск.
Кроме того, у северных портов открываются перспективы в связи с планами создания на Северо-Западе производств сжиженного природного газа. В частности, в настоящее время в рамках проекта «Ямал СПГ» строится новый порт Сабетта.
Через тернии к портам
На пути продвижения по указанным направлениям развития стоит множество проблем, связанных не только с пробелами в законодательстве и запутанностью имущественных отношений. Ведь развитие портовых мощностей бессмысленно без соответствующего увеличения пропускной способности железнодорожных и автомобильных подходных путей, строительства логистической инфраструктуры.
Так, среди существующих проблем можно выделить необходимость комплексной реконструкции Мурманского железнодорожного узла, неотработанное взаимодействие железнодорожников со стивидорными компаниями, что приводит к сезонному возникновению ситуации «брошенных» поездов, предстоящую концентрацию транзитных перевозок через ст. Мга в результате консолидации существующего грузопотока от ст. Волховстрой с перспективным грузопотоком с Сонковского параллельного направления (в 2009 году построен обход ст. Мга и вторые пути до ст. Веймарн), нерешенность вопроса восстановления работы железнодорожной ветки Гдов-Псков, низкое качество автодорожной сети, незавершенность вопросов по открытию морских пунктов пропуска и другие.
Одна из проблем также состоит в недостаточном количестве ледокольного флота и судов ледового класса, что особенно остро проявилось в зимнюю навигацию 2010-11 годов в Санкт-Петербурге. При том, что Северо-Запад является крупнейшим судостроительным кластером страны, крупнейшие судостроительные предприятия региона пребывают в сложной ситуации. Это и неопределенность судьбы «Балтийского завода» и «Северной верфи», и проект переноса мощностей «Адмиралтейских верфей» на о. Котлин. Интервью с генеральным директором «Балтийского завода» и «Северной верфи» читайте на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>> О проекте создания верфи на о. Котлин читайте здесь >>>>
«Существующие верфи нам предстоит модернизировать и, конечно, расширять, в том числе под создание судов ледового класса, танкеров, ледовых платформ, а также плавучих атомных электростанций. Первая в мире такая электростанция «Академик Ломоносов» строится на Балтийском заводе. Знаю, что там есть определённые проблемы финансового характера, будем их решать. Мы также закладываем целую серию ледоколов, включая атомоход «Лидер» мощностью 110 МВт. И делать эти суда, конечно, будут здесь, на верфях северо-запада, безусловно, у нас, в России», - прокомментировал Путин. Он также заявил о необходимости разрешить проблемы, связанные с гособоронзаказом на судостроительных предприятиях Северо-Запада.
Остается надеяться, что заявленная государством в лице Путина готовность решать накопившиеся в транспортной отрасли Северо-Запада проблемы не останется лишь частью предвыборной кампании.
Виталий Чернов.