• 17 июня 2011

    ОСК ушла в Mistral

    Государственная «Объединенная судостроительная корпорация», уже объявившая о совместных с иностранными партнерами проектах по созданию судостроительных заводов на Дальнем Востоке, пришла к соглашению с южнокорейским судостроительным концерном  STX о строительстве новой верфи и в Санкт-Петербурге.  Впрочем, этот проект имеет ряд «подводных камней». Кроме того, эпопея с переговорами о продаже России вертолетоносцев типа Mistral, похоже, подходит к завершению – и ОСК довольна ее итогами. Тем не менее, ключевым российским предприятием для участия в их строительстве являются все те же «Адмиралтейские верфи», которые, при этом, «выселяются» на Котлин.
     
    Новые адмиралтейцы

    Для «Объединенной судостроительной корпорации» (ОСК) последние дни были богаты знаковыми событиями. Как мы уже отмечали в своих публикациях ранее, корпорация в качестве стратегии развития избрала сотрудничество с ведущими иностранными судостроительными компаниями, дабы получить новейшие технологии и сделать судостроительную продукцию России конкурентоспособной на мировых рынках. На этом пути уже заявлялось о крупных совместных проектах строительства верфей на Дальнем Востоке, а именно «Звезда D.S.M.E»(совместно с южнокорейской Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering) и «Восток-Раффлз» (совместно с сингапурской Yantai Raffles Shipyard Ltd.).

    Как сообщил журналистам в ходе Петербургского экономического форума президент ОСК Роман Троценко, накануне, 16 июня 2011 года, было подписано соглашение с южнокорейской судостроительной  корпорацией STX о создании на о. Котлин (Кронштадт, Санкт-Петербург) совместного предприятия «Новоадмиралтейские верфи», взамен действующих «Адмиралтейских верфей» (входят в ОСК), мощности которых будут постепенно выводиться из центра Санкт-Петербурга.

    В соответствии с соглашением, STX будет принадлежать 25% акций нового предприятия. Проектирование завода будет вестись STX, его строительство займет 40 мес.

    Общий объем инвестиций в проект оценивается в $720 млн, в 2011 году планируется выделить $100 млн.

    При этом, по словам Романа Троценко, из бюджета Санкт-Петербурга потребуется вложить порядка 3,5 млрд руб. в инфраструктуру, необходимую для работы верфи, в частности, строительство электроподстанции.  Присутствовавшая на брифинге губернатор города Валентина Матвиенко это никак не прокомментировала. Тем не менее, можно предположить, что город пойдет на данные траты, так как заинтересован в выводе «Адмиралтейских верфей» из центра города, в частности, для реализации лоббируемого городской администрацией проекта строительства Ново-Адмиралтейского моста через Неву, призванного облегчить выходы с Васильевского острова. Нельзя при этом не отметить, что данный проект получил неоднозначную реакцию со стороны общественности. В частности, представители судоходных компаний опасаются, что мост создаст помехи безопасному судоходству по Неве.

    Как пояснил глава ОСК, корпорация обследовала около 20 различных площадок под строительство новой верфи и о. Котлин был определен в качестве оптимальной. При этом для реализации проекта предполагается намыв 40 га территории.


    Меж подводными камнями

    По словам Романа Троценко, «Адмиралтейские верфи» готовы передать городу часть своей территории в  16,8 га уже в 2011 году. Из них 2,8 га отойдут под строительство Ново-Адмиралтейского моста, а оставшаяся площадь будет выставлена на торги под проекты жилой застройки, которые планируется провести уже к сентябрю 2011 года.  

    Одновременно президент корпорации сообщил, что «Адмиралтейские верфи» загружены на 100% до 2016 года. При этом все производство под подлодки загружено на 8 лет, в том числе имеется контракт с Вьетнамом на строительство серии подлодок.

    В связи с этим возникает вопрос, не помешает ли выполнению данных заказов передача городу части территории предприятия уже в 2011 году, а затем и его переезд?  Ведь если строительство начнется уже в 2012 году, то верфь должна быть построена уже к 2015 году, то есть намного раньше, чем через 8 лет.

    Между тем, как сообщила Валентина Матвиенко, «Адмиралтейские верфи» будут выведены из центра города поэтапно и только после полного завершения строительства «Новоадмиралтейских верфей». По ее словам, город заинтересован в том, чтобы предприятие продолжало работать в полном объеме. А полное завершение строительства Комплекса защитных сооружений (дамбы) позволит улучшить автомобильную доступность острова, что важно для успешной работы судостроительного производства.

    Как бы то ни было, но заявленный проект имеет целый комплекс «подводных камней» и вызывает вопросы. Даже если оставить за скобками не очень ясную ситуацию с тем, каким же образом и в какие сроки будут выводиться производственные мощности и как это повлияет на выполнение заказов, остаются вопросы по сохранению коллектива предприятия и экологические аспекты намыва 40 га территории. Ведь не секрет, что не все из работников захотят ездить каждый день из «материковой» части Петербурга в Кронштадт, поэтому часть из них может уйти с завода, в то время как кадровая проблема «синих воротничков» стоит остро. Поэтому перед руководством нового завода встанет проблема удержания и привлечения квалифицированного персонала, что без увеличения социальных расходов будет сделать проблематично. А намыв территории в этом месте потребует проведения многочисленных экологических экспертиз и скорее всего, приведет к протестам со стороны экологов и общественности, в том числе жителей Кронштадта.  В результате издержки могут возрасти весьма значительно и непредсказуемо.

    Газовозы: сделано в Петербурге?


    В то же время, ОСК уже заявила о производственной программе нового завода, рассчитанной на строительство порядка 60 судов. Если учесть, что соглашение с STX подразумевает передачу технологий строительства газовозов, то можно предположить, что «Новоадмиралтейские верфи» будут строить именно их. Это весьма актуально в связи с высоким спросом на данные суда, связанного с перспективами освоения месторождений в северных морях и на полуострове Ямал.

    Подтверждением такого спроса является заключение во время Петербургского экономического форума другого соглашения – межу «Совкомфлотом» и Gazprom Global LNG (GGLNG) (дочернее предприятие ОАО «Газпром») на тайм-чартеры на срок не менее 15 лет двух новых танкеров-газовозов сжиженного природного газа (СПГ) ледового класса грузовместимостью около 170 тыс. куб. м  каждый. При этом в дальнейшем предусматривается возможность строительства еще трех газовозов.

    Как сообщил ИАА «ПортНьюс» генеральный директор «Совкомфлота» Сергей Франк, участником данного соглашения также является ОСК, поскольку первые суда будут строиться на верфи партнера ОСК – корейской STХ, а четвертый и пятый газовоз будут создаваться «с высокой долей участия ОСК».  

    В данном соглашении также участвует концерн Shell, который, к слову сказать, недавно объявил о проекте строительства самого крупного судна в мире – плавучего хранилища СПГ, о чем более подробно можно прочитать на сайте ИАА «ПортНьюс» >>>>

    Как заявил вице-президент Shell Shipping Грэм Хендерсон, «мы очень рады партнёрству с «Совкомфлотом» и Объединённой судостроительной корпорацией для оценки возможностей  строительства газовозов СПГ в России». Как прокомментировал в беседе с ИАА «ПортНьюс» Сергей Франк, Royal Dutch Shell  накопила серьезный опыт строительства газовозов СПГ в Китае и подобный опыт теперь могут получить российские судостроители.

    Можно предположить, что речь может идти как раз о загрузке «Новоадмиралтейских верфей».

    Мистраль раздора

    Не менее важное событие для ОСК связано и с подписанием на Петербургском международном экономическом форуме соглашения между Россией и Францией о покупке вертолетоносцев типа Mistral (Мистраль). Как прокомментировал журналистам перед подписанием соглашения Роман Троценко, первые два корабля будут построены с 40-50% участием российских судостроителей, а последующие 2 будут строиться в России с использованием французских комплектующих. «Мы получили очень интересные для нас условия», - подчеркнул Троценко. По его словам, соглашение также предусматривает передачу российской стороне и соответствующих технологий.

    Отметим, что противоречия между Министерством обороны России и ОСК по вопросу покупки вертолетоносцев возникли как раз после того, когда представители «Адмиралтейских верфей» заявили о своей готовности выполнить данный заказ. Какое же предприятие со стороны России примет участие в выполнении заказа, если учесть ситуацию с «Адмиралтейскими верфями», остается не вполне ясным. Ведь первый корабль планируется сдать в 2014 году, второй - в 2015 году. То есть как раз в тот период, когда, судя по всему, будет проходить процесс переезда завода на Котлин.
     
    Виталий Чернов.


Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен