Эффект ощипывания гуся
Многочисленные законодательные новшества, принятие Таможенного кодекса Таможенного союза, реализация концепции переноса таможенного оформления к госгранице и курс на создание саморегулируемой организации в таможенной сфере оказали существенное влияние на ситуацию с оформлением товаров. О том, с какими проблемами в связи с этим столкнулись и еще могут столкнуться таможенные представители и участники внешнеэкономической деятельности, ИАА "ПортНьюс" рассказали в Региональной ассоциации Таможенных брокеров «Северо-Запад».
Парадоксальный прогресс
Последние 4 года для таможенных брокеров, а ныне представителей, выдались, мягко говоря «занятными». Вектор развития событий менял направления подобно компасу на полюсе. Попытка ориентироваться в подобных условиях, как известно, занятие неблагодарное. Жизнь предлагала все новые «карты местности» в виде изменений в таможенном законодательстве, только путь от этого ясней не становился. К тому же с каждым разом местность становится все «непролазнее». Объективно говоря, необходимо признать, что законодательство с каждым разом становится более прогрессивным, приближаясь к международным стандартам. Вот только в разделах, посвященных деятельности лиц, включаемых в реестры, раз от раза требования ужесточаются. Получается парадоксальная ситуация, когда тренд развития законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) прогрессивный, а положение профессиональных участников, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, ухудшается.
Началось всё с введения солидарной ответственности (здесь мы умышленно упускаем заезженную тему размеров обеспечения в 50 млн руб.). Потом последовал отказ от договора поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и как следствие, значительно выросли затраты, связанные с банковскими гарантиями. Это создало финансовую нагрузку, оказавшуюся непосильной для малого и среднего бизнеса в околотаможенной сфере. Количество участников рынка снизилось вдвое, как мы и прогнозировали.
Легким послаблением стал Таможенный кодекс Таможенного союза, снизивший обеспечение с 50 млн руб. до 1 млн евро. Но при этом обострилась проблема различий в таможенном администрировании в странах Таможенного союза. Выяснилось, что участники ВЭД Казахстана и Белоруссии оказались в более конкурентном положении из-за более либеральной таможенной политики. И вот мы получили долгожданный закон о таможенном регулировании, дающий новый статус. Правда, на прежних условиях.
Если подвести итог, то можно сказать, что нормы ужесточающие положение таможенного брокера, равно как и владельцев складов временного хранения (СВХ) развивались стремительно. Однако до сих пор не заработало ни вносимое обеспечение, ни упрощенные процедуры и как всегда вступившему в действие закону недостает пакета нормативных актов в виде регламентов и положений, конкретизирующих порядок исполнения его статей. То есть, до норм способствующих развитию профессионального рынка услуг мы, видимо, пока не доросли. Подобный стиль регулирования деятельности напоминает эффект ощипывания гуся по принципу: «больше пера при меньшем шипении», в надежде, что и с новыми трудностями справятся… Может - не все и может - не сразу….
Новый курс – саморегулирование
Теперь о главной интриге года – инициатива группы депутатов Госдумы РФ по продвижению закона о саморегулировании в сфере таможенного дела. По мнению экспертов, предлагаемый проект пока, мягко говоря, сыроват, но сам факт его создания отражает стремление к переводу услуг в сфере таможенного дела на путь саморегулирования. В целом, это очень прогрессивный шаг, опять же соответствующий мировой практике.
Но попытаемся разобраться, в чем собственно дело. Саморегулирование предполагает передачу функций по регулированию деятельности в какой-либо сфере самим организациям, объединенным по профессиональному признаку. Неужели законодатель, планомерно "закручивая гайки", готовил рынок ВЭД к революционному прорыву? Это что, была проверка на прочность?
Теперь два основных вопроса в этой связи. Действительно ли государство в лице Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ готово передать функции по регулированию в сфере таможенного дела саморегулируемым организациям (СРО)? Пока ответ - нет. В предлагаемом проекте вхождение в СРО является дополнительным условием включения в Реестр. То есть вдобавок к обеспечению, страхованию и т.д. появляется еще и далеко не бесплатное вхождение в СРО. Взамен же никакой либерализации и передачи никаких полномочий по ведению реестра не предлагается. Все, на что можно надеяться участникам – это «участие в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела», да и то не напрямую, а через Ассоциацию СРО.
Если все-таки произойдет передача функций, то вопрос второй: кто эти счастливчики? А вот тут потянулась череда «неясностей». Проект Закона предлагает всего четыре вида СРО по профессиональной принадлежности: таможенные представители, СВХ, таможенные перевозчики и владельцы магазинов беспошлинной торговли. Возможно добавятся уполномоченные экономические операторы. Все они предположительно должны объединиться в Ассоциацию СРО в сфере таможенного дела, которая от их лица и будет представлена в качестве участника регулирования в сфере таможенного дела в соответствии со статьей 53 закона о таможенном регулировании.
В результате может получиться очередная монополизация, что может подорвать принципы саморегулирования и ограничить возможность самостоятельно влиять на процессы регулирования собственной деятельности для остальных СРО.
Традиционный итог года
Рассмотрим ситуацию с деятельностью таможенных представителей в Санкт-Петербурге. На нее влияют процессы таможенного администрирования по исполнению Концепции переноса таможенного контроля в места приближенные к границе. Совершенно очевидно, что в случае с закрытием любого поста и переносом таможенного оформления в другие места таможенные представители, осуществляющие деятельность на терминале, также вынуждены покидать насиженные места и пытаться обосноваться на новых территориях, либо ликвидировать свои подразделения. Конечно, подобная ситуация не влияет на расстановку сил среди ТОР-компаний, но вносит определенную нервозность…
Итак, посмотрим, что изменилось в стане наших лидеров. Произошедшие изменения вполне ожидаемые. Лидеры по оформлению на таможнях Санкт-Петербурга в очередной раз поменялись местами. Из-за активизации деятельности автопроизводителей (автозавод «Форд») у ООО «СЗТК» увеличился объем декларирования и компания заняла в рейтинге первое место, вновь оттеснив ООО «Восход» на второе. СВТС-Легион «Северо-Запад» сохранил свои позиции. Вернулись в ТОП-5 «Таможенный Консалтинг» и РОСТЭК-«Северо-Запад», вытеснив «Тандем» и «Венту». Возвращение «Таможенного консультанта» обусловлено успехами автозавода «Ниссан». Продвижение РОСТЭК «Северо-Запад» некоторые связывают с процессом влияния закрытия и открытия постов на деятельность таможенных представителей (за последний год 3 поста Санкт-Петербургской таможни разместились на СВХ «РОСТЭК»).
Приводим общий рейтинг таможенных представителей по декларационному массиву:
1 ООО "СЗТК"
2 ООО "ВОСХОД"
3 ООО "СВТС-Легион «Северо-Запад»"
4 ЗАО "РОСТЭК-Северо-Запад"
5 ООО "Таможенный консалтинг"
6 ООО "Санкт-Петербургский таможенный консультант"
7 ООО "ТРАНС-БИЗНЕС БРОКЕР"
8 ООО «Столичная логистическая компания»
9 ЗАО «Инмар»
10 ООО «Статут»
11 ООО «Тандем»
12 ТЭФ «Балт-форвард»
13 ООО «Константа»
14 ООО «Вента»
15 ООО «Бадис»
16 ООО «Вавилон»
17 ООО «Посейдон»
18 ООО «Интеркарго»
19 ООО «Атри»
20 ООО «Интеллект-брокер»
Балтийская таможня
Парадоксальный прогресс
Последние 4 года для таможенных брокеров, а ныне представителей, выдались, мягко говоря «занятными». Вектор развития событий менял направления подобно компасу на полюсе. Попытка ориентироваться в подобных условиях, как известно, занятие неблагодарное. Жизнь предлагала все новые «карты местности» в виде изменений в таможенном законодательстве, только путь от этого ясней не становился. К тому же с каждым разом местность становится все «непролазнее». Объективно говоря, необходимо признать, что законодательство с каждым разом становится более прогрессивным, приближаясь к международным стандартам. Вот только в разделах, посвященных деятельности лиц, включаемых в реестры, раз от раза требования ужесточаются. Получается парадоксальная ситуация, когда тренд развития законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) прогрессивный, а положение профессиональных участников, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, ухудшается.
Началось всё с введения солидарной ответственности (здесь мы умышленно упускаем заезженную тему размеров обеспечения в 50 млн руб.). Потом последовал отказ от договора поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и как следствие, значительно выросли затраты, связанные с банковскими гарантиями. Это создало финансовую нагрузку, оказавшуюся непосильной для малого и среднего бизнеса в околотаможенной сфере. Количество участников рынка снизилось вдвое, как мы и прогнозировали.
Легким послаблением стал Таможенный кодекс Таможенного союза, снизивший обеспечение с 50 млн руб. до 1 млн евро. Но при этом обострилась проблема различий в таможенном администрировании в странах Таможенного союза. Выяснилось, что участники ВЭД Казахстана и Белоруссии оказались в более конкурентном положении из-за более либеральной таможенной политики. И вот мы получили долгожданный закон о таможенном регулировании, дающий новый статус. Правда, на прежних условиях.
Если подвести итог, то можно сказать, что нормы ужесточающие положение таможенного брокера, равно как и владельцев складов временного хранения (СВХ) развивались стремительно. Однако до сих пор не заработало ни вносимое обеспечение, ни упрощенные процедуры и как всегда вступившему в действие закону недостает пакета нормативных актов в виде регламентов и положений, конкретизирующих порядок исполнения его статей. То есть, до норм способствующих развитию профессионального рынка услуг мы, видимо, пока не доросли. Подобный стиль регулирования деятельности напоминает эффект ощипывания гуся по принципу: «больше пера при меньшем шипении», в надежде, что и с новыми трудностями справятся… Может - не все и может - не сразу….
Новый курс – саморегулирование
Теперь о главной интриге года – инициатива группы депутатов Госдумы РФ по продвижению закона о саморегулировании в сфере таможенного дела. По мнению экспертов, предлагаемый проект пока, мягко говоря, сыроват, но сам факт его создания отражает стремление к переводу услуг в сфере таможенного дела на путь саморегулирования. В целом, это очень прогрессивный шаг, опять же соответствующий мировой практике.
Но попытаемся разобраться, в чем собственно дело. Саморегулирование предполагает передачу функций по регулированию деятельности в какой-либо сфере самим организациям, объединенным по профессиональному признаку. Неужели законодатель, планомерно "закручивая гайки", готовил рынок ВЭД к революционному прорыву? Это что, была проверка на прочность?
Теперь два основных вопроса в этой связи. Действительно ли государство в лице Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ готово передать функции по регулированию в сфере таможенного дела саморегулируемым организациям (СРО)? Пока ответ - нет. В предлагаемом проекте вхождение в СРО является дополнительным условием включения в Реестр. То есть вдобавок к обеспечению, страхованию и т.д. появляется еще и далеко не бесплатное вхождение в СРО. Взамен же никакой либерализации и передачи никаких полномочий по ведению реестра не предлагается. Все, на что можно надеяться участникам – это «участие в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела», да и то не напрямую, а через Ассоциацию СРО.
Если все-таки произойдет передача функций, то вопрос второй: кто эти счастливчики? А вот тут потянулась череда «неясностей». Проект Закона предлагает всего четыре вида СРО по профессиональной принадлежности: таможенные представители, СВХ, таможенные перевозчики и владельцы магазинов беспошлинной торговли. Возможно добавятся уполномоченные экономические операторы. Все они предположительно должны объединиться в Ассоциацию СРО в сфере таможенного дела, которая от их лица и будет представлена в качестве участника регулирования в сфере таможенного дела в соответствии со статьей 53 закона о таможенном регулировании.
В результате может получиться очередная монополизация, что может подорвать принципы саморегулирования и ограничить возможность самостоятельно влиять на процессы регулирования собственной деятельности для остальных СРО.
Традиционный итог года
Рассмотрим ситуацию с деятельностью таможенных представителей в Санкт-Петербурге. На нее влияют процессы таможенного администрирования по исполнению Концепции переноса таможенного контроля в места приближенные к границе. Совершенно очевидно, что в случае с закрытием любого поста и переносом таможенного оформления в другие места таможенные представители, осуществляющие деятельность на терминале, также вынуждены покидать насиженные места и пытаться обосноваться на новых территориях, либо ликвидировать свои подразделения. Конечно, подобная ситуация не влияет на расстановку сил среди ТОР-компаний, но вносит определенную нервозность…
Итак, посмотрим, что изменилось в стане наших лидеров. Произошедшие изменения вполне ожидаемые. Лидеры по оформлению на таможнях Санкт-Петербурга в очередной раз поменялись местами. Из-за активизации деятельности автопроизводителей (автозавод «Форд») у ООО «СЗТК» увеличился объем декларирования и компания заняла в рейтинге первое место, вновь оттеснив ООО «Восход» на второе. СВТС-Легион «Северо-Запад» сохранил свои позиции. Вернулись в ТОП-5 «Таможенный Консалтинг» и РОСТЭК-«Северо-Запад», вытеснив «Тандем» и «Венту». Возвращение «Таможенного консультанта» обусловлено успехами автозавода «Ниссан». Продвижение РОСТЭК «Северо-Запад» некоторые связывают с процессом влияния закрытия и открытия постов на деятельность таможенных представителей (за последний год 3 поста Санкт-Петербургской таможни разместились на СВХ «РОСТЭК»).
Приводим общий рейтинг таможенных представителей по декларационному массиву:
1 ООО "СЗТК"
2 ООО "ВОСХОД"
3 ООО "СВТС-Легион «Северо-Запад»"
4 ЗАО "РОСТЭК-Северо-Запад"
5 ООО "Таможенный консалтинг"
6 ООО "Санкт-Петербургский таможенный консультант"
7 ООО "ТРАНС-БИЗНЕС БРОКЕР"
8 ООО «Столичная логистическая компания»
9 ЗАО «Инмар»
10 ООО «Статут»
11 ООО «Тандем»
12 ТЭФ «Балт-форвард»
13 ООО «Константа»
14 ООО «Вента»
15 ООО «Бадис»
16 ООО «Вавилон»
17 ООО «Посейдон»
18 ООО «Интеркарго»
19 ООО «Атри»
20 ООО «Интеллект-брокер»
Балтийская таможня
"Таможенный консалтинг"
ООО "ТРАНС-БИЗНЕС БРОКЕР"
ООО "Транспортно-экспедиторская фирма "Балт -Форвард"
ООО "Тандем"
"БАДИС",
ООО "СТОЛИЧНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" (
"РОСТЭК-Северо-Запад"
ООО "Санкт-Петербургский таможенный консультант"
ООО "АТРИ"
ООО «Вавилон»
«Внештерминал- 2000»
ООО "Константа"
ООО "С.В.Т.С.-Легион Северо-Запад"
ООО "ВОСХОД"
"Аривист- Консалт"
ООО "Балтийское Таможенное Агентство"
ООО "СЗТК"
ООО "ГЕПАРД"
ООО "ТАМОЖЕННЫЙ ЭКСПЕРТ"
ЗАО «П Р А -Лтд.»
Материал предоставлен ИАА "ПортНьюс" Региональной ассоциацией Таможенных брокеров «Северо-Запад».