• 4 марта 2011

    Эффект ощипывания гуся

    Многочисленные законодательные новшества, принятие Таможенного кодекса Таможенного союза, реализация концепции переноса таможенного оформления к госгранице и курс на создание саморегулируемой организации в таможенной сфере оказали существенное влияние на ситуацию с оформлением товаров. О том, с какими проблемами в связи с этим столкнулись и еще могут столкнуться таможенные представители и участники внешнеэкономической деятельности, ИАА "ПортНьюс" рассказали в Региональной ассоциации Таможенных брокеров «Северо-Запад».

    Парадоксальный прогресс

    Последние 4 года для таможенных брокеров, а ныне представителей, выдались, мягко говоря «занятными». Вектор развития событий менял направления подобно компасу на полюсе. Попытка ориентироваться в подобных условиях, как известно, занятие неблагодарное. Жизнь предлагала все новые «карты местности» в виде изменений в таможенном законодательстве, только путь от этого ясней не становился. К тому же с каждым разом местность становится все «непролазнее». Объективно говоря, необходимо признать, что законодательство с каждым разом становится более прогрессивным, приближаясь к международным стандартам. Вот только в разделах, посвященных деятельности лиц, включаемых в реестры, раз от раза требования ужесточаются. Получается парадоксальная ситуация, когда тренд развития законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности (ВЭД) прогрессивный, а положение профессиональных участников, осуществляющих деятельность в сфере таможенного  дела,  ухудшается.

    Началось всё с введения солидарной ответственности (здесь мы умышленно упускаем заезженную тему размеров обеспечения в 50 млн руб.). Потом последовал отказ от договора поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и как следствие, значительно выросли затраты, связанные с банковскими гарантиями. Это создало финансовую нагрузку, оказавшуюся непосильной для малого и среднего бизнеса в околотаможенной сфере. Количество участников рынка снизилось вдвое, как мы и прогнозировали.
     
    Легким послаблением стал Таможенный кодекс Таможенного союза, снизивший обеспечение с 50 млн руб. до 1 млн евро. Но при этом  обострилась проблема различий в таможенном администрировании в странах Таможенного союза. Выяснилось, что участники ВЭД Казахстана и Белоруссии оказались в более конкурентном положении из-за более либеральной таможенной политики. И вот мы получили долгожданный закон о таможенном регулировании, дающий новый статус. Правда, на прежних условиях.
     
    Если подвести итог, то можно сказать, что  нормы ужесточающие положение таможенного брокера, равно как и владельцев складов временного хранения (СВХ) развивались стремительно. Однако до сих пор не заработало ни вносимое обеспечение, ни упрощенные процедуры и как всегда вступившему в действие закону недостает пакета нормативных актов в виде регламентов и положений, конкретизирующих порядок исполнения его статей. То есть, до норм способствующих развитию профессионального рынка услуг мы, видимо, пока не доросли. Подобный стиль регулирования деятельности напоминает эффект ощипывания гуся по принципу: «больше пера при меньшем шипении», в надежде, что и с новыми трудностями справятся… Может - не все и может - не сразу….

    Новый курс – саморегулирование


    Теперь о главной интриге года – инициатива группы депутатов Госдумы РФ по продвижению закона о саморегулировании в сфере таможенного дела. По мнению экспертов, предлагаемый проект пока, мягко говоря, сыроват, но сам факт его создания отражает стремление к переводу услуг в сфере таможенного дела на путь саморегулирования. В целом, это очень прогрессивный шаг, опять же соответствующий мировой практике.

    Но попытаемся разобраться, в чем собственно дело. Саморегулирование предполагает передачу функций по регулированию деятельности в какой-либо сфере самим организациям, объединенным по профессиональному признаку. Неужели законодатель, планомерно "закручивая гайки", готовил рынок ВЭД к революционному прорыву? Это что, была проверка на прочность?

    Теперь два основных вопроса в этой связи. Действительно ли государство в лице Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ готово передать функции по регулированию в сфере таможенного дела саморегулируемым организациям (СРО)? Пока ответ - нет. В предлагаемом проекте вхождение в СРО является дополнительным условием включения в Реестр. То есть вдобавок к обеспечению, страхованию и т.д. появляется еще и далеко не бесплатное вхождение в СРО. Взамен же никакой либерализации и передачи никаких полномочий по ведению реестра не предлагается. Все, на что можно надеяться участникам – это «участие в формировании и реализации государственной политики в области таможенного дела», да и то не напрямую, а через Ассоциацию СРО.

    Если все-таки произойдет передача функций, то вопрос второй: кто эти счастливчики? А вот тут потянулась череда «неясностей». Проект Закона предлагает всего четыре вида СРО по профессиональной принадлежности: таможенные представители, СВХ, таможенные перевозчики и владельцы магазинов беспошлинной торговли. Возможно добавятся уполномоченные экономические операторы. Все они предположительно должны объединиться в Ассоциацию СРО в сфере таможенного дела, которая от их лица и будет представлена в качестве участника регулирования в сфере таможенного дела в соответствии со статьей 53 закона о таможенном регулировании.

    В результате может получиться очередная монополизация, что может подорвать принципы саморегулирования и ограничить возможность самостоятельно влиять на процессы регулирования собственной деятельности для остальных СРО.

    Традиционный итог года

    Рассмотрим ситуацию с деятельностью таможенных представителей в Санкт-Петербурге. На нее влияют процессы таможенного администрирования по исполнению Концепции переноса таможенного контроля в места приближенные к границе. Совершенно очевидно, что в случае с закрытием любого поста и переносом таможенного оформления в другие места таможенные представители, осуществляющие деятельность на терминале, также вынуждены покидать насиженные места и пытаться обосноваться на новых территориях, либо ликвидировать свои подразделения. Конечно, подобная ситуация не влияет на расстановку сил среди ТОР-компаний, но вносит определенную нервозность…

    Итак, посмотрим, что изменилось в стане наших лидеров. Произошедшие изменения вполне ожидаемые. Лидеры по оформлению на таможнях Санкт-Петербурга в очередной раз поменялись местами. Из-за активизации деятельности автопроизводителей (автозавод «Форд») у ООО «СЗТК» увеличился объем декларирования и компания заняла в рейтинге первое место, вновь оттеснив ООО «Восход» на второе. СВТС-Легион «Северо-Запад» сохранил свои позиции. Вернулись в ТОП-5 «Таможенный Консалтинг» и РОСТЭК-«Северо-Запад», вытеснив  «Тандем» и «Венту». Возвращение «Таможенного консультанта» обусловлено успехами автозавода «Ниссан». Продвижение РОСТЭК «Северо-Запад» некоторые связывают с процессом влияния закрытия и открытия постов на деятельность таможенных представителей (за последний год 3 поста Санкт-Петербургской таможни разместились на СВХ «РОСТЭК»).
     
    Приводим общий рейтинг таможенных представителей по декларационному массиву:    

    1    ООО "СЗТК"
    2    ООО "ВОСХОД"
    3    ООО "СВТС-Легион «Северо-Запад»"
    4     ЗАО "РОСТЭК-Северо-Запад"
    5    ООО "Таможенный консалтинг"
    6    ООО "Санкт-Петербургский таможенный консультант"
    7    ООО "ТРАНС-БИЗНЕС БРОКЕР"
    8    ООО «Столичная логистическая компания»
    9    ЗАО «Инмар»
    10    ООО «Статут»
    11    ООО «Тандем»
    12     ТЭФ «Балт-форвард»
    13    ООО «Константа»
    14    ООО «Вента»
    15    ООО «Бадис»
    16    ООО «Вавилон»
    17    ООО «Посейдон»
    18    ООО «Интеркарго»
    19    ООО «Атри»
    20    ООО «Интеллект-брокер»

    Балтийская таможня

    "Таможенный консалтинг"
    ООО "ТРАНС-БИЗНЕС БРОКЕР"
    ООО "Транспортно-экспедиторская фирма "Балт -Форвард"
    ООО "Тандем"
    "БАДИС",
    ООО "СТОЛИЧНАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ" (
    "РОСТЭК-Северо-Запад"
    ООО "Санкт-Петербургский таможенный консультант"
    ООО "АТРИ"
    ООО «Вавилон»
    «Внештерминал- 2000»
    ООО "Константа"
    ООО "С.В.Т.С.-Легион Северо-Запад"
    ООО "ВОСХОД"
    "Аривист- Консалт"
    ООО "Балтийское Таможенное Агентство"
    ООО "СЗТК"
    ООО "ГЕПАРД"
    ООО "ТАМОЖЕННЫЙ ЭКСПЕРТ"
    ЗАО «П Р А -Лтд.»
     
    Материал предоставлен ИАА "ПортНьюс" Региональной ассоциацией Таможенных брокеров «Северо-Запад».
     
Еще больше интересного отраслевого контента на канале в YouTube, паблике в Telegram, в сообществе ВК и канале в Яндекс.Дзен