Профсоюзы пошли на абордаж
Морское пиратство прочно вошло в структуру мировой экономики XXI века, оказывая заметное влияние на логистику доставки грузов морским путем. Количество судопроходов через Суэцкий канал снижается, а судовладельцы предпочитают использовать более безопасные, но и более длительные маршруты в обход Африки с юга. Эта ситуация невыгодна, в первую очередь, морякам, которые решили положить пиратству конец, оказав общественное давление на морские державы.
Веселый Роджер с коммерческой жилкой
Пиратство – это, прежде всего, коммерческое предприятие. Помимо собственно пиратов, от него, прямо или косвенно, «кормится» целая армия «белых» и «зеленых» «воротничков» - начиная от переговорщиков и военных и заканчивая страховыми компаниями и средствами массовой информации. Современные сомалийские пираты, хотя и используют для нападений невзрачные суденышки, экипированы по последнему слову техники, обладают спутниковой связью, дают интервью и, похоже, чувствуют себя полноценными бизнесменами, нашедшими выгодную «экономическую нишу».
Единственными, кому однозначно невыгодно пиратство, являются, пожалуй, сами моряки и члены их семей. Потому что это именно их захватывают в заложники и держат в плену месяцами и годами, в то время как антипиратские силы, зачастую, попросту отпускают морских разбойников из-за отсутствия четкого международного законодательства в этом вопросе и несогласованности позиций разных держав.
В пиратском плену в настоящее время удерживаются 354 моряка. По данным Российского профессионального союза моряков (РПСМ), среди заложников - граждане Индии, Шри-Ланки, Греции, Пакистана, Филиппин, Судана, Ганы, Бангладеш, Украины, Йемена, Мьянмы, Турции, Вьетнама, Кении, Индонезии, Китая, Кореи и Великобритании. В расчете на выкуп удерживается 16 судов.
Через опасную зону близ побережья Сомали ежегодно проходит от 20 до 25 тыс. судов. По существующим оценкам, в сомалийских водах действуют от 600 до 1 тыс. пиратов.
Профсоюзы уверены, что пиратство является решаемой проблемой, однако государства не слишком хотят ее решать. К примеру, достаточно заглушить спутниковую связь, которой пользуются пираты, чтобы дезорганизовать их действия.
Однако пока в официальных рекомендациях экипажам судов, известных как Best Management Practices, содержится, к примеру, странный совет отказаться от размещения на торговых судах, проходящих через опасные воды, вооруженной охраны. В то же время, как пояснил ИАА «ПортНьюс» председатель Совета Балтийской территориальной организации Российского профессионального союза моряков Александр Бодня, эта мера является «самой эффективной» для предотвращения пиратских захватов. По мнению представителя профсоюза, особенно хорошо в борьбе с пиратами проявляют себя российские военные.
Напомним, что действия российского военно-морского флота по отношению к пиратам являются наиболее жесткими. Это проявилось во время операции по освобождению танкера «Московский университет», после которой захваченные пираты бесследно исчезли.
После данного инцидента многие заговорили о недопустимости жесткого ответа на пиратские захваты, так как разбойники пригрозили россиянам, что впредь будут убивать всех захваченных российских моряков. Однако эти угрозы не были приведены в исполнение, и, как уверены представители профсоюзов, являются блефом. Так, по словам Александра Бодня, пиратство является бизнесом, и поэтому пираты стараются не убивать заложников – в этом случае меры со стороны международного сообщества по отношению к ним будут решительными, как к террористам. Пока же они этого не делают, на них можно смотреть «сквозь пальцы», что устраивает многих и, прежде всего, самих пиратов.
Надо сказать, что среди разных стран, имеющих военно-морской флот в опасных регионах, нет единого подхода к тому, как поступать с пиратами. Так, индийские военные уничтожают разбойничьи суда, россияне их штурмуют, а европейцы иногда и просто отпускают. Радикальнее всего по отношению к пиратам выступает китайское правосудие – там современных последователей корсаров предают смертной казни, как и их исторических предшественников.
Хватит – значит хватит
В связи с таким положением дел, профсоюзы по всему миру собрали более 920 тыс. подписей в рамках кампании Enough is Enough под обращением к Международной морской организации (IMO) и Организации объединенных наций, где от правительств и международных организаций требуют принятия действенных и решительных мер для решения пиратской проблемы.
Многие политики утверждают, что борьбу с пиратством следует начать с решения проблем Сомали. Однако, несмотря на внешнюю безупречность такой позиции, следует признать, что она является скорее популистской. Дело в том, что, во-первых, пиратство распространено не только в Сомали, но и в других регионах – в Нигере, Юго-Восточной Азии. Во-вторых, решить проблему нестабильности в Сомали в ближайшем будущем не представляется возможным – это вопрос многих лет и огромных капиталовложений, а гуманитарная помощь в эту страну и так поставляется.
С другой стороны, в качестве морального оправдания своих действий пираты, действительно, используют аргумент о том, что иностранные государства производят незаконный вылов рыбы в их водах, лишая тем самым сомалийцев пропитания. Решить эту проблему, впрочем, не представляется очень сложным мероприятием – достаточно тем же антипиратским силам не допускать в воды Сомали иностранные рыболовные суда.
Таким образом, ограничиваться фразами о необходимости стабилизации политической и социально-экономической ситуации в Сомали недостаточно – пока идут разговоры, нападения будут продолжаться.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» координатор Международной Федерации транспортных рабочих в России Сергей Фишов, одной из главных проблем является отсутствие четкого международного законодательства, которое бы устраняло различные юридические пробелы и казусы, не позволяющие организовать эффективный отпор пиратской угрозе. В частности, это относится и к статусу торговых судов с вооруженной охраной на борту.
Другая проблема связана с ситуацией вокруг «удобных флагов» - страны, которые его предоставляют, как правило, не имеют никаких возможностей для того, чтобы обеспечивать безопасность судов, которые под ним ходят.
В настоящее время подписи, собранные профсоюзами по всему миру (Россия вошла в пятерку стран, собравших наибольшее количество подписей), переданы в IMO. Как заявил в этой связи генеральный секретарь организации Эвфимиос Митропоулос, «IMO разделяет беспокойство моряков, судоходных компаний и более широкого круга общественности в вопросе борьбы с морским пиратством. Я говорю от имени всей Международной морской организации и заявляю, что эта проблема должна быть решена незамедлительно. Сейчас необходимо усилить давление на политическом уровне, чтобы добиться немедленного освобождения заложников, а далее не допустить новые трагедии».
По словам генерального секретаря Международной федерации труда Дэвида Кокрофта, «в то время, когда некоторые страны активно используют военное сопровождение торговых судов, другие, а их большинство, ничего не делают, подвергая моряков, суда, грузы и экологию опасности. Такой колоссальный сбор подписей говорит о том, что правительства и мировое морское сообщество, наконец, должны взять на себя ответственность».
Пиратство – это, прежде всего, коммерческое предприятие. Помимо собственно пиратов, от него, прямо или косвенно, «кормится» целая армия «белых» и «зеленых» «воротничков» - начиная от переговорщиков и военных и заканчивая страховыми компаниями и средствами массовой информации. Современные сомалийские пираты, хотя и используют для нападений невзрачные суденышки, экипированы по последнему слову техники, обладают спутниковой связью, дают интервью и, похоже, чувствуют себя полноценными бизнесменами, нашедшими выгодную «экономическую нишу».
Единственными, кому однозначно невыгодно пиратство, являются, пожалуй, сами моряки и члены их семей. Потому что это именно их захватывают в заложники и держат в плену месяцами и годами, в то время как антипиратские силы, зачастую, попросту отпускают морских разбойников из-за отсутствия четкого международного законодательства в этом вопросе и несогласованности позиций разных держав.
В пиратском плену в настоящее время удерживаются 354 моряка. По данным Российского профессионального союза моряков (РПСМ), среди заложников - граждане Индии, Шри-Ланки, Греции, Пакистана, Филиппин, Судана, Ганы, Бангладеш, Украины, Йемена, Мьянмы, Турции, Вьетнама, Кении, Индонезии, Китая, Кореи и Великобритании. В расчете на выкуп удерживается 16 судов.
Через опасную зону близ побережья Сомали ежегодно проходит от 20 до 25 тыс. судов. По существующим оценкам, в сомалийских водах действуют от 600 до 1 тыс. пиратов.
Профсоюзы уверены, что пиратство является решаемой проблемой, однако государства не слишком хотят ее решать. К примеру, достаточно заглушить спутниковую связь, которой пользуются пираты, чтобы дезорганизовать их действия.
Однако пока в официальных рекомендациях экипажам судов, известных как Best Management Practices, содержится, к примеру, странный совет отказаться от размещения на торговых судах, проходящих через опасные воды, вооруженной охраны. В то же время, как пояснил ИАА «ПортНьюс» председатель Совета Балтийской территориальной организации Российского профессионального союза моряков Александр Бодня, эта мера является «самой эффективной» для предотвращения пиратских захватов. По мнению представителя профсоюза, особенно хорошо в борьбе с пиратами проявляют себя российские военные.
Напомним, что действия российского военно-морского флота по отношению к пиратам являются наиболее жесткими. Это проявилось во время операции по освобождению танкера «Московский университет», после которой захваченные пираты бесследно исчезли.
После данного инцидента многие заговорили о недопустимости жесткого ответа на пиратские захваты, так как разбойники пригрозили россиянам, что впредь будут убивать всех захваченных российских моряков. Однако эти угрозы не были приведены в исполнение, и, как уверены представители профсоюзов, являются блефом. Так, по словам Александра Бодня, пиратство является бизнесом, и поэтому пираты стараются не убивать заложников – в этом случае меры со стороны международного сообщества по отношению к ним будут решительными, как к террористам. Пока же они этого не делают, на них можно смотреть «сквозь пальцы», что устраивает многих и, прежде всего, самих пиратов.
Надо сказать, что среди разных стран, имеющих военно-морской флот в опасных регионах, нет единого подхода к тому, как поступать с пиратами. Так, индийские военные уничтожают разбойничьи суда, россияне их штурмуют, а европейцы иногда и просто отпускают. Радикальнее всего по отношению к пиратам выступает китайское правосудие – там современных последователей корсаров предают смертной казни, как и их исторических предшественников.
Хватит – значит хватит
В связи с таким положением дел, профсоюзы по всему миру собрали более 920 тыс. подписей в рамках кампании Enough is Enough под обращением к Международной морской организации (IMO) и Организации объединенных наций, где от правительств и международных организаций требуют принятия действенных и решительных мер для решения пиратской проблемы.
Многие политики утверждают, что борьбу с пиратством следует начать с решения проблем Сомали. Однако, несмотря на внешнюю безупречность такой позиции, следует признать, что она является скорее популистской. Дело в том, что, во-первых, пиратство распространено не только в Сомали, но и в других регионах – в Нигере, Юго-Восточной Азии. Во-вторых, решить проблему нестабильности в Сомали в ближайшем будущем не представляется возможным – это вопрос многих лет и огромных капиталовложений, а гуманитарная помощь в эту страну и так поставляется.
С другой стороны, в качестве морального оправдания своих действий пираты, действительно, используют аргумент о том, что иностранные государства производят незаконный вылов рыбы в их водах, лишая тем самым сомалийцев пропитания. Решить эту проблему, впрочем, не представляется очень сложным мероприятием – достаточно тем же антипиратским силам не допускать в воды Сомали иностранные рыболовные суда.
Таким образом, ограничиваться фразами о необходимости стабилизации политической и социально-экономической ситуации в Сомали недостаточно – пока идут разговоры, нападения будут продолжаться.
Как прокомментировал ИАА «ПортНьюс» координатор Международной Федерации транспортных рабочих в России Сергей Фишов, одной из главных проблем является отсутствие четкого международного законодательства, которое бы устраняло различные юридические пробелы и казусы, не позволяющие организовать эффективный отпор пиратской угрозе. В частности, это относится и к статусу торговых судов с вооруженной охраной на борту.
Другая проблема связана с ситуацией вокруг «удобных флагов» - страны, которые его предоставляют, как правило, не имеют никаких возможностей для того, чтобы обеспечивать безопасность судов, которые под ним ходят.
В настоящее время подписи, собранные профсоюзами по всему миру (Россия вошла в пятерку стран, собравших наибольшее количество подписей), переданы в IMO. Как заявил в этой связи генеральный секретарь организации Эвфимиос Митропоулос, «IMO разделяет беспокойство моряков, судоходных компаний и более широкого круга общественности в вопросе борьбы с морским пиратством. Я говорю от имени всей Международной морской организации и заявляю, что эта проблема должна быть решена незамедлительно. Сейчас необходимо усилить давление на политическом уровне, чтобы добиться немедленного освобождения заложников, а далее не допустить новые трагедии».
По словам генерального секретаря Международной федерации труда Дэвида Кокрофта, «в то время, когда некоторые страны активно используют военное сопровождение торговых судов, другие, а их большинство, ничего не делают, подвергая моряков, суда, грузы и экологию опасности. Такой колоссальный сбор подписей говорит о том, что правительства и мировое морское сообщество, наконец, должны взять на себя ответственность».
Виталий Чернов.
О тактике действий пиратов и других вопросах, связанных с пиратством, читайте в разделе "Актуальная тема" от 8 апреля 2010 г.