Все контейнеры в гости будут к нам?
Рынок морских контейнерных перевозок в новом году начал восстанавливаться. По крайней мере, статистика контейнерооборота крупнейших мировых портов по первым двум месяцам выглядит обнадеживающе. На этом фоне активизировались притязания портов Балтики на то, чтобы стать контейнерными хабами.
Зимний рост
Первые намеки на восстановление рынка появились еще в декабре 2009 г. Тенденция, которую эксперты и участники рынка еще опасались называть устойчивым ростом, похоже, все-таки закрепляется. Так, контейнерооборот порта Сингапур по предварительным данным в январе-феврале 2010 года вырос на 18% по сравнению с показателем аналогичного периода 2009 г. - до 4 млн 515,5 тыс. TEUs. В феврале контейнерооборот порта вырос на 17,9% по сравнению с февралем 2009 г. и снизился на 6,4% по сравнению с январем 2010 г. - до 2 млн 183,2 тыс. TEUs.
Контейнерооборот портов Китая вырос на 28,4% - до 20 млн 964 тыс. TEUs, в том числе морских на 26,5% - до 18 млн 867 тыс. TEUs, речных на 49,4% - до 2 млн 973 тыс. TEUs.
Контейнерооборот портов Латвии в январе-феврале 2010 года также вырос, на 8,3% в сравнении с показателем аналогичного периода 2009 г. - до 32 тыс. 93 TEUs.
Контейнерооборот порта Лонг Бич (США) в январе-феврале 2010 года вырос на 17,4% по сравнению с показателем аналогичного периода прошлого года - до 841,939 тысяч TEUs. В феврале 2010 г. контейнерооборот порта составил 413 тыс. TEUs, что на 3,7% ниже, чем было перевалено в январе 2010 г.
Объем перевалки контейнеров другого крупнейшего порта США - Лос Анджелес, в январе-феврале 2010 года вырос на 9,74% по сравнению с показателем аналогичного периода 2009 г. - до 1 млн 98 тыс. 427,75 TEUs. В феврале объем перевалки контейнеров составил 525,458 тыс. TEUs, что на 26,95% больше, чем в феврале 2009 г.
Большой порт Cанкт-Петербург не остался в стороне от общей тенденции. Он вырос по контейнерам за тот же период на 32% по сравнению с показателем аналогичного периода 2009 г. - до 235,2 тысячи TEUs. В феврале было перевалено на 9,4% больше контейнеров, чем в январе 2010 г.
С одной стороны, столь решительный рост объемов перевалки контейнеров можно объяснить пополнением материальных запасов после новогодних праздников и кризисного периода прошлого года, когда они содержались на минимуме, что косвенно подтверждается снижением в ряде крупнейших портов контейнерооборота в феврале текущего года в сравнении с январем. Тем не менее, сам факт такого пополнения уже говорит о стабилизации рынка, который в будущем, скорее всего, будет продолжать расти, хотя и не столь быстрыми темпами.
Позитивному прогнозу способствует и постепенное восстановление индекса стоимости фрахта Baltic Dry - с начала 2010 г. он вырос на 287 пунктов, хотя пока и находится на довольно низком уровне. И хотя индекс отражает стоимость фрахта сырья, он говорит о росте промышленности (прежде всего спрос на сырье обеспечивается промышленностью Китая), что, в свою очередь, ведет и к будущему увеличению контейнеропотока.
Это подтверждается и внушительным ростом композитного индекса стоимости фрахта контейнерных грузов Китая, который за последние 3 месяца вырос на 34,7%. Индекс стоимости фрахта контейнерных грузов Китая отражает динамику фрахтовых цен на экспортные контейнерные перевозки из Китая по 11 направлениям 16-ти крупнейших международных судоходных компаний.
Впрочем, есть и проблемы. Например, усугубляющаяся ситуация с пиратством. По мнению морского координатора Международной федерации транспортных работников Стива Коттона, правительства стран практически ничего не делают для решения этой проблемы.
Дележ пирога
Рост рынка быстро почувствовали все его участники. В Балтийском регионе за контейнерный "пирог" поборются сразу несколько портов. В России на Балтике, во-первых, строится порт Усть-Луга, который уже неоднократно заявлял о своих амбициозных планах. Правда, пока строительство контейнерного терминала там заморожено ввиду разногласий между его инвесторами - First Quantum и Fesco (акционеры непосредственного инвестора проекта "Национальной контейнерной компании"), и амбиции порта пока остаются только словами. Другой, еще более "бумажный" проект - это создание глубоководного контейнерного порта-хаба в Калининградской области. О данном проекте мы писали в разделе "Актуальная тема" от 16 сентября 2009 г.
Куда более реальна на данный момент деятельность Большого порта Санкт-Петербург, куда в декабре 2009 г. уже заходил океанский контейнеровоз компании Maersk, а на днях ожидается прибытие еще одного.
Напомним, что в декабре 2009 года в Санкт-Петербург на «Первый контейнерный терминал» «Национальной контейнерной компании» (ПКТ) уже осуществлялся судозаход океанского контейнеровоза. Тогда на ПКТ впервые принял к обработке судно Maersk Nimes, который прибыл на ПКТ из Эквадора с дозагрузкой в Бремерхафене и Роттердаме. В рамках своего первого захода на ПКТ Maersk Nimes доставил 538 TEUs и принял на борт 1500 TEUs.
Maersk Nimes - одно из пяти крупнейших океанских судов N-серии (их названия начинаются на букву N), которые с декабря 2009 года совершают заходы на ПКТ. Всего в серии построено 6 океанских судов ледового класса вместимостью более 2500 TEUs, последний из которых планируется спустить на воду в апреле 2010 года.
Компания Maersk заказала N-серию специально для сервиса ECUBEX с тем, чтобы реализовать возможность круглогодично и без ограничений заходить в порт Санкт-Петербург с большим количеством рефрижераторных контейнеров на борту (600 реф.розеток).
«Отсутствие перевалки в европейском порту для контейнеров, следующих из стран латинской Америки, является свидетельством отличного сервиса, востребованного клиентами», - говорят в компании Maersk.
Однако возможности роста петербургского порта уже практически исчерпаны.
Впрочем, помимо российских гаваней на статус контейнерных хабов Балтики претендуют порты Орхус (Дания), Гданьск (Польша), Клайпеда (Литва) и Таллинн (Эстония). По словам представителя порта Таллинн Эрика Рингмаа, для эстонского порта ключевым является российский транзит. "Мы видим себя не столько как хаб, сколько как морские ворота между Европой и Россией", - отметил он. Отметим, что конкурентоспособность и "осязаемость" данных портов пока все-таки выше, чем у российских проектов. Чтобы России достался кусочек контейнерного "пирога", ей придется очень быстро решить множество проблем - и с долгосрочным финансированием портовых проектов, и с созданием современной инфраструктуры, и с бюрократией и коррупцией на границе и в таможне.
Виталий Чернов.
Фото, сделанное ИАА "ПортНьюс", океанского контейнеровоза Maersk Line, зашедшего в "Петролеспорт" 22 марта 2010 г. и открывшего первый прямой контейнерный сервис между Эквадором и Россией ECUBEX: