В результате целенаправленной деятельности органов государственного морского и речного надзора в первом полугодии 2009 года количество транспортных происшествий на морском и речном транспорте по сравнению с аналогичным периодом 2008 года существенно сократилось.
На морском транспорте в первом полугодии 2009 году произошло уменьшение количества аварийных случаев более, чем в 5 раз (в 2008 году произошло 22 аварийных случая, в соответствующий период 2009 году – 4 аварийных случаев). Совещание отметило, что в водах Российской Федерации по-прежнему имеют место аварийные случаи с ответственностью иностранных судов, что свидетельствует о недостаточном уровне безопасности мореплавания на иностранных судах, заходящих в российские территориальные воды.
На внутреннем водном транспорте общее количество транспортных происшествий в 2009 году уменьшилось более, чем в два с половиной раза (в 2009 году произошло 11 транспортных происшествий, в 2008 году – 29).
Вместе с тем, в ходе инспекторских проверок продолжают выявляться недостатки, отрицательно влияющие на безопасность судоходства. Инспекторами госморречнадзора отмечается, что в первом полугодии 2009 года существенно снизилась требовательность судовладельцев, экипажей судов, классификационных обществ, капитанов морских портов и территориальных органов госморречнадзора в организации выпуска судов из морских портов Российской Федерации в зарубежные рейсы. Вследствие этого только за 6 месяцев 2009 года в иностранных портах задержано 45 российских судов. В тоже время за весь 2008 г. в иностранных портах задержано 65 российских судов.
В целях повышения уровня безопасности функционирования морского и внутреннего водного транспорта, сокращения числа транспортных происшествий участникам совещания было предложено провести ряд мероприятий.
Начальнику Управления Государственного морского и речного надзора Петру Ермолаеву поручено совместно с Российским Речным Регистром и Ассоциацией судоходных компаний проработать вопросы безопасной эксплуатации несамоходных судов и подготовить предложения в Минтранс России о введении ограничения по эксплуатации таких судов без наличия грузов в бортовых и днищевых танках. Кроме того, предложено подготовить предложения по введению требований для несамоходных судов по наличию на них специального оборудования с целью оперативной локализации возможных разливов. В рамках подготовки к предстоящему аудиту Международной морской организации (ИМО) проверить наличие документированности исполнения функций, в качестве тренировки к международному аудиту ИМО организовать проведение внутреннего аудита.
В связи с транспортным происшествием с составом теплохода «Шлюзовой-103» с баржей «Бельская», приведшей к разливу топлива около 2 тонн мазута и показавшего неэффективность существующей системы подготовки и утверждения Планов ЛАРН, совещание поручило Управлению государственного морского и речного надзора подготовить обращение в Минтранс России с предложениями:
- рассмотреть вопросы упрощения создания и утверждения планов ЛАРН для судоходных компаний, занимающихся только перевозкой грузов;
- рассмотреть вопрос о внесении изменений и дополнений в приказ Минтранса России от 01.11.2002 года N138, утвердившего Положение о минимальном составе экипажей самоходных транспортных судов, предусмотрев возможность выдачи свидетельств о минимальном составе экипажа судам с числом экипажа, реально обеспечивающим безопасность плавания за счет надлежащего несения вахты и наличия на речных судах стоящего на руле рулевого без привлечения его к работе в машине во время вахты.
По материалам Госморречнадзора