Подготовка этого международного проекта заняла много сил и времени. Все четыре порта, через которые пролегает маршрут регаты: Гдыня, Санкт-Петербург, Турку и Клайпеда, трудились не покладая рук, объединяя усилия и помогая друг другу, а в чем-то и соперничая. Подготовка в Санкт-Петербурге началась за три года до самого события – с того самого дня, как был подписан контракт о принимающем порте между Губернатором Санкт-Петербурга В.И.Матвиенко и организаторами регаты, английским некоммерческим фондом Sail Training International. Сейчас, до регаты остается 2 месяца, и оценивать пройденный путь еще рано, но все же попробуем описать главные достижения нашего города на нынешнем этапе подготовки.
В начале, как и везде, были активисты. Яхтсмены Санкт-Петербурга – непримиримые соперники на городских соревнованиях – вдруг объединились и на борту своих яхт понесли флаги Санкт-Петербургского этапа регаты в другие страны и порты. Санкт-Петербург приглашал парусники со всех концов света, ставилась задача – 10-15 судов класса «А» (самые большие в мире парусники) должны ошвартоваться летом у Васильевского острова. Сейчас их 20: доступ на них будет открыт для публики, а значит гулять по набережной и заходить в гости к именитым капитанам можно будет весь день напролет.
В противовес другим портам, когда-либо принимавшим участие в регате, Санкт-Петербург впервые отправляет в море 200 молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет. Анкеты на сайте регаты заполнялись по мере информирования молодежи города о возможности поучаствовать в настоящем морском приключении. Агитация велась повсеместно – почти во всех ВУЗах, на морских и молодежных выставках в течение 2008 года и в начале 2009-го не прекращалось анонсирование регаты, и оно нашло своих слушателей. Более 500 заявок от молодых петербуржцев дали старт четырем собраниям, на которых было подробно рассказано о регате и условиях участия в программе набора. А с февраля этого года началась серьезная подготовка: заключение договоров, подготовка методических пособий, обучение и, наконец, сдача зачета. Для двухсот человек, не испугавшихся видимых трудностей и своим упорством доказавших, что они достойны выйти в море, теперь все пойдет как по расписанию: 24 апреля – день «икс» - матросы выбрали свой парусник! Это может быть небольшая яхта, та, на которой чувствуется вкус настоящей гонки и ответственность, конечно, больше, а может быть и парусник, самый быстрый на всей планете «Мир», или «Юный Балтиец» - большое судно для маленьких моряков. Май, июнь – знакомство с экипажем, весенний ремонт яхт, оформление виз, а потом – долгожданные выходы в Финский залив, попытка привыкнуть к кренам и качке, освоиться на яхте. В конце июня некоторые из воспитанных самим городом матросов уже отправятся в Польшу. Мы узнаем обо всем чуть позже, уже от них самих. Юные участники регаты ни секунды не сомневаются, что сделали что-то очень важное, ведь воспоминания молодости станут дорогими мгновениями в будущем, а морской характер уже не вытравишь из тех, кто ходил под парусом.
Организаторы регаты не забыли и об одном из главных событий этого года в морской жизни Санкт-Петербурга – трехсотлетии Центрального военно-морского музея. Местом празднования юбилея был выбран Румянцевский спуск Васильевского острова, где было решено установить причал, который станет продолжением причальной линии для судов-участников регаты. Ошвартованные на причале суда, от реплик исторических кораблей до современных гоночных яхт, продемонстрируют эволюцию российского судостроения, а на берегу музей представит свою переносную экспозицию.
Праздничное шествие всех экипажей яхт-участников регаты TSR-2009 по улицам города – своеобразный подарок, который моряки преподносят каждому принимающему порту. Под трубы и барабаны разодетая кто во что горазд молодежь из разных стран мира приветствует гостеприимный город и его жителей. После парада экипажей состоится вручение призов за первую гонку на ступенях Военно-морского музея. Первые лица города будут поздравлять тех, кто проявил самую большую волю к победе и не спугнул удачу в морском состязании. Самый главный приз регаты – Friendship Trophy. Название говорит само за себя – тарелку, передающуюся из рук в руки ежегодно, мечтает получить каждый экипаж, ведь она символизирует саму суть регаты. Более полувека моряки со всех стран собираются вместе, чтобы под парусом выстоять морские бушующие ветра, а на берегу отдать дань дружбе морской молодежи из разных стран мира.
Увидеть всю флотилию регаты можно будет в Финском заливе, в день отхода судов из Санкт-Петербурга – 14 июля. Со зрительских теплоходов особенно хорошо наблюдать за тем, как расправляют паруса все парусники – от маленьких яхт до больших судов, а экипажи прощаются с нашим городом.
Анастасия Остапова