Принятый в этом году закон о нулевом НДС для судоремонта, не проработав и полгода, вызвал волну нареканий со стороны бизнеса. Сейчас предприниматели через РСПП пытаются добиться поправок в этот закон.
Судоремонтная отрасль России на фоне международной трансформации судоходства и рыболовства получила уникальный шанс к стремительному развитию. Ограничение возможности (вплоть до ее полного отсутствия) российским судовладельцам заходить для ремонта в зарубежные порты моментально подняло спрос на отечественный судоремонт, который, как оказалось, еще не готов к столь массовому наплыву клиентов.
Российский рынок судоремонта морского гражданского флота по итогам 2022 года оценивается экспертами в сумму более 124 млрд рублей.
На нем можно выделить две группы отечественных судоремонтных предприятий. К первой относятся компании, которые специализируются на судоремонте, и для них он является основной сферой деятельности. В их числе: 40 крупных и средних предприятий, которые обладают производственными мощностями и имеют доки, причальные стенки, корпусные мастерские, оборудование и т.д.; 128 – малых и 500 микропредприятий. Именно эта группа компаний выполняет львиную долю работ по ремонту и обслуживанию гражданского морского флота. Вторая группа компаний – предприятия, которые оказывают услуги по судоремонту в числе прочих услуг. Серди них 48 крупных и средних предприятий, 91 – малых и 370 микропредприятий.
Востребованность услуг ремонта судов, особенно на море, велика. Более того, те суда, которые только строятся, также будут требовать ремонта, отмечают опрошенные ИАА «ПортНьюс» участники рынка.
Проблемы…
Сложностей в судоремонте хватает. Помимо высокого дефицита судоремонтных мощностей в России можно отметить и другие схожие с судостроительной отраслью вопросы, ставшие почти риторическими – острая необходимость импортозамещения судового оборудования, доступных дешевых денег для развития судоремонтных предприятий и серьезная нехватка квалифицированных кадров. Проблемы отрасли судоремонта были сформулированы на конференции «ПортНьюс».
К относительно быстро решаемым проблемам судоремонтников можно отнести низкую эффективность принятых государством мер господдержки отрасли. Ранее судоремонт не облагался НДС, но лет 10 назад данная мера была отменена. Затем по настоятельным просьбам судоремонтников нулевой НДС вернули, назвав это отраслевой мерой господдержки.
«Создание новых предприятий и модернизация существующих мощностей не возможна без государственного стимулирования и введения специализированных мер поддержки, одной из которых является нулевой НДС. При этом принятый механизм вызывает опасения у действующих игроков рынка и тех, кто готов вложить в него значительные средства, – комментирует председатель совета директоров АО «Нордик Инжиниринг» Николай Шабликов. – На протяжении нескольких месяцев активно обсуждается на разных площадках необходимость корректировки действующей нормативной базы в части увеличения сроков инвестиционного соглашения, расширения объектов и целей, на которые планируется тратить деньги в рамках данных инвестсоглашений, увеличения срока действия соглашения и многое другое».
По закону обнуление ставки НДС для судоремонтного предприятия станет возможным только при заключении предприятием с Минпромторгом России инвестиционного соглашения о модернизации собственных мощностей за свои деньги в течение 7 лет. Размер собственных вложений в производство должен составлять не менее 20% суммарного оборота от деятельности по судоремонту по итогам предыдущего года.
Решение об обнулении НДС для судоремонтных предприятий – ожидаемый и позитивный шаг, но условия предоставления этой меры господдержки вызывают очень много вопросов у частного бизнеса.
Проблемные вопросы практической реализации закона обсуждались в сентябре в рамках круглого стола на судостроительной выставке «Нева» и на конференции «Судоремонт, модернизация, комплектующие» (дискуссии были организованы медиа-группой «ПортНьюс»).
К недостаткам принятого закона были отнесены:
▪ короткие сроки принятия решения по заключению инвестсоглашений (один год), короткие сроки инвестсоглашений (семь лет недостаточно для окупаемости инвестиций);
▪ отсутствие критериев эффективности инвестиций, предъявляемых к предприятиям;
▪ ограниченные возможности участия небольших предприятий, для которых проблематично изъять 20% средств из оборота;
▪ отсутствие ясности в части возмещения НДС при использовании поставщиками оборудования различных налоговых режимов;
▪ отсутствие правовой определенности условий инвестиционного соглашения, в том числе в части штрафных санкций.
Все это препятствует в полной мере реализации очень важной и актуальной меры поддержки судоремонта.
«Судоремонтникам нужны понятные и равные для всех правила игры, – отмечает Николай Шабликов. – Единственная на сегодняшний день поданная заявка на данную господдержку является показательной: отрасль до конца не понимает возможности поддержки и находится в выжидающей позиции. На примере одного прецедента должна быть наглядно показана и максимально отлажена процедура работы всего механизма. Очень хочется верить, что регулятор найдет возможность обсудить все эти вопросы с рынком и по результатам обсуждения будет найдено соломоново решение».
… и решения
По итогам отраслевых дискуссий 24 октября прошло заседание Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре, на которой по инициативе ее председателя, главы ВАРПЭ Германа Зверева проблема обсуждалась с участием судоремонтников, региональных властей и профильных ведомств. По его итогам президент РСПП Александр Шохин направил письма в адрес заместителя председателя правительства Российской Федерации – министра промышленности и торговли Дениса Мантурова и в адрес министра финансов России Антона Силуанова с просьбой о доработке отраслевого законодательства в сфере судоремонта (копия писем имеется в распоряжении ИАА «ПортНьюс») на основании предложений профильной комиссии.
Предлагается увеличить срок заключения инвестиционного соглашения с 7 до 15 лет и возможность его заключения продлить после 31 декабря 2024 года. Увеличение срока действия инвестиционного соглашения будет стимулировать развитие малых и средних предприятий, уверены в РСПП.
Предложено также рассмотреть возможность заключения инвестиционного соглашения с вновь создаваемыми организациями (работающими на рынке менее 3-х лет). Также предложено подтверждать опыт и квалификацию компании – претендента на заключение инвестиционного соглашения путем предоставления документов классификационного общества.
Бизнес-сообщество просит снизить размер инвестиционных вложений в модернизацию производственных средств с 20% до 10–15% и разрешить инвестировать не только в собственные производства, но и в объекты, находящиеся в долевой собственности и в долгосрочной аренде.
«Судоремонт – это услуга с горизонтом планирования не более 2 лет, поэтому возможность распределения высвободившихся от НДС средств на другие цели может действительно стимулировать судоремонтные предприятия применить данную меру поддержки в условиях неоднородного спроса на рынке», – считает директор Ассоциации Судостроительный кластер Архангельской области Сергей Смирнов.
В РСПП отмечают, что нулевой НДС будет востребован далеко не всеми судоремонтными предприятиями, поскольку даже обновленный закон будет нести в себе определенные риски.
Так, судовладельцы – заказчики судоремонтных услуг при заключении соглашений на ремонт судна с верфью, которая работает с нулевым НДС, не смогут получить соответствующие вычеты.
Если заказчик судоремонта оплатит аванс с учетом НДС 20 %, (до момента заключения инвестиционного соглашения судоремонтной верфью), то в последующем у него возникнет обязанность восстановить излишне принятый к вычету авансовый НДС.
«Возможность принятия входящего НДС к вычету будет иметь положительный эффект только для тех предприятий, значительная доля поставщиков которых являются плательщиками НДС. В иных случаях, если судоремонтное предприятие будет закупать товары (работы, услуги) у контрагентов, не являющихся плательщиками НДС (например, иностранными компаниями или компаниями на УСН), сохранение возможности принимать входящий НДС к вычету не будет иметь значения для такого судоремонтного предприятия. Таким образом, при решении вопроса о целесообразности применения данной меры поддержки, предприятие должно принимать во внимание состав его основных поставщиков», – отмечают в РСПП.
Однако глава Комиссии РСПП по рыбному хозяйству и аквакультуре Герман Зверев уверен, что спрос на нулевой НДС будет: «Российский рыболовный флот насчитывает около 1500 судов, внутри страны в основном ремонтируют малотоннажные сейнеры, а вот в сегментах средне- и крупнотоннажных, а также транспортных судов услугами отечественных судоремонтных верфей пользуется менее половины рыбопромышленников. Мы последовательно выступаем за развитие судоремонтного потенциала внутри страны и считаем это одной из важнейших задач развития рыболовства, особенно с учетом возникших проблем с ремонтом флота в ЕС и повышением стоимости услуг азиатских заводов. Поэтому 24 октября комиссия провела широкое обсуждение правоприменительной практики закона о нулевом НДС для судоремонта. С учетом острой необходимости создания в России сильной судоремонтной базы мы разработали пакет изменений в приказ Минпромторга №2977 от 16.08.2023».