Доля российских внешнеторговых грузов, переваливаемых через порты сопредельных государств Балтии, по итогам первого полугодия 2023 года составила 1,46% от общего грузооборота российских морских портов против 2,7% годом ранее. Тем не менее перевалка некоторых грузов в портах недружественных стран даже возросла.
По данным Росморречфлота, объем перевалки российских внешнеторговых грузов через порты сопредельных государств (Прибалтики, Финляндии и Украины - через последнюю в этом году российские грузы по понятным причинам не шли) в первом полугодии 2023 года сократился примерно на 43% и составил чуть больше 6,6 млн тонн.
При этом перевалка через порты прибалтийских государств сократилась на 38%, до примерно 6 млн тонн, а Финляндии - на 52%, до примерно 635 тыс. тонн.
Наибольшее падение наблюдалось по углю и удобрениям.
Коротко В первом полугодии 2023 года Россия сократила долю перевалки своих грузов в сопредельных государствах Балтии до менее 1,5% от общего грузооборота российских портов. Настоящим «убийцей» прибалтийских портов стал терминал «Ультрамар» в Усть-Луге. Тем не менее российские грузоотправители увеличили перевалку зерна и черных металлов в портах Прибалтики, а в Котке - минудобрений. |
Обнуление удобрений
Падение прогнозируемо произошло, в первую очередь, за счет минудобрений. Так, российские грузоотправители практически обнулили перевалку удобрений через порты Прибалтики.
Сказалась работа нового специализированного балкерного терминала «Ультрамар» в Усть-Луге, а также «Европейского серного терминала» и ряда мощностей в Большом порту Санкт-Петербург. Примечательно, что перевалка удобрений сильнее всего выросла в Азово-Черноморском бассейне (на 170%): в основном через Новороссийск и Туапсе.
В истории с удобрениями есть один нюанс – на фоне падения грузопотока российских удобрений в Прибалтике наблюдался его прирост в финском порту Котка почти на треть, до более 600 тыс. тонн. Дело в том, что в Котке работает терминал, связанный с российским производителем. Несмотря на снижение мировых цен на удобрения с весны 2022 года, они остаются на уровне примерно в два раза превышающем средние допандемийные цены, при том что Россия остается ключевым поставщиком удобрений в мире. Разворачивающийся продовольственный кризис в мире говорит о том, что спрос на удобрения будет оставаться высоким в обозримой перспективе. Соответственно, можно ожидать роста экспорта удобрений из России.
Вряд ли прибалтийским портам что-то «перепадет» от этого объема, однако необходимо продолжать развивать и новые мощности в России, особенно на Дальнем Востоке (где до сих пор отсутствуют специализированные терминалы для перевалки удобрений) и Юге, а также увеличивать провозную способность железных дорог на этих направлениях. Более того, необходимо строить мощности для перевалки 11 млн тонн в год белорусского калия, о чем более подробно мы писали ранее.
Угольный отток
Падает и перевалка российского угля через порты Прибалтики. Так, за первое полугодие этого года через Вентспилс было перегружено в шесть раз меньше российского угля (585 тыс. тонн), чем в соответствующем периоде прошлого года. А вот объем перевалки угля в Балтийском бассейне России, напротив, вырос за тот же период в 1,5 раза – в основном, за счет работы того же терминала «Ультрамар», которого впору называть «убийцей прибалтийских портов».
Действительно, проблем с мощностями для перевалки угля сейчас в России нет: их, как видно, достаточно на Балтике, на Севере активно строится «Порт Лавна» под перевалку 18 млн тонн угля в год, а на Юге имеется балкерный терминал компании ОТЭКО, способный обрабатывать крупнейшие балкеры дедвейтом до 220 тыс. тонн. Про Дальневосточный бассейн, состоящий в основном из угольных терминалов, и говорить нечего.
Руда и металлы
А вот по руде и черным металлам ситуация более сложная. Так, объем перевалки российской руды через порты прибалтийских государств вырос более чем на четверть, до 1,78 млн тонн, а металлов - в 2,7 раза, до 427 тыс. тонн.
Здесь можно отметить, что руда могла быть переориентирована из портов Украины, через которые в 2022 году успели перегрузить 371 тыс. тонн руды. Примерно на такой объем и прирос грузооборот российской руды в прибалтийских портах. Кроме того, в этом году российская руда не шла через порты Финляндии. При этом объем перевалки руды в российских портах также падал.
Хлеб насущный
Прирост в иностранных портах наблюдался и по российскому зерну, причем в два раза - до 1,1 млн тонн. Сказывается отсутствие зерновых терминалов на Северо-Западе России (не считая Калининграда). В связи с этим отметим, что зерно начали перегружать в порту Высоцк за счет диверсификации угольного терминала. За первое полугодие через терминал было перегружено уже более 100 тыс. тонн зерна.