Президент Белоруссии Александр Лукашенко вновь поднял вопрос о перевалке белорусских грузов в портах России. По его словам, наиболее остро стоит вопрос с перевалкой калийных удобрений, при этом рассматривается два порта для создания соответствующего терминала: Приморск и Мурманск. Как обстоит дело с перевалкой белорусских грузов на самом деле?
Коротко: белорусские нефтепродукты благополучно перегружаются через терминалы в Санкт-Петербурге и Усть-Луге, а размещение калийного терминала в Приморске имеет свои недостатки. При этом возможен вариант вхождения в проект комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ). |
Президент Белоруссии Александр Лукашенко на совещании 18 июля 2023 года призвал «окончательно определиться» с перевалкой белорусских грузов через порты России. По его словам, нужно либо строить собственный терминал, либо модернизировать один из существующих.
«Понятно, мы ушли (не по своему желанию) из традиционных портов и работаем по перевалке наших грузов, а это около 20 млн тонн, во всех портах Российской Федерации, – заметил Александр Лукашенко. – Есть ли конкретные результаты в этом направлении? — продолжил он. — Какие порты задействованы для перевозки калийных удобрений и нефтепродуктов, какие есть проблемы в связи с этим? Есть ли у нас понимание, сколько калия мы можем переваливать через порты Российской Федерации на приемлемых условиях?».
Что касается нефтепродуктов, то в 2021 году в Москве было подписано межправительственное соглашение об организации сотрудничества в области перевозки и перевалки белорусских нефтепродуктов, предназначенных на экспорт в третьи страны, через российские морские порты. Документ предполагает перевалку белорусскими предприятиями более 9,8 млн тонн грузов в российских портах на Балтике в 2021-2023 годах, в дальнейшем действие соглашения может быть продлено. Нефтепродукты производства белорусских НПЗ перевозятся до портов РФ железнодорожным транспортом.
Как подтвердил «ПортНьюс» источник, знакомый с ходом реализации соглашения, белорусские нефтепродукты в настоящее время продолжают идти через соответствующие терминалы в Санкт-Петербурге и Усть-Луге.
Как ранее сообщил министр транспорта России Виталий Савельев на сессии Парламентского собрания Союза Белоруссии и России, в 2023 году через порты России должно быть перегружено 6,5 млн тонн белорусских нефтепродуктов. «Количество нефтепродуктов, запланированных по соглашению в перевозке, перевалке, в 2023 году составляет почти 6,5 млн тонн, в 2022 году мы ставили задачу перевезти железной дорогой в российские порты порядка 2,5 млн тонн, а по факту перевезли 3,7 млн тонн», — процитировали СМИ слова министра.
Сложнее обстоит дело с перевалкой калийных удобрений: в России попросту не хватает специализированных мощностей под те объемы, которые заявляет к отгрузке Белоруссия (порядка 11 млн тонн в год).
По данным российского Минтранса, объем перевалки белорусских удобрений через порты России в 2023 году ожидается на уровне 8,4 млн тонн.
В настоящее время белорусский калий «разбросан» мелкими партиями по портам разных морских бассейнов России. В частности, он перегружался на многопрофильном морском перегрузочном комплексе «Бронка» в Санкт-Петербурге. Так, по данным источника «ПортНьюс» в отрасли, объем перевалки белорусского калия через Бронку до конца 2023 года должен составить порядка 1 млн тонн. Однако перевалка на неспециализированных терминалах в биг-бэгах – временное решение, не способное заменить полноценного глубоководного специализированного терминала.
Как мы предполагали ранее, для белорусской стороны было бы логичным войти в проекты «Приморского УПК» (порт Приморск) или «Порта Лавна» (Мурманск). В своем последнем выступлении Александр Лукашенко косвенно подтвердил наши предположения, обозначив именно эти два порта как наиболее перспективные для создания инфраструктуры под перевалку удобрений.
«Необходимо окончательно определиться, что нужно — строить терминал, порт или модернизировать какой-либо существующий, и немедленно начинать работу, — подчеркнул глава государства. — Насколько я знаю, где-то под Ленинградом мы и строим, и модернизируем. Под Мурманском пока телепаемся».
Что именно строит Белоруссия «под Ленинградом» – это, впрочем, загадка. Подтвердить информацию о строительстве белорусского калийного терминала нам не удалось. Можно лишь предполагать, что президент мог иметь в виду какие-то работы в Бронке. При этом упомянутый нами проект «Приморский УПК» изначально предполагал строительство терминала для перевалки минудобрений мощностью 5 млн тонн в год. Впрочем, вариант в Приморске имеет и свои недостатки: район считается курортным и крупномасштабное портовое строительство здесь вызывает протесты экологов и общественности.
Если говорить о Мурманске, то там уже на высокой стадии реализации находится проект «Порт Лавна», ориентированный на перевалку угля мощностью 18 млн тонн в год. Учитывая, что работы ведутся в рамках Комплексного плана развития Мурманского транспортного узла с подведением железнодорожной ветки на левый берег Кольского залива, можно было бы рассмотреть и расположение в этом районе специализированного калийного терминала. Мурманск обеспечивает близкий выход на Северный морской путь, на котором уже со следующего года должна начаться круглогодичная навигация. А это дает дополнительные аргументы в пользу мурманского варианта, ведь Китай является одним из ключевых потребителей белорусского калия.
Как бы то ни было, строительство специализированного глубоководного терминала с нуля займет несколько лет.