Судостроение на кадровом крючке
Несмотря на турбулентное состояние экономики, российские верфи загружены заказами. Их исполнение, наряду с другими проблемами, усложняется дефицитом квалифицированного персонала. За 2022 год компании судостроительного сектора разместили на 26% новых вакансий больше, чем в прошлом году. Изменить ситуацию исключительно усилиями бизнеса невозможно, так как необходимо возрождение и обновление системы профессиональных учебных заведений, образовательных программ вузов.
По данным аналитиков HeadHunter, за 2022 год компании из судостроительной отрасли по всей России разместили более 20 тыс. вакансий для сотрудников разных специализаций, что на 26% больше, чем годом ранее. Возглавил список регионов, нуждающихся в новых сотрудниках для работы на верфях, Санкт-Петербург, разместив каждую пятую вакансию (20%, или более 1,1 тыс. вакансий). Далее следует Удмуртия (10% вакансий от всего объема по стране), и замыкает тройку лидеров Приморский край (7%).
При этом медианная зарплата по стране в этой сфере составляет 80 670 рублей. За год зарплата выросла на 24%, или 15 600 рублей.
В условиях дефицита
Дефицит кадров — давняя проблема российского судостроения, которая в прошлом году обострилась: заказы есть, рук не хватает. Такая ситуация характерна как для крупных, так и для небольших верфей.
«Дефицит персонала связан с ростом объема производства и высокой загрузкой предприятий. Нехватка персонала имеет и региональную специфику. Так, в Санкт-Петербурге огромная конкуренция за кадры, предприятия стараются предложить лучшие условия. При этом представителей рабочих профессий в Санкт-Петербурге не так много, как в других регионах, поэтому верфи помимо конкурентной заработной платы и социального пакета предлагают соискателям обучение в своих учебных центрах для получения нужной профессии», — рассказали ИАА «ПортНьюс» в АО «Объединенная судостроительная корпорация» (ОСК).
Для эффективного использования персонала в ОСК ведется работа по балансировке дефицита и профицита работников: с 2020 по 2022 год между предприятиями корпорации через ресурсный центр было перемещено более 4,5 тыс. работников. В самой ОСК экономический эффект от такого подхода оценивают в 120 млн рублей.
Среди предприятий, входящих в состав ОСК, в настоящее время наибольшая потребность в персонале отмечается на «Адмиралтейских верфях», «Северной верфи», ЦС «Звездочка» и СПО «Арктика». В большей степени в корпорации востребованы новые специалисты рабочих профессий: трубопроводчики, электросварщики, сборщики КМС, слесари-монтажники судовые, сборщики-достройщики. По оценке главы ОСК Алексея Рахманова, потребности корпорации в инженерных кадрах ежегодно составляют порядка 1150 человек до 2025 года.
Аналогичная ситуация и на верфях, не входящих в корпорацию. «В 2022 году предприятие заключило контракты на строительство пассажирских судов и земснаряда, прорабатываются и другие судостроительные проекты. В этих условиях потребность в профильных специалистах возросла», — уточнили в пресс-службе ЗАО «Нефтефлот» (г. Самара). Этой самарской верфи сегодня остро не хватает инженерно-технических кадров и квалифицированных рабочих со специализацией в судостроении: сварщиков, сварщиков-сборщиков, слесарей, токарей, механиков.
Для Онежского судостроительно-судоремонтного завода (ОССЗ) на 2023 год в приоритете задача по закрытию вакансий по основному производственному персоналу (электросварщики, сборщики корпусов металлических судов, трубопроводчики). Здесь так же, как и на других верфях, остро стоит вопрос потребности в инженерно-конструкторских кадрах. О таких же проблемах рассказали и на калининградском заводе «Преголь», где сегодня нуждаются в различных инженерах, руководителях проектов, а также в рабочих с высокой квалификацией.
Приведи друга
Следует признать, что сложности с наймом персонала характерны для всей российской промышленности. Поэтому конкуренция разворачивается не только между судостроительными компаниями, но и на межотраслевом уровне.
По данным опроса Банка России, в декабре 2022 года о проблемах с наймом сообщила почти половина предприятий страны. Для сравнения: в феврале 2021 года таких предприятий была треть. Основные причины — недостаточный уровень компетенций и рост заработных плат из-за конкуренции между работодателями. Так, из-за повышенного спроса на оборонных предприятиях, где часто предлагаются более выгодные условия (в том числе по таким рабочим специальностям, как слесари и сварщики), наблюдался отток трудовых ресурсов с гражданских заводов.
В сложившихся условиях более крупные верфи помимо заработной платы могут предложить дополнительные меры материальной поддержки и стимулирования. Например, на ряде предприятий ОСК («Северная верфь», Балтийский завод, СПО «Арктика») как один из инструментов привлечения персонала реализуются реферальные программы, когда новый сотрудник устраивается на завод по протекции кого-то из работников. В пресс-службе ОСК рассказали, что на Балтийском заводе акция «Приведи друга» существует уже более пяти лет. Подобная практика в прошлом году была также применена СПО «Арктика».
В то же время среди небольших верфей, опрошенных «ПортНьюс», далеко не все готовы предложить не только дополнительную финансовую поддержку, но и более высокую в сравнении с конкурентами зарплату. Такие предприятия делают больший упор на работу с местными учебными заведениями и региональными властями.
Автоматизация — не панацея
В общемировой практике нехватку кадров на предприятиях часто решают двумя способами — привлечение трудовых мигрантов и автоматизация производства. Что касается мигрантов, то российские верфи пока не готовы принимать таких сотрудников массово. Предпочтение отдается людям с соответствующим образованием и подходящим опытом. В то же время, по данным Банка России, в 2022 году в страну въехало на 29% меньше высококвалифицированных иностранных специалистов, чем годом ранее.
Что касается автоматизации производственных процессов, то надо понимать, что это достаточно длительный и инвестиционноемкий процесс, а заказы надо выполнять уже сегодня. Между тем большинство судозаводов приступили или запланировали модернизацию производств.
В частности, в ОСК автоматизированные плоскостные линии резки и сварки установлены на «Адмиралтейских верфях», в филиале АО «ЦС «Звездочка» — «Красная кузница», на заводе «Красное Сормово». Как рассказали в корпорации, Санкт-Петербургский морской технический университет разрабатывает и предполагает внедрить в 2023 году на Балтийском заводе технологию гибридной лазерно-дуговой сварки, распространив ее в дальнейшем на другие предприятия. Университетом предложено две программы профессионального обучения этим технологиям — как для рабочих, так и для специалистов среднего звена.
На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе в настоящее время реализуется проект глубокой модернизации производства, предусматривающий как внедрение автоматизированных участков с применением оборудования с ЧПУ и цифровизации производственных процессов, так и установка промышленных роботов, в частности, на сварочных операциях при изготовлении секций, микропанелей и фундаментов для строящихся судов.
«Вместе с тем каждое судно — это уникальное, штучное изделие, поэтому инженерные и конструкторские специальности, а также многие рабочие профессии в судостроении еще долгое время будут актуальны», — уверены на ОССЗ.
Внедрение автоматизированных линий на предприятиях судостроения во многом зависит от наличия серийной продукции, которую производит предприятие или конкретный цех, объясняют в ОСК. Кроме того, применение таких автоматизированных линий при сварочных работах секций корпусов и отдельных узлов или использование станков с ЧПУ для мелкосерийного производства деталей всегда связано с повышением квалификации специалистов и их аттестацией на виды работ.
Охота на студентов
Работа с молодыми специалистами, вчерашними студентами, для многих верфей становится проблематичной из-за отсутствия в регионах учебных заведений, готовящих нужные кадры. Так, в Ростовской области, где расположены три морских порта — Ростов-на-Дону, Азов и Таганрог, подготовкой специалистов для судостроения и судоремонта занялись только в 2022 году. На базе Донского государственного технического университета был открыт сначала ресурсный центр, а затем факультет кораблестроения и морской техники. Предполагается, что здесь будут готовить кадры для судоремонтных предприятий региона, таких как АО «Азовская судоверфь», АО «РИФ», ОАО «Моряк».
«За предыдущие десятилетия закрылось много профессиональных учебных заведений, где готовили рабочих. Сегодня многие профессионалы — люди далеко за 50. Отсутствие профильных образовательных организаций и направлений подготовки востребованных в судостроении специалистов является одной из основных причин дефицита как инженерных кадров, так и специалистов рабочих профессий», — рассказали в ЗАО «Нефтефлот». В таких условиях предприятие вынуждено привлекать выпускников по профильным специальностям из других регионов России. Таким работникам помогают с переездом, оплачивают проживание. Кроме того, в планах компании создание собственного учебного центра.
Многие верфи подписывают соглашения о сотрудничестве с учебными заведениями, в том числе с теми, что расположены в других регионах. Так, Онежский судостроительно-судоремонтный завод, расположенный в Петрозаводске, помимо Петрозаводского индустриального колледжа, где проводится подготовка по профессии «Судостроитель-судоремонтник металлических судов», работает с Санкт-Петербургским государственным морским техническим университетом и Сибирским государственным университетом водного транспорта (СГУВТ).
«За последние годы 13 студентов СГУВТ успешно прошли практику на предприятии, из них трое работают на заводе», — уточнили представители верфи.
В Архангельской области, где расположен «Севмаш» (входит в ОСК), есть Техникум судостроения и машиностроения. Однако, по словам губернатора региона Александра Цыбульского, учебному заведению необходима модернизация, предполагающая приобретение высокотехнологичных станков, создание специализированных учебных классов, ремонт комплекса зданий. Решение всех этих проблем местные власти оценили в сумму более чем 500 млн рублей.
ОСК, чтобы обеспечить свои верфи специалистами инженерных профессий, ежегодно принимает на практику более трех тысяч студентов. На большинстве предприятий практикантам выплачивается заработная плата (в среднем около 30 тысяч рублей в зависимости от выработки).
В Санкт-Петербурге и Калининградской области судостроительные предприятия вошли в федеральный проект «Профессионалитет». Данная программа разработана с целью подготовки выпускников под конкретное место. Со студентами, начиная со второго года обучения, будут заключаться трехсторонние договоры на целевое обучение со взаимными обязательствами сторон по овладению мастерством и трудоустройством.
Помимо этого, некоторые верфи готовы брать людей без специальных навыков и знаний и обучать самостоятельно, что опять же требует дополнительных ресурсов компании.
Очевидно, что подбор квалифицированного персонала будет всегда актуальным вопросом для судостроителей. В отечественной и мировой практике есть множество инструментов для его решения. Однако эффективными они могут быть только при совместных усилиях со стороны бизнеса, региональных и федеральных властей, особенно в части образования. Усилий и ресурсов судостроителей в решении кадровых вопросов явно недостаточно.
Содержание и анонсы статей свежего и предыдущих номеров журнала >>>>
Вы можете оформить подписку на журнал «ПортНьюс» в удобном для вас формате: печатном или электронном в один клик на нашем портале >>>>