НДС хорошо, СКО – лучше
Для судоремонтных предприятий России планируется установить нулевую ставку налога на добавленную стоимость (НДС). В отрасли приветствуют данный шаг, однако отмечают, что для возрождения судоремонта этого недостаточно и проблема требует комплексного решения.
Что предлагается?
Правительство России подготовило поправки в Налоговый кодекс, в соответствии с которыми для судоремонтных заводов устанавливается нулевая ставка налога на добавленную стоимость (НДС). Льгота будет действовать для предприятий, которые занимаются восстановлением судов в доках и на верфях, а также при условии, что организации станут направлять на собственное развитие не меньше 20% выручки на протяжении 7 лет. Такое обязательство будет закреплено в соглашении с государством.
В настоящее время от НДС освобождаются услуги (включая судоремонт) по обслуживанию морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного «река‒море» плавания в период стоянки в портах, по лоцманской проводке, а также услуг по классификации и освидетельствованию судов. При этом на ремонт судов в доках и на судоверфях, а также судов, не выведенных из эксплуатации и стоящих у причалов верфей, а не портов, применяется ставка НДС в 20%.
Председатель правительства России Михаил Мишустин: «Глава государства ставил задачу добиться, чтобы как можно больше операций по оснащению, дооборудованию и ремонту судов проводилось именно в нашей стране. Для выполнения этого поручения правительство подготовило поправки в Налоговый кодекс… В результате бизнес сможет за счет сэкономленных средств нарастить свои инвестиционные возможности, больше вкладывать в долгосрочные проекты, закупать передовое, дорогостоящее оборудование, которое необходимо для обслуживания современных высокотехнологичных судов и морской техники». |
Напомним, сейчас услуги по судоремонту в России осуществляют 57 организаций. Всего, как следует из стратегии развития судостроительной промышленности до 2035 года, в России действует около 50 крупных и более 100 малых и средних судоремонтных организаций. Мощности основных предприятий ориентированы на военные корабли.
В чем проблема?
Не секрет, что отечественные судовладельцы предпочитают ремонтировать свои суда в иностранных государствах, например, в Турции. И на то есть целый комплекс причин. Прежде всего, это свободные мощности (доки), которых в России недостаточно. А их наличие влияет на сроки выполнения ремонта.
Директор Ассоциации поставщиков нефтегазовой промышленности «Созвездие» Сергей Смирнов: «Там (в Турции – прим. ред.) нет проблемы отсутствия доков. В России часто бывает: приходишь, а док занят, там ремонтируется аварийное судно или пришел гособоронзаказ... В Турции в принципе такого нет. Там даже если судовладелец подписывает контракт с одной компанией и у нее по каким-то причинам занят док, то без всяких проблем это судно идет в соседний док. А там сотни доков. Поэтому нам нужен не один и не два дока, нам нужны десятки доков в каждом регионе». |
Впрочем, проблема отсутствия достаточного количества доков – не самая сложная. Так, по мнению первого заместителя директора «Морское инженерное бюро-СПб» Николая Автутова, в России любой морской завод может собрать понтоны и затем построить док.
Проблемы могут возникнуть только с монолитными доками, которые возможно построить лишь на крупных заводах, таких как СК «Звезда» или «Залив». И льгота по НДС, конечно, развитию мощностей поспособствует.
Более сложная проблема – это судовое комплектующее оборудование (СКО), запчасти. В условиях санкций эта проблема обострилась неимоверно. Можно построить сколько угодно доков и дать сколько угодно льгот судоремонтным предприятиям, но без наличия СКО в нужном количестве, в необходимой номенклатуре и в логистически доступных местах, отремонтировать вы ничего не сможете. А чтобы в России наладить производство СКО по приемлемым ценам, необходима крупносерийность и желательно – экспортные возможности. Но эта задача выходит уже далеко за рамки судоремонта.
Комментарий для «ПортНьюс» от Объединенной судостроительной корпорации (ОСК): «Мы ждем принятия важного для нас решения по обнулению НДС на выполнение судоремонта. Установление нулевой ставки налога на добавленную стоимость по судоремонту на условиях инвестиций в собственное развитие предельно актуально. Однако эта мера может решить лишь часть проблем судоремонта. Например, для создания отечественного СКО, востребованного судоремонтом, нужны другие меры. Обобщая, следует отметить, что для отрасли нужен системный комплексный подход в части мер поддержки со стороны государства. Необходимо дальнейшее развитие программы лизинга, субсидирование верфей Дальнего Востока и предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию по программе диверсификации и разрабатывающих опытные образцы. Возможно, стоит задуматься о базовом отраслевом законе, который мог бы стать опорным для развития судостроения и связанных с ним производств СКО». |
Что делать?
Как видно, решить задачу возрождения судоремонта в России без «вписывания» ее в более комплексную программу развития производства СКО – невозможно. А налаживать производство СКО можно лишь в связке с развитием судостроения и всех смежных отраслей. В идеале в каждом морском бассейне России должны быть созданы как доки в необходимом количестве, так и складские центры с достаточным запасом СКО и запчастей для тех типов судов, которые в данном бассейне эксплуатируются. Но сделать это без планирования на государственном уровне, на наш взгляд, проблематично.
Рекомендуем к прочтению: Забытый судоремонт